Словарь античности

АТЛЕТ (греч. участ­ник состя­за­ния), пер­во­на­чаль­но атле­та­ми назы­ва­лись участ­ни­ки гим­на­сти­че­ских, музы­каль­ных и дру­гих состя­за­ний за честь быть победи­те­лем в гре­че­ских поли­сах. Позд­нее, со вре­ме­ни кри­зи­са поли­сов, атле­ты пред­став­ля­ли собой про­фес­сио­наль­ных спортс­ме­нов, участ­ни­ков спор­тив­ных аго­нов. Атле­ту-победи­те­лю возда­ва­лись поче­сти и пре­до­став­ля­лись осо­бые при­ви­ле­гии, напри­мер, пра­ва граж­да­ни­на, в его честь устра­и­ва­лись обще­ст­вен­ные тор­же­ства и пир­ше­ства; он осво­бож­дал­ся от выпла­ты нало­гов и т. д. Про­фес­сио­наль­ные атле­ты соблюда­ли стро­гий режим тре­ни­ро­вок, дие­ту и пр.

См. также:
АТЛЕТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: «БЫСТРЕЕ! ВЫШЕ! СИЛЬНЕЕ!» • АЛЕЙПТ • АГИТАТОР • ЛОДОЧНЫЕ ГОНКИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадумен).
Мрамор греческих островов.
Ок. 100 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Мрамор. Римская копия II в. с бронзового греческого оригинала Мирона сер. V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Ланчелотти.
Паросский мрамор.
Римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Римская копия с греческого оригинала Мирона (т. н. «Дискобол Таунли»).
Мрамор.
Лондон, Британский музей.
6. КЕРАМИКА. Этрурия.
Ваза с бегущей фигурой.
Чернофигурная амфора.
Мастер группы Микали.
Глина. VI в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Мирона.
Современная реконструкция оригинальной статуи V в. до н. э.
Скомбинированные гипсовые слепки, окрашенные под бронзу.
Рим, Римский национальный музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Юный атлет (предположительно, надгробный памятник).
Мрамор. Ок. 400 г. до н. э.
Афины, Археологический музей Пирея.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Атлет с диском.
Краснофигурная амфора (с загнутыми ручками). Аттика.
Мастер Клеофрада.
Глина. 490—480 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Мрамор.
Римская копия с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА