Словарь античности

АТЛЕТ (греч. участ­ник состя­за­ния), пер­во­на­чаль­но атле­та­ми назы­ва­лись участ­ни­ки гим­на­сти­че­ских, музы­каль­ных и дру­гих состя­за­ний за честь быть победи­те­лем в гре­че­ских поли­сах. Позд­нее, со вре­ме­ни кри­зи­са поли­сов, атле­ты пред­став­ля­ли собой про­фес­сио­наль­ных спортс­ме­нов, участ­ни­ков спор­тив­ных аго­нов. Атле­ту-победи­те­лю возда­ва­лись поче­сти и пре­до­став­ля­лись осо­бые при­ви­ле­гии, напри­мер, пра­ва граж­да­ни­на, в его честь устра­и­ва­лись обще­ст­вен­ные тор­же­ства и пир­ше­ства; он осво­бож­дал­ся от выпла­ты нало­гов и т. д. Про­фес­сио­наль­ные атле­ты соблюда­ли стро­гий режим тре­ни­ро­вок, дие­ту и пр.

См. также:
АТЛЕТ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: «БЫСТРЕЕ! ВЫШЕ! СИЛЬНЕЕ!» • АЛЕЙПТ • АГИТАТОР • ЛОДОЧНЫЕ ГОНКИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Ланчелотти.
Паросский мрамор.
Римская копия с оригинала Мирона V в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»).
Мрамор. После 480 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол.
Мрамор.
Римская копия II в. с бронзового оригинала Мирона ок. 460 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 21.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Юноша, увенчивающий себя победной повязкой (диадумен).
Мрамор греческих островов.
Ок. 100 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»).
Мрамор. После 480 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апоксиомен.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Обнаженный эфеб (т. н. «Критиев юноша»).
Мрамор. После 480 г. до н. э.
Афины, Новый музей Акрополя.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Атлет с диском (дискофор).
Пентелийский (?) мрамор.
Римская работа по образцу статуи работы Поликлета либо Навкида с Аргоса ок. 400—390 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 17.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апоксиомен.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА