Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АТЛЕ́Т

Athlēta, ἀθλη­τής, назы­вал­ся пер­во­на­чаль­но у гре­ков вооб­ще вся­кий, высту­пав­ший в нацио­наль­ных играх в Олим­пии или в учреж­ден­ных по образ­цу их празд­не­ствах в дру­гих горо­дах, в осо­бен­но­сти же тот, кто участ­во­вал в кулач­ном бою и пан­кра­тии для состя­за­ния в телес­ной силе и лов­ко­сти. Впо­след­ст­вии, когда победи­те­лям доста­ва­лись награ­ды и честь, раз­ви­лась как бы отдель­ная отрасль искус­ства, кото­рой мно­гие атле­ты посвя­ща­ли всю свою жизнь.

В Риме во вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки так­же ино­гда про­ис­хо­ди­ли состя­за­ния атле­тов (ср. Liv. 39, 22), впер­вые в 186 г. до Р. Х., но бор­ца­ми в них были при­гла­шен­ные в Рим гре­ки. Во вре­мя празд­но­ва­ния Цеза­рем сво­их три­ум­фов в чис­ле зре­лищ были и атле­ти­че­ские игры. Suet. Caes. 39. Во вре­ме­на импе­ра­то­ров эти игры вошли в обы­чай. Раз­лич­ные мне­ния о них см. Tac. ann. 14, 20 сл.

Атле­ты с моло­дых лет упраж­ня­лись в сво­ем искус­стве и состав­ля­ли отдель­ное обще­ство. Они нани­ма­лись для тор­же­ст­вен­ных игр за зна­чи­тель­ную пла­ту (auc­to­ra­men­tum) и всту­па­ли в борь­бу попар­но, по опре­де­ле­нию жре­бия. Перед состя­за­ни­ем они нати­ра­ли тело мазя­ми и мас­лом, чтобы сде­лать свои чле­ны более гиб­ки­ми и тело скольз­ким. Для устра­не­ния это­го послед­не­го каче­ства про­тив­ни­ки перед напа­де­ни­ем забра­сы­ва­ли друг дру­га пес­ком. Пова­лен­ный на зем­лю во вре­мя состя­за­ния мог еще победить, если ему уда­ва­лось лов­ким дви­же­ни­ем сбро­сить лежав­ше­го на нем про­тив­ни­ка. Для при­готов­ле­ния к этой борь­бе атле­ты долж­ны были соблюдать очень стро­гую дие­ту, осно­вы­вав­шу­ю­ся в раз­лич­ные вре­ме­на на совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных воз­зре­ни­ях. В пер­вые века им запре­ща­лась мяс­ная пища, впо­след­ст­вии же, напро­тив, она счи­та­лась полез­ной, и в осо­бен­но­сти реко­мен­до­ва­лось козье мясо для уве­ли­че­ния телес­ных сил. Место для упраж­не­ний атле­тов назы­ва­лось pa­laestra или gym­na­sium, учи­те­ля их — γυμ­νασταί или ἀλεῖπ­ται, кото­рые обык­но­вен­но бра­лись из быв­ших отлич­ных атле­тов, начи­нав­ших уже утра­чи­вать свои силы.

См. также:
АТЛЕТ (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 177—178.
См. по теме: ДРОМОС • ДОЛИХ • ДИАВЛ • ДИСК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Фигура юноши, т. н. «Маленький идол из Пезаро».
Бронза. Римская копия эпохи Августа греческого оригинала конца V в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Пентелийский мрамор.
120—50 гг. до н. э.
Миннеаполис, Институт искусств.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дорифор.
Лунский мрамор.
Римская копия кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э. с греческого бронзового оригинала Поликлета V в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Атлет с диском (дискофор).
Пентелийский (?) мрамор.
Римская работа по образцу статуи работы Поликлета либо Навкида с Аргоса ок. 400—390 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал биги, 17.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Апоксиомен.
Мрамор.
Римская копия I в. н. э. с бронзового оригинала Лисиппа ок. 320 г. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 42.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дискобол Мирона.
Современная реконструкция оригинальной статуи V в. до н. э.
Скомбинированные гипсовые слепки, окрашенные под бронзу.
Рим, Римский национальный музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА