Словарь античности

БОГИНИ РОЖДЕНИЯ. Чтобы обес­пе­чить счаст­ли­вые роды и отвра­тить от роже­ни­цы и ребен­ка дей­ст­вие пагуб­ных сил, при­зы­ва­лись боги­ни рож­де­ния. В антич­ной мифо­ло­гии к ним отно­си­лись Арте­ми­да Или­фия, Юно­на, Луци­на, а так­же Пар­ки.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭПОБЕЛИЯ, ЕПОБЕЛИЯ • ЭРГАДЕИДА • ДЕЛЬФИНИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Олимпийские боги, ожидающие прибытия императора. Слева направо: Геркулес, Минерва, Вакх, Юпитер, Церера, Юнона, Меркурий.
Мрамор.
114—117 гг.
Беневенто, Арка Траяна.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением сцены рождения Диониса.
Мрамор. Римская работа II в. по греческому образцу второй половины. IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал муз, 1.
4. МОЗАИКА. Греция.
Первое купание Ахилла.
Кипр. Вилла Тесея.
V в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
5. ТОРЕВТИКА. Рим.
Вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену.
Листовая бронза, чеканка.
Вена, Музей истории искусств.
6. ТОРЕВТИКА. Рим.
Вотивная табличка из бронзы с посвящением Юпитеру Долихену (третий, четвертый и пятый регистры).
Листовая бронза, чеканка.
Вена, Музей истории искусств.
7. ГЛИПТИКА.
Гера.
Сардоникс. I в.
2,9 × 2,2 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Суд Париса (деталь крышки саркофага с мифом о Селене и Эндимионе).
Мрамор.
Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами бракосочетания (фронтальный рельеф).
Мрамор.
III в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Суд Париса.
Фреска IV стиля из Помпей (V, 2, 15).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (стригиль). Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх. Кайма из точек.
4. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
5. Антониниан, посеребренная медь
Клавдий II Готский
268—270 гг.
АВЕРС: IMP. C. CLAVDIVS AVG. — драпированный бюст императора в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: IVNO REGINA — Юнона стоит влево, в правой руке — патера, в левой — скипетр, у ног — павлин.
В обрезе: B
6. Сестерций, медь
Волузиан
Рим, 251—253 гг.
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. VOLVSIANO [AVG] — драпированный бюст императора в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: IVNONI MARTIALI — статуя Юноны сидит во фронт внутри храма с четырьмя колоннами и куполом, над ней свисают гирлянды, рядом с ней павлин.
В поле, слева и справа: S. C.
7. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
8. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
9. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 36—37 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — с левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXIIX
В центре, большими буквами: S. C.
10. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 34—35 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый [на этой монете — нет]; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVI
В центре, большими буквами: S. C.
Контрмарка NCAPR (Nero Caesar Augustus Probavit).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА