Словарь античности

ВЕНОК (лат. co­ro­na — венок, венец). В антич­но­сти венок наде­ва­ли на пирах, во вре­мя весе­лых шест­вий (комо­сов), наде­ва­ли их и ора­то­ры во вре­мя выступ­ле­ний; венок кла­ли в моги­лу вме­сте с умер­шим; увен­чи­ва­ли и победи­те­лей в состя­за­ни­ях. У рим­лян вен­ком награж­да­ли отли­чив­ше­го­ся на войне. Из вен­ка как зна­ка возда­ва­е­мой поче­сти, а поз­же — как зна­ка слу­жеб­но­го отли­чия воз­ник­ла коро­на.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
CORONA (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ВЕНЕЦ (Смит. Словарь греческих и римских древностей)
ВОЕННЫЕ НАГРАДЫ И ОТЛИЧИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОРОНА (Словарь античности)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ДИАДЕМА • АРМАРИЙ • АРТОЛАГАН • ГРИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 446 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Августа. Тип «Прима Порта».
Мрамор. Ок. 20 г. н. э.
Инв. № Ra 57.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа Лаокоона. Деталь: голова Лаокоона сверху.
Мрамор. I в. до н. э.
Инв. № 1059.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Лаокоона, 2.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Август в образе Юпитера. Деталь алтарного рельефа с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев.
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 6.
Равенна, Национальный музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарный рельеф с изображением процессии жрецов (левый фрагмент).
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 5.
Равенна, Национальный музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Августа. Тип «Прима Порта».
Мрамор. Ок. 20 г. н. э.
Инв. № Ra 57.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Деталь центральной сцены: танцующая менада.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая торцевая сторона: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Центральная сцена: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Венок между двумя деревцами; на фронтоне — надгробие между ветвями с листьями и гранатами. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
370—360 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 742 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Нерон
Лугдунум, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
3. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
4. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
5. Денарий, серебро
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо, по сторонам от шеи S C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DESIG. Кайма из точек.
6. Денарий, серебро
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DES, в поле S C (senatus consulto). Кайма из точек.
7. Денарий, серебро
40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Цезаря в лавровом венке, обращенная вправо; сзади авгурский жезл (lituus); впереди DIVI IVLI вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Телёнок (vitulus), идущий влево; вверху Q VOCONIVS, внизу VITVLVS. Кайма из точек.
8. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
9. Аурей, золото
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнажённая Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Рим, 40—10 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DESIG, в поле S C (senatus consulto). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА