Словарь античности

ВЕНОК (лат. co­ro­na — венок, венец). В антич­но­сти венок наде­ва­ли на пирах, во вре­мя весе­лых шест­вий (комо­сов), наде­ва­ли их и ора­то­ры во вре­мя выступ­ле­ний; венок кла­ли в моги­лу вме­сте с умер­шим; увен­чи­ва­ли и победи­те­лей в состя­за­ни­ях. У рим­лян вен­ком награж­да­ли отли­чив­ше­го­ся на войне. Из вен­ка как зна­ка возда­вае­мой поче­сти, а поз­же — как зна­ка слу­жеб­но­го отли­чия воз­ник­ла коро­на.

См. также:
CORONA (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ВЕНЕЦ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ВОЕННЫЕ НАГРАДЫ И ОТЛИЧИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
КОРОНА (Словарь античности)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИАДЕМА • АРТОЛАГАН • ГРИМ • АРМАРИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Флора (Прозерпина). Фреска из Стабий (кубикул w26 виллы Ариадны).

Неаполь, Национальный археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Белый мелкозернистый мрамор.
Ок. 50 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Мрамор.
40—50-е гг. I в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа двух императоров (Диоклетиан и Максимиан).
Порфир.
Нач. IV в.
Рим, Ватиканские музеи, Музеи Ватиканской апостольской библиотеки.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена пиршества. Деталь.
V в. до н. э.
Тарквиния, Гробница Леопардов.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Процессия комастов. Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона западной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска.
Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Садовый пейзаж.
Фреска III стиля из Помпей (VI. 17. 42).
Эпоха Тиберия (14—37 гг. н. э.).
Помпеи, Археологический парк.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Белый мелкозернистый мрамор.
Ок. 50 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
9. МОЗАИКА. Греция.
Бюст Весны.
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Константина.
Мрамор. Вторая четв. IV в.
Рим, Латеранский музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Восток, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: богини Свободы, Libertas) в лавровом венке вправо; волосы зачесаны назад, собраны в узел сзади и спадают на шею двумя локонами; впереди COSTA вниз; сзади LEG (legatus) вверх. Кайма из лучей (RRC: из точек).
РЕВЕРС: Трофей, состоящий из панциря, шлема с гребнем, щита в форме восьмерки и двух копий; справа BRVTVS вниз; слева IMP (imperator) вверх. Кайма из точек.
2. Квинарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) (MRR, RRC, RSC, CRI, RCTV) или Цереры (BMCRR, CRR) вправо, задрапированная, под покрывалом (BMCRR, CRR: в венке из колосьев и ожерелье); против часовой стрелки L · SESTI · PRO · Q (Lucius Sestius, proquaestor; «Луций Сестий, проквестор»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Виктория идет вправо, держит пальмовую ветвь левой рукой над левым плечом и венок в правой руке; вокруг по часовой стрелке Q · CAEPIO · BRVTVS · PRO · COS (Quintus Caepio Brutus, proconsul, «Квинт Цепион Брут, проконсул»). Кайма из точек.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 77—78 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Слева стоит Веспасиан в военной одежде, обращенный влево, опирается правой рукой на стоящее вертикально копье и поддерживает паразоний, лежащий на левой руке; справа стоит Виктория, обращенная влево, держит правой рукой венок над головой Веспасиана и пальмовую ветвь в левой руке.
В обрезе: COS. VIII
4. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив левую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Денарий, серебро
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. внутри дубового венка.
6. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
7. Дупондий, медь
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: VICTORIA AVGVSTI — Виктория, в драпировке, шествует влево, держа венок в правой руке и пальмовую ветвь в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Квинарий, золото
Тиберий
Лугдун, 24—25 гг.
АВЕРС: TI. DIVI F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XXVI — Виктория, в драпировке, сидит вправо на шаре, держит венок обеими руками, левое крыло виднеется за правым.
9. Тетрадрахма, серебро
Нерва
Антиохия, 96—97 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ ΝΕΡΟΥΑΣ ΚΑΙΣ ΣΕΒ — бюст Нервы в лавровом венке и в эгиде вправо.
РЕВЕРС: ΕΤΟΥΣ ΝΕΟΥ ΙΕΡΟΥ — орел стоит на пучке молний вправо; перед ним справа пальмовая ветвь, над ней дата: Α (= год правления 1-й).
10. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 5-я мастерская, 246—249 гг.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ANNONA AVGG. — Аннона (Урожай) стоит фронтально, повернув голову влево, держит в правой руке зерновые колосья над модием с зерновыми колосьями, и в левой — рог изобилия, перебросив край одежды через левую руку.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА