Словарь античности

КОРОНА, голов­ной убор, явля­ю­щий­ся зна­ком цар­ской вла­сти. Про­ис­хож­де­ни­ем сво­им коро­на обя­за­на вен­ку (лат. co­ro­na) — сим­во­лу поче­стей, возда­вае­мых победи­те­лю в состя­за­ни­ях, вое­на­чаль­ни­ку или долж­ност­но­му лицу. Осо­бую роль в исто­рии коро­ны сыг­рал импе­ра­тор­ский венец.

См. также:
CORONA (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ВЕНЕЦ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ВЕНОК (Словарь античности)
ВОЕННЫЕ НАГРАДЫ И ОТЛИЧИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАСТИКА • MANSIO • ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ • КРУГОСВЕТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
«Помни о смерти».
Мозаика из Помпей (кожевенная мастерская I, 5, 2, триклиний).
Эпоха Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Адриан.
Мрамор.
Ок. 117—138 гг. н. э.
Стамбул, Археологический музей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Дионис, возлежащий с ритоном на судне, плывущем среди дельфинов.
Чернофигурный килик с глазами (тип A). Аттика.
Подписан гончаром и художником Экзекием.
Глина.
Ок. 530 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Артемида и Каллисто.
Фреска из Помпей (Дом Корнелия Диадумена, VII, 12, 26).
45—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXIV.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Флора (Прозерпина). Фреска из Стабий (кубикул w26 виллы Ариадны).

Неаполь, Национальный археологический музей.
7. ГЛИПТИКА. Рим.
Вакх и Ариадна.
Камея.
Голубое и белое стекло.
Кон. I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Аллегорическое изображение аттической школы живописи.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ XXII.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 22.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клавдия, переработанный из Калигулы.
Мрамор. Сер. I в. н. э.
Мантуя, Палаццо Дукале (герцогский дворец Гонзага).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Восток, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: богини Свободы, Libertas) в лавровом венке вправо; волосы зачесаны назад, собраны в узел сзади и спадают на шею двумя локонами; впереди COSTA вниз; сзади LEG (legatus) вверх. Кайма из лучей (RRC: из точек).
РЕВЕРС: Трофей, состоящий из панциря, шлема с гребнем, щита в форме восьмерки и двух копий; справа BRVTVS вниз; слева IMP (imperator) вверх. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
3. Квинарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) (MRR, RRC, RSC, CRI, RCTV) или Цереры (BMCRR, CRR) вправо, задрапированная, под покрывалом (BMCRR, CRR: в венке из колосьев и ожерелье); против часовой стрелки L · SESTI · PRO · Q (Lucius Sestius, proquaestor; «Луций Сестий, проквестор»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Виктория идет вправо, держит пальмовую ветвь левой рукой над левым плечом и венок в правой руке; вокруг по часовой стрелке Q · CAEPIO · BRVTVS · PRO · COS (Quintus Caepio Brutus, proconsul, «Квинт Цепион Брут, проконсул»). Кайма из точек.
4. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 77—78 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Слева стоит Веспасиан в военной одежде, обращенный влево, опирается правой рукой на стоящее вертикально копье и поддерживает паразоний, лежащий на левой руке; справа стоит Виктория, обращенная влево, держит правой рукой венок над головой Веспасиана и пальмовую ветвь в левой руке.
В обрезе: COS. VIII
5. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив левую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
7. Денарий, серебро
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. внутри дубового венка.
8. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Тетрадрахма, серебро
Нерва
Антиохия, 96—97 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ ΝΕΡΟΥΑΣ ΚΑΙΣ ΣΕΒ — бюст Нервы в лавровом венке и в эгиде вправо.
РЕВЕРС: ΕΤΟΥΣ ΝΕΟΥ ΙΕΡΟΥ — орел стоит на пучке молний вправо; перед ним справа пальмовая ветвь, над ней дата: Α (= год правления 1-й).
10. Аурей, золото
Аврелиан
Сисция, 273 г.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст Аврелиана в лучистом венце, в доспехах и с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль стоит анфас, с простертой правой рукой, повернув голову влево, держит шар в левой руке.
Знак монетного двора:
IL
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА