Словарь античности

КОРОНА, голов­ной убор, явля­ю­щий­ся зна­ком цар­ской вла­сти. Про­ис­хож­де­ни­ем сво­им коро­на обя­за­на вен­ку (лат. co­ro­na) — сим­во­лу поче­стей, возда­вае­мых победи­те­лю в состя­за­ни­ях, вое­на­чаль­ни­ку или долж­ност­но­му лицу. Осо­бую роль в исто­рии коро­ны сыг­рал импе­ра­тор­ский венец.

См. также:
CORONA (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ВЕНЕЦ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ВЕНОК (Словарь античности)
ВОЕННЫЕ НАГРАДЫ И ОТЛИЧИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: МАСТИКА • ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ • MANSIO • КРУГОСВЕТНЫЕ ПУТЕШЕСТВИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Афина, Аполлон, Гермес, Артемида (верхний регистр). Военные сборы (нижний регистр).
Краснофигурный кратер. Апулия.
Приписывается Мастеру Балтимора.
Глина.
Ок. 330—320 гг. до н. э.
Аукционный дом Кристи, Нью-Йорк.
2. МОЗАИКА. Рим.
«Помни о смерти».
Мозаика из Помпей (кожевенная мастерская I, 5, 2, триклиний).
Эпоха Августа (30 г. до н. э. — 14 г. н. э.).
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Медея и Аякс.
Иоганн Георг Хильтеншпергер (1806—1890).
Настенная панель, 1845—1848 гг.
№ LXIX.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж, Галерея истории древней живописи, 69.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Медея. Фреска из Стабий (кубикул виллы Ариадны).

Неаполь, Национальный археологический музей.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон, убивающий гиганта Тития, напавшего на мать Аполлона Лето.
Краснофигурный килик. Аттика, Афины.
Приписывается Мастеру Пентесилеи (Фуртвенглер).
Глина.
Ранняя классика, ок. 460—450 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Статуя Аполлона Кифареда.
Фреска из Помпей (VI. 17. 10).
50—1 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
7. МОЗАИКА. Греция.
Дионис верхом на пантере.
Напольная мозаика.
Ок. 120—80 гг. до н. э.
Делос, Дом масок.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Тихе.
Мрамор.
II в. н.э.
Стамбул, Археологический музей.
9. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра VII.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Череп девушки с венком из миртовых цветков и ягод.
Керамика, золочение, эмаль.
Эллинистический период, конец IV — III в. до н. э.
Патры, Новый археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Восток, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: богини Свободы, Libertas) в лавровом венке вправо; волосы зачесаны назад, собраны в узел сзади и спадают на шею двумя локонами; впереди COSTA вниз; сзади LEG (legatus) вверх. Кайма из лучей (RRC: из точек).
РЕВЕРС: Трофей, состоящий из панциря, шлема с гребнем, щита в форме восьмерки и двух копий; справа BRVTVS вниз; слева IMP (imperator) вверх. Кайма из точек.
2. Квинарий, серебро
Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут)
Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) (MRR, RRC, RSC, CRI, RCTV) или Цереры (BMCRR, CRR) вправо, задрапированная, под покрывалом (BMCRR, CRR: в венке из колосьев и ожерелье); против часовой стрелки L · SESTI · PRO · Q (Lucius Sestius, proquaestor; «Луций Сестий, проквестор»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Виктория идет вправо, держит пальмовую ветвь левой рукой над левым плечом и венок в правой руке; вокруг по часовой стрелке Q · CAEPIO · BRVTVS · PRO · COS (Quintus Caepio Brutus, proconsul, «Квинт Цепион Брут, проконсул»). Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
4. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 77—78 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Слева стоит Веспасиан в военной одежде, обращенный влево, опирается правой рукой на стоящее вертикально копье и поддерживает паразоний, лежащий на левой руке; справа стоит Виктория, обращенная влево, держит правой рукой венок над головой Веспасиана и пальмовую ветвь в левой руке.
В обрезе: COS. VIII
5. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив левую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Денарий, серебро
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. внутри дубового венка.
7. Денарий, серебро
Рим, 58 г. до н.э.
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка.
8. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Аурей, золото
Аврелиан
Сисция, 273 г.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст Аврелиана в лучистом венце, в доспехах и с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль стоит анфас, с простертой правой рукой, повернув голову влево, держит шар в левой руке.
Знак монетного двора:
IL
10. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 5-я мастерская, 246—249 гг.
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ANNONA AVGG. — Аннона (Урожай) стоит фронтально, повернув голову влево, держит в правой руке зерновые колосья над модием с зерновыми колосьями, и в левой — рог изобилия, перебросив край одежды через левую руку.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА