Словарь античности

КОРОНА, голов­ной убор, явля­ю­щий­ся зна­ком цар­ской вла­сти. Про­ис­хож­де­ни­ем сво­им коро­на обя­за­на вен­ку (лат. co­ro­na) — сим­во­лу поче­стей, возда­ва­е­мых победи­те­лю в состя­за­ни­ях, вое­на­чаль­ни­ку или долж­ност­но­му лицу. Осо­бую роль в исто­рии коро­ны сыг­рал импе­ра­тор­ский венец.

См. также:
CORONA (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ВЕНЕЦ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ВЕНОК (Словарь античности)
ВОЕННЫЕ НАГРАДЫ И ОТЛИЧИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ГЕСПЕР • ИРРАЦИОНАЛЬНОСТЬ • КУПОРОС • MAIESTAS •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 462 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Август в образе Юпитера. Деталь алтарного рельефа с изображением членов семейства Юлиев-Клавдиев.
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 6.
Равенна, Национальный музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарный рельеф с изображением процессии жрецов (левый фрагмент).
Мрамор.
42—43 гг. н. э.
Инв. № 5.
Равенна, Национальный музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Августа. Тип «Прима Порта».
Мрамор. Ок. 20 г. н. э.
Инв. № Ra 57.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Августа. Тип «Прима Порта».
Мрамор. Ок. 20 г. н. э.
Инв. № Ra 57.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа Лаокоона. Деталь: голова Лаокоона сверху.
Мрамор. I в. до н. э.
Инв. № 1059.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Лаокоона, 2.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая сторона: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Центральная сцена: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Деталь центральной сцены: танцующая менада.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-ленос с изображением дионисийской процессии. Левая торцевая сторона: танцующие менада и сатир.
Белый наксосский мрамор. Ок. 150 г. н. э.
Инв. № 987.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Восточный портик, 5.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Венок между двумя деревцами; на фронтоне — надгробие между ветвями с листьями и гранатами. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
370—360 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 858 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Вителлий
Рим, 69 г.
АВЕРС: A. VITELLIVS GERM. IMP. AVG. P. M. TR. P. — драпированный бюст Вителлия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PAX AVGVSTI — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит ветвь в правой руке и рог изобилия — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, медь
Нерон
Лугдунум, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Денарий, серебро
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Цезаря в лавровом венке справа, сзади IMP вверх, впереди CAESAR вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнажённый Марс в шлеме стоит анфас, глядя влево, опирается на копьё в правой руке и держит короткий меч (parazonium), вложенный в ножны, в левой руке; слева P CLODIVS вниз, справа M F вниз. Кайма из точек
4. Двойной сестерций, медь
Постум
Августа Треверов, 261 г.
АВЕРС: IMP. C. M. CASS. LAT. POSTVMVS P. F. AVG. — драпированный бюст Постума в доспехах и лучевой короне, обращенный вправо.
РЕВЕРС: LAETITIA — галера плывет влево с четырьмя гребцами и рулевым.
В обрезе: AVG.
5. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
6. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Аквилея, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERV. VRB. SVAE — внутри четырехколонного храма сидит фронтально Рома с обращенной влево головой, в правой руке держит земной шар, в левой — скипетр, слева от нее стоит щит; в качестве акротериев — Виктории или шишки, внутри фронтона венок.
В обрезе обозначение монетного двора: AQΓ.
7. Фоллис, медь
Константин I как Цезарь
Карфаген, 307 г.
АВЕРС: CONSTANTINVS NOB. CAES. — голова Константина в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: CONSERVATORES KART. SVAE — внутри шестиколонного храма с простым фронтоном стоит анфас персонификация Карфагена, с обращенной влево головой, держит фрукты в обеих руках.
В обрезе обозначение монетного двора: ΡΚΔ.
8. Денарий, серебро
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо, по сторонам от шеи S C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DESIG. Кайма из точек.
9. Денарий, серебро
40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Цезаря в лавровом венке, обращенная вправо; сзади авгурский жезл (lituus); впереди DIVI IVLI вниз. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Телёнок (vitulus), идущий влево; вверху Q VOCONIVS, внизу VITVLVS. Кайма из точек.
10. Денарий, серебро
Рим, 40 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юлия Цезаря в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Два военных знамени — значок (vexillum) и орёл (aquila), — плуг и землемерный шест (decempeda) (BMCRR: скипетр); вверху и справа TI SEMPRONIVS; внизу GRACCVS, слева вниз Q DES, в поле S C (senatus consulto). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА