ВЕНЕЦ, ВЕНОК, КОРОНА
CORONA (στέφανος), корона; то есть, круглое металлическое украшение из металла, листьев или цветов, которое древние носили на голове или на шее и использовали как на праздниках, так и на похоронах, а также в качестве награды за талант, доблесть, проявленную в армии или на флоте, и гражданские добродетели. Это слово имеет синонимы, которые часто полностью заменяет: στεφάνη, στέφος, στεφάνωμα, corolla, sertum, гирлянда или венок.
В античности ношение венков в частной или публичной обстановке было так распространено, что по этому вопросу существовала особая литература, следы которой сохранились у Теофраста (Hist. Pl. VI. 6), Афинея (lib. XV), Плиния (
I. Материалы, из которых изготавливали венки. — Первоначально венки состояли из шерсти или древесной листвы, особенно из миртовых ветвей или плюща; впоследствии в них вплетали различные цветы. Плетельщики и продавцы таких гирлянд или венков составляли особую профессию и назывались в Греции στεφανηπλόκοι или στεφανοποιοί (Theophr. Hist. Pl. VI. 1; Plut. Quaest. Conv. III. 1, 2), а в Риме — coronarii (Plin. XXI. §§ 54, 177; Fronto, ad M. Caes. 2, 1).
В античных художественных произведениях часто изображается плетение венков и гирлянд, — как, например, на приведенной выше прорисовке картины из Помпей. Цветы, которые использовались для плетения венков и гирлянд, назывались στεφανώματα (Theophr. l. c.; Athen. XV. с. 672, a, f; Hesych.) и coronamenta (Cat.
Гирлянды изготавливали также из засушенных цветов, особенно из амаранта, который после увлажнения казался свежим; такие венки называли «зимними» (hibernae coronae, Plin. XXI. § 47). Так же именовались и венки из искусственных цветов (Plin. XXI. § 5). Иногда их делали из тонких металлических пластин, покрытых золотом или серебром, и римляне называли их «позолоченными или посеребренными веночками» (corollae, или corollaria inaurata, или inargentata, Plin. XXI. § 5; ср. Varr.
Этрусский венок (Corona Etrusca) изготавливался из чистого золота в форме листьев, иногда инкрустировался драгоценными камнями и заканчивался лентами (lemnisci) из того же металла. Раб держал этот венок над головой полководца, когда тот вступал в Рим в триумфальной процессии (Plin. XXXIII. § 11; XXI. § 6; Juv. X. 41; Tertull. de Cor. Mil. 13). Венки, украшенные такими свисающими лентами, назывались coronae lemniscatae (Serv. ad Verg. Aen. V. 269, VI. 772). Ленты (lemnisci, λημνίσκοι) сначала изготавливали из шерсти, украшенной тесьмой (от λῆνος, «шерсть», Fest. p. 155, M.), затем из липового лыка, а затем из золота. Венки, украшенные таким образом, были высшей наградой победителей (Serv.
Другие эпитеты, употреблявшиеся по отношению к венкам, требуют небольшого разъяснения.
Большие венки (coronae longae, Cic. de Leg. II. 24, 60) напоминали наши гирлянды; ими украшали двери домов, храмов, амфитеатров и т. д. (Ov. Fast. IV. 738). Так, у Ювенала (VI. 51) говорится: necte coronam postibus[2], у Овидия (Met. IV. 759): sertaque dependent tectis[3], а у Лукана (II. 354): festa coronato non pendent limine serta[4].
Скрученный венок (corona pactilis, Plin. XXI. 11), возможно, — то же самое, что и corona plectilis у Плавта (Bacch. I. 1, 37), corona torta (Propert. III. 20, 18; ср. torta quercu, «скрученный дубовый венок», Verg. Georg. I. 349), plexa (Lucr. V. 1399; Catull. LXIV. 283) и στέφανοι πλεκτοὶ и κυλιστὸς στέφανος у греков. Его изготавливали из цветов, кустарниковых ветвей, травы, плюща, шерсти или любого гибкого материала, который скручивался или переплетался — в противоположность описанной выше coronae sutili (см.
Срезанный венок (corona tonsa) изготавливался только из срезанных листьев, например, оливы, на коротких черенках (Verg. Aen. V. 556; tonsae olivae, Georg. III. 21; Serv. ad loc.).
В античной живописи женщин часто изображали в цветочных венках.
II. Венки как награды. — Судя по молчанию Гомера, в героическую эпоху греки, видимо, не использовали венки как награды за доблесть или праздничные украшения, ибо они не упоминаются в числе предметов роскоши ни у изнеженных феакийцев, ни у женихов. Но о венках говорится в «Гомеровых гимнах» (VI. 42, XXXII. 6) и у Гесиода (Hes. Theog. 576, хотя многие критики считают этот пассаж подложным). Трагические поэты переносят обычаи своих дней в героическую эпоху и часто изображают героев в венках. Неизвестно, когда возник обычай носить венки. Некоторые авторы считают, что их стали давать в награду победителям атлетических состязаний, но этой точке зрения прямо противоречит свидетельство Павсания (X. 7, § 3) о том, что на вторых Пифийских играх амфиктионы постановили, что наградой на состязаниях будет просто венок, вместо выдававшихся ранее материальных призов. Более вероятно, что венки имеют религиозное происхождение (см. ниже), и поэтому их давали победителям на общественных играх как наивысший знак отличия. На Олимпийских играх наградой был венок из дикой оливы (κότινος, Paus. V. 7, § 4), на Пифийских — лавровый венок (δάφνη, Paus. X. 7, § 4), на Немейских — венок из сельдерея (σέλινον, ср. Pind. Nem. VI. 71), а на Истмийских — сосновый венок (πίτυς), хотя в разные периоды на Истмийских играх давали и короны из других материалов (Plut. Symp. V. 3). с.547 Подробности см. в статьях об этих играх и Hermann, Privatalterth. § 50. И у греков, и у римлян венки также носили поэты, которые в изобразительном искусстве предстают увенчанными.
Венки как награда за заслуги перед государством впервые упоминаются во времена Персидских войн. Лакедемоняне наградили венком из оливы Еврибиада — за доблесть, а Фемистокла — за мудрость и проницательность, когда тот не получил награды в Афинах (Herod. VIII. 124). Афиняне также отказали в венке Мильтиаду и Аристиду (Plut. Cim. 8; Aeschin. c. Ctesiph. § 45). Впервые они даровали венок Периклу (Val. Max. II. 6, § 5); а затем Фрасибулу и изгнанникам, захватившим Филы, по возвращении в Афины (Aeschin. c. Ctesiph. § 50; Corn. Nep. Thrasyb. 4). Жители Скионы увенчали золотой короной Брасида как освободителя Эллады (Thuc. IV. 120). Вскоре после Пелопоннесской войны афиняне заменили венок из оливы золотым венком и даровали его за самые незначительные достижения в гражданских делах, морских или сухопутных войнах. Но хотя такие венки раздавали почти без разбора кому угодно, однако все же существовали определенные законодательные ограничения относительно времени, места и порядка их предоставления. Венки могли преподноситься только на народных собраниях, с согласия народа (выраженного в голосовании), или членами совета — на заседаниях, или филами — своим членам, или демотами — членам своего дема. Согласно Эсхину, закон позволял народу даровать венки только на народных собраниях, членам совета — только в здании совета; по словам этого автора, предоставлять венки нельзя было ни в театре (что, впрочем, отрицает Демосфен), ни на государственных играх, а тот, кто стал бы к этому призывать, подлежал лишению гражданских прав (ἀτιμία). Человек, занимающий должность, не имел права получить венок, пока оставался ὑπεύθυνος, то есть, пока не сдал отчет. Но иноземные города иногда предоставляли венки отдельным гражданам, которые назывались «увенчанные гостеприимцы» (στέφανοι ξενικοί, coronae hospitales). Однако сделать это можно было лишь после того, как послы этих городов получали согласие народа, а личность того, кому предназначалась почесть, подвергалась общественному разбирательству, в ходе которого подробно рассматривалась вся его жизнь. Одно государство могло также даровать венок другому. Демосфен сообщает, что жители Византия предоставили венок афинскому народу в знак благодарности, а херсонеситы по той же самой причине даровали совету и народу Афин золотой венок весом в шестьдесят талантов (см. Aeschin. c. Ctesiph. и Dem. de Coron. passim).
У римлян же почетные венки разных видов входили в число военных наград (dona militaria), которые полководцы вручали солдатам, а солдаты присуждали полководцам. Подробный рассказ об этом содержится у Авла Геллия (V. 6), который, как и Фест, черпал сведения у Варрона (ср. Marquardt, Röm. Staatsverw. II. p. 556).
1. Осадный венок, или травяной венок (corona obsidionalis, или corona graminea). Из всех венков, даровавшихся у римлян за военные свершения, труднее всего было получить осадный венок (corona obsidionalis) и он же пользовался наивысшим почетом: осажденная армия после освобождения подносила его полководцу, прорвавшему осаду. Этот венок сплетали из травы, сорняков и полевых цветов (Plin. XXII. § 14), собранных в том месте, где была осаждена освобожденная армия, поэтому он назывался травяным венком (corona graminea, Plin. XXII. § 7) и травяным осадным венком (graminea obsidionalis, Liv. VII. 37) (Plin.
2. Гражданский венок (corona civica), второй по почетности и значимости (Plin. XVI. §§ 7—
Спасение жизни союзника, даже царя, не могло послужить основанием для получения гражданского венка. Полученный венок можно было носить всегда. На всех общественных зрелищах обладатель венка имел право занимать место рядом с сенаторами, и они, как и все остальные, вставали, когда он входил. Он освобождался от всех государственных повинностей, так же, как его отец и дед по отцовской линии, а человек, обязанный ему жизнью, должен был всегда почитать своего спасителя как отца и оказывать ему все услуги, какие сыновья оказывали отцам (Polyb., Cic., Plin., Aul. Gell.
Несколько знаменитых римлян, получивших эту награду, перечислено в следующих пассажах: Plin. VII. §§ 101—
3. Корабельный, или ростральный венок (corona navalis, или rostrata), который Веллей (II. 81) называет также флотским (classica), — золотой венок, предоставлявшийся моряку, который первым поднялся на борт вражеского судна (Fest. p. 163, M.; Gell.
Ростральный венок на монете Агриппы (Британский музей). |
Комбинированный стенной и ростральный венок на монете Агриппы (Британский музей). |
Лавровый венок на монете Августа (Британский музей). |
Афиняне тоже предоставляли золотые венки за службу на море: триерарху, первым снарядившему свою трирему, или капитану, содержавшему свое судно в наилучшем порядке (Dem. de Cor. Trierarch. p. 1228. § 1, ed. Schaefer).
4. Стенной венок (corona muralis). Солдату, который первым поднялся на стену осажденного города, полководец вручал золотой стенной венок, украшенный башнями (quasi muri pinnis decorata[6], Gell.
В таком венке всегда изображали Кибелу (Lucr. II. 607—
5. Лагерный или валовый венок (corona castrensis или vallaris). Солдат, который первым поднялся на вал и пробился во вражеский лагерь, тоже получал золотой венок, называвшийся лагерным или валовым венком (corona castrensis или vallaris, Gell.
6. Триумфальный венок (corona triumphalis) носил на голове полководец во время триумфа. с.549 Первоначально он был сделан из листьев лавра, затем из золота. (Gell.
Лица, получившие лавровый венок, имели право носить его на общественных играх (Dio Cass. XLVI. 40, XLVIII. 16). Этот венок был предоставлен Юлию Цезарю и Августу и встречается на монетах последующих императоров как знак верховной власти, так что его не носил никто, кроме правящего императора (Eckhel, VI. p. 361). Триумфальный этрусский венок, сделанный из золота и часто украшенный драгоценными камнями, государственный служащий держал над головой полководца во время триумфа (см. выше,
Провинции посылали полководцу венки, тоже золотые и очень дорогие, после того, как ему был предоставлен триумф; и эти венки несли перед ним в триумфальной процессии (Fest. p. 367, M.; Plut. Aemil. Paul. 34; Liv. XXXVII. 58). В эпоху ранней Республики это были добровольные подарки, но впоследствии их стали взимать как подать под названием «золото для венков» (aurum coronarium), на что имели право лишь те, кто получил разрешение на триумф [Aurum coronarium]. Обычай, согласно которому провинции дарили золотые венки победоносным полководцам, существовал и у греков, которые щедро наделили ими Александра после победы над Дарием (Athen. XII. 539 a); и римляне, вероятно, заимствовали эту традицию у греков.
7. Овационный венок (corona ovalis) — еще один венок, менее почетный, который предназначался исключительно для полководцев, заслуживших лишь овацию [Ovatio], в связи с чем его делали из мирта, кустарника, посвященного Венере «Quod non Martius, sed quasi Veneris quidam triumphus foret»[7]. (Gell.
8. Масличный венок (corona oleagina) — также почетный венок из листьев оливы, предоставлявшийся как солдатам, так и их командирам. Согласно Геллию
III. Религиозные венки. — Венки как таковые, вероятно, ведут происхождение от религиозных ритуалов. С древнейших времен некоторые деревья считались священными, и, возможно, люди, совершавшие подношения богам, держали в руках ветви таких деревьев, которые со временем стали сплетать в венки и носить на голове. Как бы то ни было, использование венков во время жертвоприношений засвидетельствовано если не во времена Гомера, то уже в эпоху Сапфо, которая говорит: «От тех же они [боги], кто без венка, прочь отвращают взоры» (Athen. 15. с. 674 e, перевод
В Риме во время жертвоприношений венки на голове тоже имели жрецы и жертва, а также присутствующие. Видимо, для этих венков не существовало какого-то определенного материала, но иногда их делали из листьев оливы (Stat. Theb. III. 466), иногда из золота (Prudent. Peristeph. X. 1011; Tertull. de Idol. 18), а иногда из колосьев пшеницы — и тогда этот венок назывался corona spicea; эта разновидность была у римлян самой древней (Plin. XVIII. § 6; Tac. Ann. XI. 4), венки из колосьев были посвящены Церере (Hor. Carm. Sec. 30; Tibull. II. 1, 4, I. 1, 15) и обычно вывешивались перед ее храмами (Tibull. I. 1, 16). В частности, инсигнией арвальских братьев был венок из колосьев и infulae albae, то есть, белые шерстяные ленты (Gell. VII. (VI.) 7, § 8; Plin.
Венок из колосьев на монете Децима Альбина Брута. |
Венок из колосьев на голове Антонии (Британский музей). |
Венок из колосьев встречается также в монетной чеканке на головах женщин из императорской семьи, например, Ливии, Антонии и Агриппины (Eckhel, VI. p. 257).
В числе религиозных венков можно упомянуть лучевой венок (corona radiata), который служил знаком божественности. Первоначально он предназначался только богам и обожествленным героям, — так, Вергилий (Aen. XII. 162) изображает героя Латина:
Cui tempora circum Aurati bis sex radii fulgentia cingunt, Solis avi specimen[8]. |
Впервые его приняли некоторые из преемников Александра, притязавшие на божественные с.550 почести. Так, он встречается на монетах Птолемеев, египетских царей.
У римлян божественные почести были предоставлены Юлию Цезарю и Августу, притязавшему на божественное происхождение (corona radiata, Suet. Aug. 94); но первым императором, принявшим лучевой венок при жизни, был Нерон, на монетах которого он изображен.
Лучевой венок на монете Птолемея V, царя Египта (Британский музей). |
Лучевой венок на голове Августа (Монета Калигулы в Британском музее). |
Лучевой венок на монете императора Деция (Британский музей). |
Однако встречаются и подобные портреты Августа — на монетах, отчеканенных после его смерти, как, например, на приведенной ниже монете Калигулы. Примеру Нерона не последовал никто из императоров до Каракаллы, который изображен на монетах в лучевом венке, а на чеканке последующих императоров он уже часто встречается (Eckhel, VI. p. 269 ff.).
IV. Погребальные венки. — Обычай увенчивать мертвых листьями и цветами, несомненно, имеет религиозное происхождение. Клемент Александрийский (Paedag. II. p. 181) объясняет его тем, что венок был символом свободы и избавления от всех неприятностей. В любом случае, это считалось почетным знаком (Eurip. Troad. 1143; Aristoph. Eccl. 538; Lysistr. 602—
У римлян увенчание мертвых было не так распространено, как у греков. Но закон Двенадцати таблиц устанавливал, что если некто заслужил почетный венок при жизни, то ему можно было возложить на голову этот венок в погребальной процессии (Cic. de Leg. II. 24, 60; Plin. XXI. § 7). На носилки и погребальный костер тоже возлагали гирлянды цветов (Plin. XXI. § 10; Dionys. XI. 39). Плиний (ib. § 11) сообщает, что венки служили формой почитания могил и богов манов. (Ср. Ov. Trist. III. 3, 82; Tibull. II. 4, 48).
Мы видели, что погребальные венки обычно делали из листьев и цветов, но в гробницах находят и золотые венки в форме листьев и цветов (см. выше,
V. Венки как символы радости. — 1. Застольные венки (Coronae conviviales). Застольные венки стали называться словом coronae лишь в поздний период, так как первоначально это слово применялось только к религиозным и почетным венкам (Plin. XXI. § 3). У греков и римлян гости во время застолья носили венки, но их надевали лишь после первой перемены блюд, когда начиналась пирушка (symposium, comissatio: Athen. XV. с. 685, 669; Plut; Symp. III. 1, 1; Val. Max. II. 6, 1). В пиршественных сценах на античных вазах часто изображены гости, увенчанные цветами. Римляне заимствовали этот обычай у греков, и он распространился уже ко временам Второй Пунической войны, но считался признаком пристрастия к роскоши; а если кто-то показывался в венке из цветов в общественном месте — даже случайно — то его сурово наказывали (Plin. XXI. § 8). Вначале использовались только шерстяные ленты, которыми обвивали голову, предохраняясь от опьянения, но затем стали надевать венки из цветов и листьев, особенно из мирта и роз (Plin. ib. § 3). Греки тоже верили, что цветочный венок защищает от воздействия вина. (Athen. XV. с. 674, 675; Plut. Symp. III. 1). О различных цветах, особенно розах, из которых делали застольные венки, и сопутствовавшей им роскоши см. выше, с.545. Слово «роза» употреблялось как синоним пирушки или намек на нее. Так, Цицерон говорит «пьянствовать в розах» (in rosa potare, de Fin. II. 20, 65); а Марциал — (X. 19, 20), cum regnat rosa, cum с.551 madent capilli[11], а также (III. 68, 5) deposito post vina rosasque pudore[12]. Цветы умащали мазями или благовониями (Sen. de Ir. II. 33, 4; Athen. XV. с. 669; Mart. X. 19, 20), а иногда, в качестве особой почести, посвящались венки с лемнисками, то есть свисающими лентами, наподобие упомянутых выше триумфальных венков (с.546) (Plaut. Pseud. V. 1, 21; Capitol. Ver. 5). В древние времена каждый гость приносил венок с собой (Ov. Fast. I. 403), но позднее венки предоставлял хозяин. Гости носили не только венки на голове, но и гирлянды на шее, под названием ὑποθυμίδες (Athen. XV. с. 674), чтобы наслаждаться ароматом. Так, сообщается, что у Верреса была одна гирлянда на голове, а вторая — на шее (Cic. Verr. V. 11, 27). Гирлянды на шее, как и на голове, упоминаются и в других пассажах (Hor. Sat. II. 3, 256; Catull. VII. 51; Ov. Fast. II. 739). Одним из проявлений расточительности Тримальхиона служит то, что ноги, ступни и лодыжки его гостей были увиты цветами (Petron. 70). (О пиршественных венках см.: Becker-Göll, Gallus, III. p. 493 seq.).
2. Брачный венок (Corona nuptialis). И жених, и невеста у греков и римлян надевали венки (Schol. ad Aristoph. Pac. 869; ср. Aves, 159), и часто изображаются в них на античных вазах. Гости на свадьбе тоже носили венки, а двери дома жениха и брачное ложе были украшены гирляндами (στέφος γαμήλιον, Bion, Id. I. 88; Lucian. Dial. Meretr. II. 3; Plut. Amat. 10, Pomp. 55; Catull. LXIV. 294; Juv. VI. 51, 227; Lucan. II. 358; Stat. Silv. I. 2, 231; Apul. Met. IV. 26). В Риме вербену и другие растения, из которых плели брачный венок, собирала сама невеста (Fest. p. 63, M.; cf. Catull. LXI. 7).
3. Венок в честь рождения (Corona natalicia) — венок, который вешали над дверью вестибула дома, в котором родился ребенок (Juv. IX. 85). В Афинах, если младенец был мальчиком, венок делали из оливы, а если девочкой — из шерсти (Hesych.
…венец на челе его блещет Яркий, о дважды шести лучах золоченых, — отличье Внуков Солнца. |
(Перевод С. Ошерова). |
|
||
1.
Квинарий, серебро Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) (MRR, RRC, RSC, CRI, RCTV) или Цереры (BMCRR, CRR) вправо, задрапированная, под покрывалом (BMCRR, CRR: в венке из колосьев и ожерелье); против часовой стрелки L · SESTI · PRO · Q (Lucius Sestius, proquaestor; «Луций Сестий, проквестор»). Кайма из точек. РЕВЕРС: Виктория идет вправо, держит пальмовую ветвь левой рукой над левым плечом и венок в правой руке; вокруг по часовой стрелке Q · CAEPIO · BRVTVS · PRO · COS (Quintus Caepio Brutus, proconsul, «Квинт Цепион Брут, проконсул»). Кайма из точек. | ||
2.
Денарий, серебро Рим, 58 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein), справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек. РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка. | ||
3.
Денарий, серебро Рим, 58 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Герма-бюст (BMCRR, RRC, RRM, RCTV: Меркурий; MRR, CRR: Термин; RSC: Меркурий или Термин), задрапированный, в крылатой диадеме вправо; слева венок с лентами (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RSC, RCTV) или повязка весталки (Hollstein) и звезда, справа чаша с двумя ручками (MRR: патера; BMCRR: calix; Hollstein: culullus). Кайма из точек. РЕВЕРС: Нож для жертвоприношений (secespita) в ножнах и патера (MRR, BMCRR, CRR, RRC, RCS, RRM, RCTV); или испанский короткий меч в ножнах и испанский круглый щит (Hollstein); выше M PISO M F FRUGI (Marcus Piso Marci filius Frugi; Марк Пизон Фруги, сын Марка). Все внутри лаврового венка. | ||
4.
Денарий, серебро Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута и Кассия, 42 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) в лавровом венке вправо; волосы зачесаны назад, собраны сзади в узел и спадают на шею и левое плечо; сзади M • SERVILIVS вверх; впереди LEG вверх. Кайма из точек. РЕВЕРС: Военный трофей, состоящий из панциря, шлема с гребнем, двух копий и щита в форме восьмерки; слева Q • CAEPIO вверх; справа BRVTVS IMP вверх. Кайма из точек. | ||
5.
Аурей, золото Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута и Кассия, 42 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова богини Свободы (Libertas) в лавровом венке вправо; волосы зачесаны назад, собраны сзади в узел и спадают на шею и левое плечо; сзади M • SERVILIVS вверх; впереди LEG вверх. Кайма из точек. РЕВЕРС: Военный трофей, состоящий из панциря, шлема с гребнем, двух копий и щита в форме восьмерки; слева Q • CAEPIO вверх; справа BRVTVS IMP вверх. Кайма из точек. | ||
6.
Сестерций, орихалк Нерон Лугдун, 67 г. | ||
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста. РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив левую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита. В поле, слева и справа: S. C. | ||
7.
Аурей, золото Веспасиан Рим, 77—78 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: Слева стоит Веспасиан в военной одежде, обращенный влево, опирается правой рукой на стоящее вертикально копье и поддерживает паразоний, лежащий на левой руке; справа стоит Виктория, обращенная влево, держит правой рукой венок над головой Веспасиана и пальмовую ветвь в левой руке. В обрезе: COS. VIII | ||
8.
Аурей, золото Адриан Рим, 134—138 гг. | ||
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии. | ||
9.
Денарий, серебро Веспасиан Рим, 73 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: S. P. Q. R. внутри дубового венка. | ||
10.
Сестерций, медь Филипп I Араб Рим, 5-я мастерская, 246—249 гг. | ||
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ANNONA AVGG. — Аннона (Урожай) стоит фронтально, повернув голову влево, держит в правой руке зерновые колосья над модием с зерновыми колосьями, и в левой — рог изобилия, перебросив край одежды через левую руку. В поле, слева и справа: S. C. |