Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ВОЕННЫЕ НАГРАДЫ И ОТЛИЧИЯ

[1] Do­na mi­li­ta­ria. Воен­ные награ­ды и отли­чия были, во-пер­вых, общие и в этом виде состо­я­ли в разда­че денег все­му вой­ску; вели­чи­на полу­ча­е­мой каж­дым отдель­ным сол­да­том сум­мы опре­де­ля­лась сораз­мер­но его обык­но­вен­но­му жало­ва­нью. Liv. 39, 5. Осо­бен­но во вре­ме­на импе­рии это do­na­ti­vum выда­ва­лось не в виде награ­ды за осо­бые заслу­ги, но в виде подар­ка при тор­же­ст­вен­ных слу­ча­ях, отно­ся­щих­ся к лицу госуда­ря или к чле­нам импе­ра­тор­ской фами­лии, напр., при вос­ше­ст­вии на пре­стол, в дни рож­де­ния и т. п.; часто эти день­ги толь­ко обе­ща­лись, а выпол­не­ние обе­ща­ния откла­ды­ва­лось на неопре­де­лен­ное вре­мя. Tac. hist. 4, 19. Suet. Cal. 46. Обык­но­вен­но назна­че­ние такой общей награ­ды вой­ску соеди­ня­лось с разда­чей денег наро­ду, con­gia­rium. Tac. ann. 12, 41. Suet. Ner. 7. Осо­бен­ный род это­го do­na­ti­vum было cla­va­rium, соб­ст­вен­но, день­ги на гвозди, на заготов­ле­ние или почин­ку сол­дат­ской обу­ви (ca­li­gae). Tac. hist. 3, 50; ср. ann. 1, 41. В чис­ле лич­ных наград за храб­рость на войне и воен­ные подви­ги пер­вое место зани­ма­ет три­умф (tri­um­phus, θρίαμ­βος) пол­ко­во­д­ца. Во вре­ме­на рес­пуб­ли­ки он назна­чал­ся сена­том по прось­бе и пред­ло­же­нию само­го пол­ко­во­д­ца. Необ­хо­ди­мы­ми усло­ви­я­ми для полу­че­ния три­ум­фа пер­во­на­чаль­но были: само­сто­я­тель­ная коман­да вой­ска­ми (im­pe­rium) при заня­тии посто­ян­ной долж­но­сти (suis aus­pi­ciis rem ge­re­re, поче­му П. Кор­не­лий Сци­пи­он, будучи избран в чрез­вы­чай­ные про­кон­су­лы, и не мог полу­чить три­ум­фа после победы над кар­фа­ге­ня­на­ми в Испа­нии Liv. 28, 38. Val. Max. 2, 8, 5), окон­ча­ние вой­ны (Liv. 26, 21) и рас­ши­ре­ние пре­де­лов рим­ско­го государ­ства. Liv. 39, 29. Dion. Hal. 11, 59. При­том в одном сра­же­нии долж­ны были быть уби­ты по край­ней мере 5000 вра­гов; кто пока­зы­вал невер­ное чис­ло уби­тых непри­я­те­лей, тот по зако­ну lex Ma­ria Por­cia (63 г. до Р. Х.) под­вер­гал­ся взыс­ка­нию; вер­ность пока­зы­вае­мо­го перед сена­том чис­ла долж­на была быть под­твер­жде­на клят­вой перед город­ским кве­сто­ром (quaes­tor ur­ba­nus). Val. Max. 2, 8, 1. Пол­ко­вод­цы, кото­рым раз­ре­шал­ся три­умф по окон­ча­нии их про­кон­суль­ской долж­но­сти, по опре­де­ле­нию народ­но­го собра­ния полу­ча­ли im­pe­rium на день три­ум­фа. Liv. 26, 21. 45, 35. [2] Так как пол­ко­во­дец до три­ум­фа не имел пра­ва всту­пить в город, то для выслу­ши­ва­ния его отче­та сенат соби­рал­ся вне горо­да, обык­но­вен­но в хра­ме Бел­ло­ны. Liv. 31, 47. В день, назна­чен­ный сена­том для три­ум­фа, пол­ко­во­дец во гла­ве сво­его вой­ска и в сопро­вож­де­нии все­го горо­да тор­же­ст­вен­ным шест­ви­ем всту­пал в город через por­ta tri­um­pha­lis и направ­лял­ся к Капи­то­лию. Сам он ехал в позо­ло­чен­ной колес­ни­це, запря­жен­ной чет­вер­кой белых коней (Liv. 5, 23. 10, 7), часто окру­жен­ный сво­и­ми детьми. Liv. 45, 40. Tac. ann. 2, 41. Осталь­ные его род­ст­вен­ни­ки и его кли­ен­ты шли воз­ле колес­ни­цы в белых тогах, а сам три­ум­фа­тор пред­став­лял­ся в обла­че­нии Юпи­те­ра (Iuv. 10, 36) в tu­ni­ca pal­ma­ta и to­ga pic­ta, с лав­ро­вым вен­ком на голо­ве. Государ­ст­вен­ный раб поме­щал­ся поза­ди него на колес­ни­це, под­дер­жи­вая над его голо­вой золотую коро­ну и гром­ко напо­ми­ная ему, чтобы он не зазна­вал­ся в сво­ем сча­стье. Впе­ре­ди само­го шест­вия вез­ли на колес­ни­цах воен­ную добы­чу, име­на побеж­ден­ных наро­дов и изо­бра­же­ния поко­рен­ных стран и горо­дов, затем сле­до­ва­ли знат­ней­шие плен­ные в око­вах, сопро­вож­да­е­мые сво­и­ми род­ст­вен­ни­ка­ми; они, одна­ко, не вхо­ди­ли на Капи­то­лий, но, коль ско­ро колес­ни­ца три­ум­фа­то­ра дости­га­ла фору­ма, тот­час отво­ди­лись в тем­ни­цу, где часто немед­лен­но пре­да­ва­лись смер­ти. Cic. Verr. 5, 30. Liv. 26, 12. Dio Cass. 40, 41. [3] За плен­ны­ми велись жерт­вен­ные живот­ные, назна­чен­ные для при­но­ше­ния Юпи­те­ру Капи­то­лий­ско­му, а непо­сред­ст­вен­но перед три­ум­фаль­ной колес­ни­цей шли лик­то­ры с fas­ces lau­rea­ti; их окру­жа­ли музы­кан­ты (cor­ni­ci­nes) и пев­цы, рас­пе­вав­шие три­ум­фаль­ные пес­ни. За колес­ни­цей шло победо­нос­ное вой­ско; каж­дый сол­дат в лав­рах и в блес­ке заслу­жен­ных им наград и зна­ков отли­чия (Liv. 45, 38), вос­кли­цая: «Io tri­um­phe!», а сопро­вож­даю­щие их и бушу­ю­щие вокруг них тол­пы наро­да бес­пре­рыв­но повто­ря­ли этот воз­глас. Hor. od. 4, 2, 49. Сол­да­ты так­же пели похваль­ные пес­ни в честь сво­его пол­ко­во­д­ца, про­слав­ляя его подви­ги, а при­том ино­гда под­сме­и­ва­ясь над ним. Dion. Hal. 2, 34. 7, 72. Liv. 39, 7. 45, 38. Plut. Aem. Paul. 34. Suet. Caes. 49. В таком виде тор­же­ст­вен­ное шест­вие направ­ля­лось к Капи­то­лию, где уже зара­нее собрал­ся сенат в белых одеж­дах. Здесь три­ум­фа­тор при­но­сил Юпи­те­ру бла­го­дар­ность и жерт­вы и сла­гал свою золотую коро­ну и часть добы­чи; затем отпус­ка­лось вой­ско, полу­чив свою часть добы­чи; все празд­не­ство заклю­ча­лось тор­же­ст­вен­ным пиром, на кото­рый и кон­су­лы полу­ча­ли при­гла­ше­ние, но не явля­лись, чтобы никто из при­сут­ст­ву­ю­щих не имел выс­шей вла­сти (im­pe­rium), чем три­ум­фа­тор. Val. Max. 2, 8, 6.







Если сенат, несмот­ря на иска­тель­ство пол­ко­во­д­ца, отка­зы­вал ему в три­ум­фе, то, быва­ло, он само­воль­но празд­но­вал три­умф на аль­бан­ской горе; пер­вый сде­лал это Папи­рий в 232 г. до Р. Х. (Val. Max. 3. 6, 5); ино­гда в таком слу­чае с успе­хом апел­ли­ро­ва­ли к наро­ду, в пер­вый раз в 447 г. до Р. Х. Liv. 3, 63 сл. Dion. Hal. 11, 50. В пери­од импе­рии самим пол­ко­во­д­цам при­хо­ди­лось отка­зы­вать­ся от три­ум­фа, пото­му что они вели вой­ны все­гда под ауспи­ци­я­ми импе­ра­то­ров, а вслед­ст­вие того толь­ко сам импе­ра­тор мог празд­но­вать три­умф; но зато они полу­ча­ли в виде зна­ка отли­чия or­na­men­ta или in­sig­nia tri­um­pha­lia (Dio Cass. 44, 24. 31. Suet. Tib. 9, 17. Tac. ann. 4, 18. 44. 12, 3), при­чем, одна­ко, часто при­ни­ма­лись в рас­чет не столь­ко подви­ги их, сколь­ко рас­по­ло­же­ние к ним импе­ра­тор­ско­го дво­ра. Tac. ann. 4, 23. 26.

Если не было усло­вий, необ­хо­ди­мых для три­ум­фа, а меж­ду тем каза­лось умест­ным отли­чить пол­ко­во­д­ца, то во вре­ме­на рес­пуб­ли­ки ему назна­ча­лась ova­tio (ἐλάτ­των θρίαμ­βος). Пол­ко­во­дец всту­пал в город пеш­ком (поэто­му πε­ζὸς θρίαμ­βος, Dion. Hal. 9, 36) или вер­хом и был одет лишь в to­ga prae­tex­ta, с мир­то­вым вен­ком на голо­ве. Он при­но­сил в жерт­ву не быка, как делал это три­ум­фа­тор, но овцу (Gell. 5, 6), поче­му неко­то­рые про­из­во­дят назва­ние ова­ции от сло­ва ovis (Serv. ad Verg. A. 4, 550); дру­гие, напро­тив, пола­га­ют, что оно про­ис­хо­дит от воз­гла­са удив­ле­ния O! O! (Fest. s. v. ovan­tes). Dion. Hal. 5, 47. Dio Cass. 54, 8. Liv. 3, 10. 26, 21 и чаще.

[4] Осталь­ные воен­ные награ­ды и отли­чия вполне зави­се­ли от вое­на­чаль­ни­ка, поче­му, по поста­нов­ле­нию Авгу­ста, во вре­ме­на импе­рии пол­ко­во­дец не мог полу­чать зна­ков отли­чия, кото­ры­ми он сам имел пра­во награж­дать дру­гих. Эти зна­ки отли­чия состо­я­ли глав­ным обра­зом в вен­ках или коро­нах; назва­ния их, кро­ме упо­мя­ну­тых уже co­ro­nae tri­um­pha­les из лав­ра, а при позд­ней­ших импе­ра­то­рах — из золота (Plin. 22, 3, 4) и co­ro­nae ova­les из мир­ты, сле­дую­щие: a) co­ro­na ci­vi­ca (Gell. 5, 6) из дубо­вых листьев, за спа­се­ние граж­да­ни­на, а пото­му с над­пи­сью: ob ci­vem ser­va­tum. Liv. 10, 46. Tac. ann. 3, 21; b) co­ro­na mu­ra­lis из золота, дава­лась тому, кто пер­вым взо­шел на сте­ну оса­жда­е­мо­го горо­да; отто­го она и пред­став­ля­ла собой зуб­цы сте­ны. Liv. 26, 46. Похо­жа на нее была c) co­ro­na castren­sis или val­la­ris, так­же золотая, назна­чав­ша­я­ся тому, кто пер­вым взо­брал­ся на вал непри­я­тель­ско­го лаге­ря; d) co­ro­na na­va­lis, с золоты­ми изо­бра­же­ни­я­ми носов кораб­лей, дава­лась тому, кто пер­вым всту­пил на непри­я­тель­ский корабль (Plin. 7, 39, 115. Dio Cass. 49, 14); она назы­ва­лась так­же rostra­ta co­ro­na (Verg. A. 8, 684. Plin. 16, 4). Нако­нец, e) co­ro­na ob­si­dio­na­lis, даро­вав­ша­я­ся не пол­ко­вод­цем сво­им сол­да­там, а ему само­му от име­ни оса­жден­но­го горо­да, кото­рый он спас от опас­но­сти. Она была из тра­вы (gra­mi­nea). Liv. 7, 37. Plin. 22, 3.

[5] Дру­гие менее высо­кие награ­ды были: копье (has­ta) или кубок для пехоты, а для кон­ни­цы — наград­ные меда­льо­ны (pha­le­rae), кото­рые, впро­чем, ино­гда разда­ва­лись для укра­ше­ния лоша­дей (Liv. 30, 17). Оба зна­ка отли­чия дава­лись тем, кото­рые осо­бен­но содей­ст­во­ва­ли одер­жа­нию победы, ср. Verg. A. 6, 760. Sall. Iug. 85. Далее ar­mil­lae, брас­ле­ты, tor­ques и ca­tel­lae оже­ре­лья (Tac. ann. 2, 9. 3, 11), состо­яв­шие из скру­чен­ных цепей с сереб­ря­ны­ми и золоты­ми нитя­ми; пер­вые были поко­ро­че и ино­гда укра­ше­ны дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми, а послед­ние спус­ка­лись ниже на грудь; нако­нец, cor­ni­cu­la, сереб­ря­ные укра­ше­ния шле­ма. Дава­лись в награ­ду так­же неболь­шие зна­ме­на, ve­xil­la cae­ru­lea, мор­ским коман­дам (Suet. Oct. 25) и ve­xil­la pur­pu­rea — пехо­те. Нако­нец, в виде награ­ды неко­то­рым удва­и­вал­ся полу­ча­е­мый ими паек, вслед­ст­вие чего награж­ден­ные таким обра­зом сол­да­ты назы­ва­лись dup­li­ca­rii или dup­la­rii. Liv. 2, 58 сл. 7, 37.

См. также:
CORONA (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
ВЕНЕЦ (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
ВЕНОК (Словарь античности)
КОРОНА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 434—436.
См. по теме: ДЕКУРИЯ • ПОЛКОВОДЕЦ • ДУЦЕНАРИЙ • НАБОР ВОЙСКА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта, Reg. VI, Ins. 8, 3, 5).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Т. н. голова Энния.
Туф.
3-я четв. II в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Кабинет Апоксиомена, 39.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Император Август в образе Юпитера Капитолийского.
Мрамор. 45—50 гг. н. э. Голова современная.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Мрамор.
40—50-е гг. I в. н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Клавдия в образе Юпитера.
Белый мелкозернистый мрамор.
Ок. 50 г.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 16.
7. МОЗАИКА. Греция.
Триумф Диониса (центральная часть).
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова молодого Диониса.
Мрамор грекетто.
Копия 100—150 гг. с оригинала 2-й пол. IV в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Диана (Артемида)-охотница, известная как «Диана Версальская». Тип «Севилья — Палатин».
Мрамор.
Римская копия I—II вв. н. э. раннеэллинистического бронзового оригинала, приписываемого Леохару (ок. 325 г. до н. э.).
Париж, Лувр.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Старый сатир и Гермафродит.
Фреска из Помпей (IX, 1, 22, дом Эпидия Сабина, таблин).
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Требониан Галл
Рим, 253 г.
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. TREB. GALLVS AVG. — драпированный бюст Требониана Галла в доспехах и в лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. IIII COS. II — Требониан Галл, с покрытой головой, стоит фронтально, повернув голову влево, совершает над алтарем жертвориношение из патеры в правой руке и держит скипетр в левой руке.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
3. Аурей, золото
Аврелиан
Сисция, 273 г.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS AVG. — бюст Аврелиана в лучистом венце, в доспехах и с эгидой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: ORIENS AVG. — Соль стоит анфас, с простертой правой рукой, повернув голову влево, держит шар в левой руке.
Знак монетного двора:
IL
4. Сестерций, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: SER. GALBA IMP. CAESAR AVG. TR. P. — драпированный бюст Гальбы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / OB / CIV. SER. — в три линии внутри дубового венка.
5. Антониниан, серебро
Пупиен
Рим, 238 г.
АВЕРС: IMP. CAES. PVPIEN. MAXIMVS AVG. — драпированный бюст Пупиена в доспехах и в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: CARITAS MVTVA AVGG. — две правые руки в рукопожатии.
6. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 49—50 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVI — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
7. Романо-британское подражание денарию Клавдия 50-51 гг., серебро
Клавдий
Рим (место и дата выпуска оригинала)*, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. / P. P. / OB C. S. — в три линии внутри дубового венка.
8. Денарий, серебро
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. внутри дубового венка.
9. Тетрадрахма, серебро
Иония, Смирна, 150—143 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Тихе (BMC: Кибелы) в башенном венце вправо.
РЕВЕРС: ΖΜΥΡΝΑΙΩΝ — внутри лаврового (BMC: дубового) венка вместе с монограммой магистрата.
10. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА