Словарь античности

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ (лат. li­ber­tus, li­ber­ti­nus), рабы, отпу­щен­ные на волю актом осво­бож­де­ния. Граж­дан­ские пра­ва воль­ноот­пу­щен­ни­ков оста­ва­лись огра­ни­чен­ны­ми, во мно­гих слу­ча­ях они по-преж­не­му были обя­за­ны слу­жить сво­им патро­нам. В Гре­ции было так­же рас­про­стра­не­но т. н. куль­то­вое осво­бож­де­ние, когда рабы посвя­ща­лись богу и бла­го­да­ря это­му ста­но­ви­лись сво­бод­ны­ми, хотя и не граж­да­на­ми. Поло­же­ние гре­че­ских воль­ноот­пу­щен­ни­ков было близ­ко к поло­же­нию мете­ков в Афи­нах. Кро­ме осво­бож­де­ния по воле сво­их гос­под, для рабов, осо­бен­но в позд­ние вре­ме­на, суще­ст­во­ва­ла воз­мож­ность выку­пить себя на свои сбе­ре­же­ния. Гре­че­ские воль­ноот­пу­щен­ни­ки не полу­ча­ли граж­дан­ских прав. В Риме при извест­ных обсто­я­тель­ствах они под­ни­ма­лись до высо­ких постов в государ­стве (в импе­ра­тор­ском управ­ле­нии и при­двор­ной служ­бе, осо­бен­но при Клав­дии). Сыно­вья воль­ноот­пу­щен­ни­ков во вре­ме­на Импе­рии мог­ли стать всад­ни­ка­ми и даже импе­ра­то­ра­ми (Пер­ти­накс и Дио­кле­ти­ан), но в основ­ном они при­над­ле­жа­ли к клас­су мел­ких про­из­во­ди­те­лей и были дове­рен­ны­ми лица­ми сво­их патро­нов в дело­вых и поли­ти­че­ских пред­при­я­ти­ях. Мно­гие воль­ноот­пу­щен­ни­ки были бан­ки­ра­ми, вра­ча­ми, учи­те­ля­ми.

См. также:
ВОЛЬНООТПУЩЕННИК (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭПОБЕЛИЯ, ЕПОБЕЛИЯ • ЭРГАДЕИДА • ЭПИЛАХОНТЫ, ЗАПАСНЫЕ КАНДИДАТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф вольноотпущенника Публия Айедия Амфиона и его жены, Айедии Фавсты Мелиор.
Белый мрамор.
Ок. 30—20 гг. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
2. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Аспасия, Исидория, Аспасия и Клавдии Эвходии.
Мрамор. 1-я половина II в. н. э.
CIL VI 10647.
Рим, Церковь Сан-Джованни-а-Порта-Латина.
3. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись вольноотпущенников Квинта Курция Антиоха и Мецилии Ареты.
1—200 гг. н. э.
BCAR. 1915. 228.
Рим, Муниципальный антикварий Целийского холма.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Секста Эмилия Барона.
52 г. до н. э.
CIL I 2965 = ILLRP 786a.
Рим, Капитолийские музеи.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцена из цикла об Энее.
Фреска из гробницы вольноотпущенника Статилия Тавра.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей.
6. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Флавиев.
Северо-западная часть некрополя у Нуцерийских ворот.
50—30 гг. до н. э.
Помпеи.
7. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Флавиев.
Северо-западная часть некрополя у Нуцерийских ворот.
50—30 гг. до н. э.
Помпеи.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник вольноотпущенников и их патрона.
1-я половина I в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник вольноотпущенников и их патрона (деталь).
1-я половина I в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный памятник вольноотпущенников и их патрона.
1-я половина I в. н. э.
Санта-Мария-Капуа-Ветере, Археологический музей античной Капуи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА