Словарь античности

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ (лат. li­ber­tus, li­ber­ti­nus), рабы, отпу­щен­ные на волю актом осво­бож­де­ния. Граж­дан­ские пра­ва воль­ноот­пу­щен­ни­ков оста­ва­лись огра­ни­чен­ны­ми, во мно­гих слу­ча­ях они по-преж­не­му были обя­за­ны слу­жить сво­им патро­нам. В Гре­ции было так­же рас­про­стра­не­но т. н. куль­то­вое осво­бож­де­ние, когда рабы посвя­ща­лись богу и бла­го­да­ря это­му ста­но­ви­лись сво­бод­ны­ми, хотя и не граж­да­на­ми. Поло­же­ние гре­че­ских воль­ноот­пу­щен­ни­ков было близ­ко к поло­же­нию мете­ков в Афи­нах. Кро­ме осво­бож­де­ния по воле сво­их гос­под, для рабов, осо­бен­но в позд­ние вре­ме­на, суще­ст­во­ва­ла воз­мож­ность выку­пить себя на свои сбе­ре­же­ния. Гре­че­ские воль­ноот­пу­щен­ни­ки не полу­ча­ли граж­дан­ских прав. В Риме при извест­ных обсто­я­тель­ствах они под­ни­ма­лись до высо­ких постов в государ­стве (в импе­ра­тор­ском управ­ле­нии и при­двор­ной служ­бе, осо­бен­но при Клав­дии). Сыно­вья воль­ноот­пу­щен­ни­ков во вре­ме­на Импе­рии мог­ли стать всад­ни­ка­ми и даже импе­ра­то­ра­ми (Пер­ти­накс и Дио­кле­ти­ан), но в основ­ном они при­над­ле­жа­ли к клас­су мел­ких про­из­во­ди­те­лей и были дове­рен­ны­ми лица­ми сво­их патро­нов в дело­вых и поли­ти­че­ских пред­при­я­ти­ях. Мно­гие воль­ноот­пу­щен­ни­ки были бан­ки­ра­ми, вра­ча­ми, учи­те­ля­ми.

См. также:
ВОЛЬНООТПУЩЕННИК (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КОНТРАКТ ПРИ ПОКУПКЕ • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭПИЛАХОНТЫ, ЗАПАСНЫЕ КАНДИДАТЫ • ЭПИМОРТЫ, ЕПИМОРТЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. НАДПИСИ. Рим.
Плита с посвящением алтаря за благополучие Августа, поставленного Луцием Лукрецием Зетом.
CIL VI 30975 = ILS 3090.
Мрамор.
1 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. НАДПИСИ. Рим.
Надпись из гробницы Квинкциев (гробница A).
100—71 гг. до н. э.
CIL I2 2527a. ILLRP 795. AE 2000, 181.
Рим, Гробницы на виа Статилиа.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела с портретными бюстами и сценой кораблестроения («Стела Лонгидиена»). Нижний регистр.
Истрийский известняк. 1-я пол. I в. н. э. (музейная датировка).
Равенна, Национальный музей, Первый клуатр.
4. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Аспасия, Исидория, Аспасия и Клавдии Эвходии.
Мрамор. 1-я половина II в. н. э.
CIL VI 10647.
Рим, Церковь Сан-Джованни-а-Порта-Латина.
5. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись вольноотпущенников Квинта Курция Антиоха и Мецилии Ареты.
1—200 гг. н. э.
BCAR. 1915. 228.
Рим, Муниципальный антикварий Целийского холма.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Секста Эмилия Барона.
52 г. до н. э.
CIL I 2965 = ILLRP 786a.
Рим, Капитолийские музеи.
7. НАДПИСИ. Рим.
Надпись Гая Орхивия Амемпта.
Мрамор.
67—69 гг. н. э.
CIL III 2082.
Сплит, Францисканский монастырь св. Анте.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцена из цикла об Энее.
Фреска из гробницы вольноотпущенника Статилия Тавра.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Флавиев.
Северо-западная часть некрополя у Нуцерийских ворот.
50—30 гг. до н. э.
Помпеи.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Флавиев.
Северо-западная часть некрополя у Нуцерийских ворот.
50—30 гг. до н. э.
Помпеи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА