Словарь античности

ГЕРАКЛ (греч. He­rak­les, лат. Her­cu­les), люби­мей­ший герой гре­че­ских ска­за­ний, сын Зев­са и Алк­ме­ны, жены Амфи­т­ри­о­на. Его бра­том-близ­не­цом, сыном Амфи­т­ри­о­на, был Ификл. Когда Гера захо­те­ла убить мла­ден­ца Герак­ла, натра­вив на него двух змей, Геракл заду­шил их (изо­бра­же­ние Герак­ла, душа­ще­го змей, мра­мор­ная ста­туя Герак­ла во Фло­рен­ции, Гале­рея Уффи­ци). Одно­го из сво­их учи­те­лей, Лина, Геракл убил (изо­бра­же­ние на чаше работы Дури­са, Мюн­хен). В победо­нос­ной борь­бе про­тив Эрги­на Геракл осво­бо­дил род­ной город Фивы от упла­ты дани, за что царь Кре­онт отдал ему в жены свою дочь Мега­ру. В наслан­ном на него Герой при­пад­ке безу­мия Геракл уби­ва­ет Мега­ру и детей, кото­рых она ему роди­ла (тра­гедия Еври­пида «Геракл»). За это на Герак­ла было нало­же­но нака­за­ние: он дол­жен был совер­шить на служ­бе у Эври­сфея 12 тяже­лых, опас­ных дея­ний (греч. Do­de­kath­los), за что ему было обе­ща­но бес­смер­тие. Геракл совер­шил свои подви­ги. 1. Заду­шил неуяз­ви­мо­го немей­ско­го льва (Арго­лида) (амфо­ра Эксе­кия, Бер­лин), с того вре­ме­ни он носил шку­ру льва. 2. Убил лер­ней­скую гид­ру. 3. Пой­мал быст­рую кери­ней­скую лань (ново­ат­ти­че­ский рельеф, Дрезден). 4. Уни­что­жил птиц-людо­едов из болот Стим­фа­ло­са в Арка­дии. 5. Пой­мал эри­манф­ско­го веп­ря и доста­вил его живым к заполз­ше­му от стра­ха в пифос Эври­сфею. 6. Очи­стил конюш­ни Авгия. 7. Укро­тил огнеды­ша­ще­го крит­ско­го быка. 8. Укро­тил пожи­раю­щих чело­ве­че­ское мясо коней фра­кий­ца Дио­меда. 9. Добыл пояс Иппо­ли­ты. 10. При­гнал скот Гери­о­на (хал­кид­ская амфо­ра в каби­не­те Меди­чи, Париж), во вре­мя это­го похо­да воз­двиг Гер­ку­ле­со­вы стол­бы. 11. С помо­щью Атлан­та достал ябло­ко Гес­пе­рид. Две­на­дца­тый подвиг был наи­бо­лее тяже­лым. Геракл спу­стил­ся в под­зем­ный мир, одо­лел адско­го пса Цер­бе­ра и при­вел его живым на поверх­ность зем­ли (амфо­ра Андо­кида, Париж). Геракл совер­шил и дру­гие подви­ги: он победил Антея (кра­тер Евфро­ния в Лув­ре) и Буси­ри­са (афин­ская пели­ка худож­ни­ка Пана), отво­е­вал у смер­ти жену Адме­та Алкести­ду (тра­гедия Еври­пида «Алкести­да»), убил орла, кото­рый пожи­рал печень Про­ме­тея. На пути в Кол­хиду Геракл поте­рял сво­его любим­ца Гил­ла и не смог про­дол­жить поезд­ку с арго­нав­та­ми. Он осво­бо­дил Геси­о­ну, убил Кик­на, сра­жал­ся с кен­тав­ра­ми и участ­во­вал в борь­бе с гиган­та­ми. Его вер­ным помощ­ни­ком и воз­ни­чим был Иолай. Вто­рой женой Герак­ла была Дея­ни­ра, кото­рую он добыл в борь­бе с Ахе­ло­ем. После гибе­ли Ифи­та Геракл был пора­жен тяже­лой болез­нью. В Дель­фах, где он насиль­но пытал­ся полу­чить совет, как иску­пить вину, и похи­тил тре­нож­ник (изо­бра­же­ние на фрон­тоне сокро­вищ­ни­цы сиф­нос­цев в Дель­фах), ему опре­де­ли­ли нака­за­ние быть про­дан­ным в раб­ство к Омфа­ле. Из победо­нос­но­го похо­да про­тив Эври­та из Ойха­лии (кра­тер Эври­та, Лувр) Геракл при­вел его пре­крас­ную дочь Иолу плен­ни­цей к себе в дом. Из рев­но­сти Дея­ни­ра посла­ла Герак­лу про­пи­тан­ную отрав­лен­ной кро­вью Нес­са одеж­ду. Геракл надел эту одеж­ду и, мучи­мый страш­ной болью, был сожжен на огром­ном кост­ре на горе Эта и воз­не­сен в каче­стве бога на Олимп (Геракл сре­ди олим­пий­цев на амфо­ре Эксе­кия в Орви­сто). На Олим­пе Геракл полу­чил в жены Гебу. Геракл счи­тал­ся в антич­но­сти оли­це­тво­ре­ни­ем силы, муже­ства и отва­ги, победи­те­лем, осво­бо­див­шим людей от стра­да­ний, побор­ни­ком спра­вед­ли­во­сти и доб­роты, изба­ви­те­лем от бед и спа­си­те­лем. В этой функ­ции рим­ские цеза­ри отож­дествля­лись с Герак­лом (напри­мер, Ком­мод). Фило­со­фы виде­ли в Герак­ле про­об­раз чело­ве­ка, кото­рый заслу­жил бес­смер­тие бла­го­да­ря сво­им победам и поступ­кам в жиз­ни, пол­ной трудов. Софист Про­дик из Кео­са в рас­ска­зах о Герак­ле на рас­пу­тье сим­во­ли­че­ски изо­бра­зил его выбор: не лег­кий путь удо­воль­ст­вий, а труд­ная доро­га самоот­ре­че­ния и доб­ро­де­те­ли. Геракл счи­тал­ся носи­те­лем куль­ту­ры, богом здо­ро­вья и покро­ви­те­лем атле­тиз­ма и палестр (школ борь­бы). По всей Гре­ции име­лись его свя­ти­ли­ща, в его честь учреж­да­лись мно­го­чис­лен­ные празд­ни­ки и игры. Дикий тем­пе­ра­мент, про­жор­ли­вость и любо­стра­стие Герак­ла были излюб­лен­ны­ми тема­ми комедий, а так­же нашли свое отра­же­ние в тра­геди­ях (напри­мер, «Алкести­да» Еври­пида). Геракл под име­нем Гер­ку­ле­са почи­тал­ся в Риме сна­ча­ла в отдель­ных домах, затем воз­веден в государ­ст­вен­ный культ. Осо­бен­но про­слав­ля­лись его функ­ции бога тор­гов­ли и хра­ни­те­ля от несча­стий. Алтарь Герак­ла был уста­нов­лен на рын­ке скота в Риме. Изо­бра­же­ния Герак­ла встре­ча­ют­ся часто, осо­бен­но на вазо­вых кар­ти­нах и в искус­стве малых форм. Популяр­ны были изо­бра­же­ния 12 подви­гов Герак­ла: на мето­пах сокро­вищ­ни­цы афи­нян в Дель­фах, хра­ма Зев­са в Олим­пии и восточ­ной сто­роне т. н. Тесей­о­на (Гефе­сти­о­на) в Афи­нах. Образ Герак­ла в виде фигу­ры могу­че­го чело­ве­ка с льви­ной шку­рой и пали­цей, боро­да­то­го и обна­жен­но­го, сло­жил­ся издав­на, он ока­зал вли­я­ние на после­ан­тич­ную живо­пись вплоть до насто­я­ще­го вре­ме­ни (А. Дюрер. Я. Тин­то­рет­то, П. Рубенс, Д. Тье­по­ло), вдох­нов­ляя дра­ма­тур­гов (К. Виланд, Ф. Веде­кинд, Ф. Дюррен­матт, П. Хакс) и ком­по­зи­то­ров (кан­та­та И. С. Баха, ора­то­рия Г. Ф. Ген­де­ля).

См. также:
ГЕРАКЛ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III вв. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Юный Геракл, душащий змей.
Фреска.
45—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
II—III вв. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
II—III вв. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа — богиня Афина, слева — возница Иолай).
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геракл.
Мрамор. I в. до н. э.
Высота 56 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
II—III вв. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит, повернувшись влево, опираясь на дубину под левой рукой, поставленную вертикально на скалу, поверх дубины наброшена шкура Немейского льва; правая рука отведена за спину.
В левом поле: Ε.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обнаженный Геракл стоит фронтально, повернув голову вправо, правая рука лежит на дубине, поставленной на землю, через левую руку переброшена шкура Немейского льва, в руке яблоки из сада Гесперид.
В правом поле: Ε.
3. Квадрант, бронза
Публий Лициний Нерва
Рим, 113—112 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, впереди P. NERVA вверх, сзади
РЕВЕРС: Нос корабля вправо; на нем конь (MRR: лань); впереди ; ниже ROMA
4. Квадрант, бронза
Гай Юний
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, за ней три точки.
РЕВЕРС: Корабельный нос вправо, вверху C IVNI, внизу ROMA, впереди три точки.
5. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
6. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
7. Денарий, серебро
Публий Корнелий Лентул (Марцеллин?)
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
8. Тетрадрахма, серебро
Евтидем I
Бактры, 205—190 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Евтидема I, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ — Геракл сидит влево на скале, держит дубину в правой руке, опираясь на скалу левой рукой.
В правом поле монограмма.
9. Тетрадрахма, серебро
Евтидем II
Бактры, 185—180 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Евтидема II, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ — Геракл в лавровом венке стоит анфас, держит венок в протянутой правой руке, дубину и львиную шкуру в левой руке; слева от него монограмма.
10. Тетрадрахма, серебро
Антиох I Сотер
Сузы, 293—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева от него и под троном — две монограммы.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА