Словарь античности

ГЕРАКЛ (греч. He­rak­les, лат. Her­cu­les), люби­мей­ший герой гре­че­ских ска­за­ний, сын Зев­са и Алк­ме­ны, жены Амфи­т­ри­о­на. Его бра­том-близ­не­цом, сыном Амфи­т­ри­о­на, был Ификл. Когда Гера захо­те­ла убить мла­ден­ца Герак­ла, натра­вив на него двух змей, Геракл заду­шил их (изо­бра­же­ние Герак­ла, душа­ще­го змей, мра­мор­ная ста­туя Герак­ла во Фло­рен­ции, Гале­рея Уффи­ци). Одно­го из сво­их учи­те­лей, Лина, Геракл убил (изо­бра­же­ние на чаше работы Дури­са, Мюн­хен). В победо­нос­ной борь­бе про­тив Эрги­на Геракл осво­бо­дил род­ной город Фивы от упла­ты дани, за что царь Кре­онт отдал ему в жены свою дочь Мега­ру. В наслан­ном на него Герой при­пад­ке безу­мия Геракл уби­ва­ет Мега­ру и детей, кото­рых она ему роди­ла (тра­гедия Еври­пида «Геракл»). За это на Герак­ла было нало­же­но нака­за­ние: он дол­жен был совер­шить на служ­бе у Эври­сфея 12 тяже­лых, опас­ных дея­ний (греч. Do­de­kath­los), за что ему было обе­ща­но бес­смер­тие. Геракл совер­шил свои подви­ги. 1. Заду­шил неуяз­ви­мо­го немей­ско­го льва (Арго­лида) (амфо­ра Эксе­кия, Бер­лин), с того вре­ме­ни он носил шку­ру льва. 2. Убил лер­ней­скую гид­ру. 3. Пой­мал быст­рую кери­ней­скую лань (ново­ат­ти­че­ский рельеф, Дрезден). 4. Уни­что­жил птиц-людо­едов из болот Стим­фа­ло­са в Арка­дии. 5. Пой­мал эри­манф­ско­го веп­ря и доста­вил его живым к заполз­ше­му от стра­ха в пифос Эври­сфею. 6. Очи­стил конюш­ни Авгия. 7. Укро­тил огнеды­ша­ще­го крит­ско­го быка. 8. Укро­тил пожи­раю­щих чело­ве­че­ское мясо коней фра­кий­ца Дио­меда. 9. Добыл пояс Иппо­ли­ты. 10. При­гнал скот Гери­о­на (хал­кид­ская амфо­ра в каби­не­те Меди­чи, Париж), во вре­мя это­го похо­да воз­двиг Гер­ку­ле­со­вы стол­бы. 11. С помо­щью Атлан­та достал ябло­ко Гес­пе­рид. Две­на­дца­тый подвиг был наи­бо­лее тяже­лым. Геракл спу­стил­ся в под­зем­ный мир, одо­лел адско­го пса Цер­бе­ра и при­вел его живым на поверх­ность зем­ли (амфо­ра Андо­кида, Париж). Геракл совер­шил и дру­гие подви­ги: он победил Антея (кра­тер Евфро­ния в Лув­ре) и Буси­ри­са (афин­ская пели­ка худож­ни­ка Пана), отво­е­вал у смер­ти жену Адме­та Алкест­и­ду (тра­гедия Еври­пида «Алкест­и­да»), убил орла, кото­рый пожи­рал печень Про­ме­тея. На пути в Кол­хиду Геракл поте­рял сво­е­го любим­ца Гил­ла и не смог про­дол­жить поезд­ку с арго­нав­та­ми. Он осво­бо­дил Геси­о­ну, убил Кик­на, сра­жал­ся с кен­тав­ра­ми и участ­во­вал в борь­бе с гиган­та­ми. Его вер­ным помощ­ни­ком и воз­ни­чим был Иолай. Вто­рой женой Герак­ла была Дея­ни­ра, кото­рую он добыл в борь­бе с Ахе­ло­ем. После гибе­ли Ифи­та Геракл был пора­жен тяже­лой болез­нью. В Дель­фах, где он насиль­но пытал­ся полу­чить совет, как иску­пить вину, и похи­тил тре­нож­ник (изо­бра­же­ние на фрон­тоне сокро­вищ­ни­цы сиф­нос­цев в Дель­фах), ему опре­де­ли­ли нака­за­ние быть про­дан­ным в раб­ство к Омфа­ле. Из победо­нос­но­го похо­да про­тив Эври­та из Ойха­лии (кра­тер Эври­та, Лувр) Геракл при­вел его пре­крас­ную дочь Иолу плен­ни­цей к себе в дом. Из рев­но­сти Дея­ни­ра посла­ла Герак­лу про­пи­тан­ную отрав­лен­ной кро­вью Нес­са одеж­ду. Геракл надел эту одеж­ду и, мучи­мый страш­ной болью, был сожжен на огром­ном кост­ре на горе Эта и воз­не­сен в каче­стве бога на Олимп (Геракл среди олим­пий­цев на амфо­ре Эксе­кия в Орви­сто). На Олим­пе Геракл полу­чил в жены Гебу. Геракл счи­тал­ся в антич­но­сти оли­це­тво­ре­ни­ем силы, муже­ства и отва­ги, победи­те­лем, осво­бо­див­шим людей от стра­да­ний, побор­ни­ком спра­вед­ли­во­сти и доб­роты, изба­ви­те­лем от бед и спа­си­те­лем. В этой функ­ции рим­ские цеза­ри отож­дествля­лись с Герак­лом (напри­мер, Ком­мод). Фило­со­фы виде­ли в Герак­ле про­об­раз чело­ве­ка, кото­рый заслу­жил бес­смер­тие бла­го­да­ря сво­им победам и поступ­кам в жиз­ни, пол­ной трудов. Софист Про­дик из Кео­са в рас­ска­зах о Герак­ле на рас­пу­тье сим­во­ли­че­ски изо­бра­зил его выбор: не лег­кий путь удо­воль­ст­вий, а труд­ная доро­га самоот­ре­че­ния и доб­ро­де­те­ли. Геракл счи­тал­ся носи­те­лем куль­ту­ры, богом здо­ро­вья и покро­ви­те­лем атле­тиз­ма и палестр (школ борь­бы). По всей Гре­ции име­лись его свя­ти­ли­ща, в его честь учреж­да­лись мно­го­чис­лен­ные празд­ни­ки и игры. Дикий тем­пе­ра­мент, про­жор­ли­вость и любо­стра­стие Герак­ла были излюб­лен­ны­ми тема­ми комедий, а так­же нашли свое отра­же­ние в тра­геди­ях (напри­мер, «Алкест­и­да» Еври­пида). Геракл под име­нем Гер­ку­ле­са почи­тал­ся в Риме сна­ча­ла в отдель­ных домах, затем воз­веден в государ­ст­вен­ный культ. Осо­бен­но про­слав­ля­лись его функ­ции бога тор­гов­ли и хра­ни­те­ля от несча­стий. Алтарь Герак­ла был уста­нов­лен на рын­ке скота в Риме. Изо­бра­же­ния Герак­ла встре­ча­ют­ся часто, осо­бен­но на вазо­вых кар­ти­нах и в искус­стве малых форм. Популяр­ны были изо­бра­же­ния 12 подви­гов Герак­ла: на мето­пах сокро­вищ­ни­цы афи­нян в Дель­фах, хра­ма Зев­са в Олим­пии и восточ­ной сто­роне т. н. Тесей­о­на (Гефе­сти­о­на) в Афи­нах. Образ Герак­ла в виде фигу­ры могу­че­го чело­ве­ка с льви­ной шку­рой и пали­цей, боро­да­то­го и обна­жен­но­го, сло­жил­ся издав­на, он ока­зал вли­я­ние на после­ан­тич­ную живо­пись вплоть до насто­я­ще­го вре­ме­ни (А. Дюрер. Я. Тин­то­рет­то, П. Рубенс, Д. Тье­по­ло), вдох­нов­ляя дра­ма­тур­гов (К. Виланд, Ф. Веде­кинд, Ф. Дюррен­матт, П. Хакс) и ком­по­зи­то­ров (кан­та­та И. С. Баха, ора­то­рия Г. Ф. Ген­де­ля).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
ГЕРАКЛ (Мифы народов мира)

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 142 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Геракла.
Мрамор. Римская копия I в. н. э. греческого образца IV в. до н. э.
Патры, Новый археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Статуя Геракла.
Мрамор. Римская копия I в. н. э. греческого образца IV в. до н. э.
Патры, Новый археологический музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геракл, начинающий церемонию Элевсинских мистерий.
Неоаттический рельеф.
Лунский мрамор. Конец I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Инв. № 6679.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальный рельеф саркофага с колоннами с изображением подвигов Геракла в межколонных пространствах.
Мрамор. 180-190 г. н. э.
2,173 х 0,569 м.
Инв. № 154592.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана, Круглый зал X.
5. СКУЛЬПТУРА.
Фронтальная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей.
Малоазийский мрамор. 160 г. н. э.
Инв. № LXXIX / 79.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Александра Великого в образе молодого Геракла.
Мрамор. Греция. Эллинистическая эпоха, конец IV — III в. до н. э.
Из частной коллекции.
Инв. № L.2014.62.3.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага с изображением дионисийской процессии.
Белый мрамор. Начало III в. н. э.
Инв. № 326137.
Рим, Национальный римский музей, Термы Диоклетиана.
8. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Александра Великого в образе молодого Геракла.
Мрамор. Греция. Эллинистическая эпоха, конец IV — III в. до н. э.
Из частной коллекции.
Инв. № L.2014.62.3.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Фронтальная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей. Фриз крышки саркофага с рельефами «Амазонки на Троянской войне». Акротерии.
Фронтальная панель: малоазийский мрамор. 160 г. н. э. 100 × 240 см. Инв. № LXXIX / 79.
Фриз крышки: италийский мрамор. II в. н. э. 19 × 201 см. Инв. № LXXX / 80.
Акротерии: малоазийский мрамор.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Тыльная панель саркофага со сценами подвигов Геракла и сценами охоты на диких зверей. Фриз крышки саркофага с рельефами «Представление маленьких Аполлона и Артемиды Зевсу». Акротерии.
Тыльная панель: малоазийский мрамор. 160 г. н. э. 100 × 235 см. Инв. № VC.
Фриз крышки: италийский мрамор. Ок. 150 г. н. э. 34 × 194 см. Инв. № IVC.
Рим, Музей и галерея виллы Боргезе, зал II.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 37 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Квадрант, бронза
Рим, 149 г. до н.э.
АВЕРС: Голова молодого Геркулеса в львиной шкуре вправо, за ней три точки.
РЕВЕРС: ROMA под корабельным носом, обращённым вправо; впереди три точки; выше C IVNI.
2. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками; в поле справа Β.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΣ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
3. Номос, серебро
Кротон, 350—340 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геры Лацинийской, в три четверти вправо, в стефане, украшенной пальметтами и колечками.
РЕВЕРС: ΚΡΟΤΩΝΙΑΤΑΝ — Геракл сидит влево на скале, покрытой львиной шкурой, держа винный кубок в протянутой правой руке и дубину в левой; внизу на земле лежит лук.
4. Тетрадрахма, серебро
Евтидем I
Бактры, 205—190 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Евтидема I, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ — Геракл сидит влево на скале, держит дубину в правой руке, опираясь на скалу левой рукой.
В правом поле монограмма.
5. Тетрадрахма, серебро
Евтидем II
Бактры, 185—180 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Евтидема II, в диадеме, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΕΥΘΥΔΗΜΟΥ — Геракл в лавровом венке стоит анфас, держит венок в протянутой правой руке, дубину и львиную шкуру в левой руке; слева от него монограмма.
6. Денарий, серебро
Рим, 100 г. до н.э.
АВЕРС: Бюст молодого Геркулеса, в шкуре льва, вправо, отвернушись от зрителя; на левом плече дубина; за головой щит; под бюстом PE. S. C. (Publice, senatus consulto); спереди латинская буква I. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Рома, в доспехах, стоит анфас, держит копье, уперевшись левой рукой в бедро; ее увенчивает венком Гений римского народа, который держит рог изобилия в левой руке; в поле, слева, латинская буква I.
В обрезе: LENT. MAR. F. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus Marcelli filius).
Кайма из лаврового венка.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох I Сотер
Сузы, 293—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева от него и под троном — две монограммы.
8. Сестерций, медь
Тиберий
Рим, 35—36 гг.
АВЕРС: Фронтальный вид храма, изображенного шестиколонным, на подиуме из пяти ступеней, с боковыми стенами справа и слева. В центре храма статуя Конкордии (Согласия), держащей патеру в правой руке и рог изобилия — в левой, сидит влево на троне, поставленном на круглый постамент; на боковых стенах лестницы стоят во фронт две фигуры: справа — Геркулес, держащий дубину вверх в левой руке и поднявший правую руку за голову; слева — Меркурий, держащий кадуцей в правой руке и непонятный предмет (кошелек?) — в левой. Фронтон чистый; наверху стоят: Юпитер — в центре, во фронт, с Юноной с правой стороны от него и Минервой — c левой; справа от этой группы стоит Церера, держащая рог изобилия в левой руке и длинный скипетр в правой, и Виктория, держащая венок над головой обеими руками; слева стоит Диана, держащая копье в левой руке и опершаяся правой рукой в бок, на ее спине колчан, и далее Виктория — так же, как описано выше. Справа и слева от целлы два крыла храма; в середине каждого квадратная панель и сверху каждого стоит Виктория, в той же позе, что и наверху.
РЕВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. P. M. TR. POT. XXXVII
В центре, большими буквами: S. C.
9. Тетрадрахма, серебро
Селевк III Сотер (Керавн)
Лаодикея (?), 225 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо.
РЕВЕРС: ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — изображение дельфина влево, расположенное над монограммой.
10. Аурей, золото
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIAN. HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. COS. III — Геркулес сидит анфас на скале, по сторонам которой щит и доспехи, покрытые шкурой льва, держит дубину и прялку.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА