Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

ЕГИ́ПЕТ, ЕГИ́ПТ

Aegyp­tus, Αἴγυπ­τος,

1) как мифо­ло­ги­че­ское лицо: ὁ Αἴγυπ­τος, сын Бела, двой­нич­ный брат Даная, поко­рив­ший стра­ну Мелам­по­дов и назвав­ший ее по сво­е­му име­ни Егип­том. Данай имел 50 доче­рей, Египт 50 сыно­вей. Опа­са­ясь злых замыс­лов этих послед­них, Данай бежал в Гре­цию и там осно­вал Аргос, но туда же после­до­ва­ли за ним сыно­вья Егип­та и потре­бо­ва­ли себе в жены его доче­рей. Данай, дав свое согла­сие, велел, одна­ко, сво­им доче­рям в ночь бра­ка убить жени­хов (см. Δα­ναός). По дру­го­му ска­за­нию (Hyg. fab. 168), Египт хотел отнять жизнь Даная и его доче­рей; но Данай бежал. Египт послал за ним в пого­ню сыно­вей сво­их. Те оса­ди­ли глав­ный город его Аргос и при­нуди­ли отдать им в супру­ги доче­рей, но Данай велел доче­рям умерт­вить жени­хов. По третье­му ска­за­нию, сам Египт при­был в Гре­цию и здесь, узнав о гибе­ли сво­их сыно­вей, умер с горя по ним;

2) как гео­гра­фи­че­ский тер­мин ἡ Αἴγυπ­τος, Еги­пет. Назва­ние Αἴγυπ­τος, при­ла­гав­ше­е­ся пер­во­на­чаль­но толь­ко к реке (Hom. Od. 4, 351. 355), впо­след­ст­вии было пере­не­се­но и на стра­ну, по кото­рой река про­те­ка­ет. Древ­ней­шее мест­ное назва­ние стра­ны было Хеми (чер­ная — быть может, от чер­но­зем­но­го пло­до­род­но­го слоя зем­ли, кото­рый оса­жда­ет­ся Нилом, в про­ти­во­по­лож­ность к поч­ве пусты­ни свет­ло-жел­то­го, осле­пи­тель­но ярко­го цве­та), а у семи­ти­че­ских наро­дов, осо­бен­но ара­бов, Еги­пет и до сих пор назы­ва­ет­ся Миср, в Вет­хом Заве­те в двой­ст­вен­ном чис­ле Miz­rajim, вслед­ст­вие деле­ния на две части, на Верх­ний и Ниж­ний, так как в древ­ней­ших доку­мен­тах уже встре­ча­ют­ся «цари обо­их Егип­тов».

Соб­ст­вен­но Еги­пет — это пло­до­род­ная доли­на Нила, начи­ная от Фил и Сие­ны, где Нил в послед­ний раз про­ры­ва­ет­ся через гор­ные пре­гра­ды, обра­зуя вели­че­ст­вен­ные водо­па­ды. Реч­ная доли­на посе­редине шири­ной не более 3 часов пути; по обе­им сто­ро­нам бере­гов Нила идут низ­кие, голые цепи скал, на запа­де Ливий­ская гор­ная цепь, на восто­ке — Ара­вий­ская. Пер­вая соеди­не­на низ­мен­ной грядой уте­сов с плос­ко­го­рьем Бар­ки, Ара­вий­ская дохо­дит до Суэц­ко­го пере­шей­ка. Две без­вод­ные попе­ре­ч­ные доли­ны (Кос­сейр и «Доли­на стран­ст­во­ва­ния»), соеди­ня­ю­щие Ниль­скую доли­ну с Чер­ным морем, состав­ля­ют в то же вре­мя и север­ные гра­ни­цы Верх­не­го и Сред­не­го Егип­та. С древ­ней­ших вре­мен Еги­пет был разде­лен на 27 окру­гов (νο­μοί), из кото­рых 10 при­хо­ди­лись на Ниж­ний Еги­пет, или Дель­ту; 10 на Верх­ний, или Фива­иду, и 7 на Сред­ний Еги­пет, назы­вав­ший­ся пото­му у гре­ков Ἑπτα­νομίς даже и тогда еще, когда чис­ло номов уве­ли­чи­лось. Толь­ко уже при Пто­ле­ме­ях в состав номов были вклю­че­ны оази­сы (Ὀάσεις, Αὐάσεις, н. Вах), нахо­дя­щи­е­ся в Ливий­ской пустыне, и восточ­ный ливий­ский уча­сток с оази­сом древ­не­еги­пет­ско­го свя­ти­ли­ща Аму­на (Am­mo­nium) и при­бреж­ным горо­дом Парай­то­ни­ем. В чис­ло номов не вхо­ди­ла стра­на на юг от Фил до Тахомп­со (Τα­χομ­ψώ, Hdt. 2, 29), кото­рую гре­ки назы­ва­ли Δω­δεκάσ­χοινος, пото­му что она была дли­ной в 12 еги­пет­ских σχοῖνοι; жите­ли ее были под­власт­ны егип­тя­нам и назы­ва­лись Блем­мии. Во вре­мя рим­ско­го вла­ды­че­ства гра­ни­ца подви­ну­лась еще далее на юг, пока Дио­кле­ти­ан не воз­вра­тил ее опять к Сиене. Как запад­ная, так и восточ­ная ара­вий­ская гор­ная цепь не при­чис­ля­лись пер­во­на­чаль­но к Егип­ту (древ­ней­шие гре­ки при­чис­ля­ли ее даже к Азии), но с про­веде­ни­ем путей сооб­ще­ния с Чер­ным морем и эти части при­шли в бли­жай­шее сопри­кос­но­ве­ние с Егип­том.

Един­ст­вен­ная река стра­ны — Нил (см. Ni­lus). Отча­сти для тор­го­вых целей, отча­сти для оро­ше­ния устро­е­но было мно­же­ство кана­лов и искус­ст­вен­ных озер. Зна­чи­тель­ней­ший канал был канал Пто­ле­ме­ев или Тра­я­нов (ὁ Πτο­λεμαῖος, Τραϊανὸς πο­ταμός) близ Каи­ра, соеди­няв­ший Нил с Ара­вий­ским зали­вом и впа­дав­ший в Геро­опо­лит­ский залив при Арси­ное. Заме­ча­тель­ней­шее из озер, — Мой­ридо­во (ἡ Μοίριος или Μοίρι­δος λίμ­νη, Moe­ri­dis la­cus, Бир­кет-эль-Кера­ун), на запад­ном бере­гу Нила при Арси­ное (Κρο­κοδεί­λων πό­λις); далее близ Кас­сия озе­ро Сир­бо­ний­ское (Σιρ­βω­νίς, н. Себа­кет Бар­до­иль), посред­ст­вом кана­ла соеди­няв­ше­е­ся со Сре­ди­зем­ным морем; Горь­кие озе­ра (αἱ πικ­ραὶ λίμ­ναι, fon­tes ama­ri, н. Шейб) при Геро­опо­ле, через кото­рые шел Тра­я­нов канал; Щелоч­ные озе­ра, Nit­riae, Νιτ­ρίαι (н. Бир­кет-эль-Дуа­рах), на запад от Нила, на севе­ро-запад от Мем­фи­са. Устья­ми Нила обра­зо­ва­ны были сле­дую­щие озе­ра: озе­ро Танис (ἡ Τά­νις, н. Мен­ца­ле) меж­ду горо­да­ми Πε­λούσιον и Τα­μίαθις, через кото­рое изли­ва­ют­ся танит­ский и мен­десий­ский рука­ва Нила; Бут­ское озе­ро (ἡ Βου­τικὴ λίμ­νη, н. Бур­тос), обра­зу­е­мое себен­нит­ским устьем, с ост­ро­вом Χέμ­μις; Марей­ское (ἡ Μα­ρεῶτις, Μα­ρεῖα λ., Бир­кет-Мари­ут) близ Алек­сан­дрии, обра­зу­е­мое кан­об­ским устьем (vi­num Ma­reo­ti­cum, Hor. od. 1, 37, 14).

В древ­но­сти Еги­пет ост­ро­ум­но назы­ва­ли даром Нила, пото­му что дей­ст­ви­тель­но Нил сво­и­ми навод­не­ни­я­ми в авгу­сте и до октяб­ря дела­ет вооб­ще бес­плод­ную по при­ро­де поч­ву одной из пло­до­род­ней­ших. Кли­мат посто­ян­ный и очень здо­ро­вый. Про­из­веде­ния Егип­та: хлеб­ные рас­те­ния, лук, бобы, дыни, хло­пок, папи­рус, смок­вы, мно­го там рас­тет пальм (но очень мало стро­и­тель­но­го леса); раз­во­дят­ся быки, лоша­ди; осо­бен­ность еги­пет­ской фау­ны состав­ля­ют кро­ко­ди­лы, гип­по­пота­мы, ихнев­мо­ны, иби­сы; река обиль­на рыбой; а в поч­ве мно­го пре­крас­ных пород кам­ней. Жите­ли, на кото­рых уди­ви­тель­ным обра­зом повли­я­ли свой­ства зани­мае­мой ими стра­ны, счи­та­лись одним из древ­ней­ших наро­дов, при­шед­шим буд­то бы туда из Эфи­о­пии.

Обык­но­вен­но Еги­пет разде­ля­ет­ся на: 1) Ниж­ний Еги­пет (ἡ κά­τω χώ­ρα, Дель­та, τὸ Δέλ­τα, н. Эль-Кебит или Баха­ри); эта стра­на навод­не­ний, область устьев, про­сти­ра­ет­ся к югу до разде­ле­ния Нила на рука­ва у Баби­ло­на (ста­рый Каир). Город: Алек­сан­дрия, Ἀλε­ξάνδρεια (н. Искен­де­рие); Кан­об (Кахан­нуб), имев­ший зна­че­ние до осно­ва­ния Алек­сан­дрии; Анд­ро­поль (Шлей­ми); Her­mu­po­lis par­va (Даман­гур); Нав­крат, ныне не суще­ст­ву­ю­щий, у кан­об­ско­го рука­ва Нила, неко­гда един­ст­вен­ное место, где доз­во­ля­лось тор­го­вать гре­кам; Саис (Σάϊς, селе­ние Са-эль-Гаг­гар), в древ­но­сти сто­ли­ца Ниж­не­го Егип­та; Тамиа­фис (Дами­ях, Дами­ет­та); Диосполь (Шмун, Ашмун); Себен­нит, Пелу­сий, Касий, Геро­ополь и др.;

2) Сред­ний Еги­пет (ἡ με­ταξύ или ἡ Ἐπτα­νομίς, н. Меср Воста­ни), вниз по реке до Her­mu­po­lis mag­na. Горо­да: Мем­фис (Μέμ­φις, в Вет­хом Заве­те Моф, ныне раз­ва­ли­ны) — глав­ный город все­го Егип­та, рези­ден­ция; вбли­зи нахо­дят­ся пира­миды Гизех­ские; Аканф (Дашур); Кро­ко­ди­ло­поль, позд­нее Арси­ноя (на запа­де от Мем­фи­са), на юго-восто­ке горо­да — зна­ме­ни­тый лаби­ринт; He­rac­leo­po­lis Mag­na (в Вет­хом Заве­те Ганеш); Окси­ринх (н. Бенеш); Афро­ди­то­поль на пра­вом бере­гу, Ἀντι­νόου πό­λις и др.;

3) Верх­ний Еги­пет (οἱ ἄνω τό­ποι), или Фива­ида (ἡ Θη­βαΐς, н. Саид), на юг до ост­ро­ва Фил. Горо­да: Фис, позд­нее Абид (храм Оси­ри­са, Μεμ­νό­νιον); The­bae, позд­нее Dios­po­lis Mag­na (Тапе, раз­ва­ли­ны), глав­ный город Верх­не­го Егип­та (зву­ча­щий колосс Мем­но­на); Гер­мон­фис, Лато­поль, Апол­ло­но­поль и др., — Сиен­на у малых ката­рак­тов, самая южная погра­нич­ная кре­пость Егип­та; напро­тив горо­да, на 7 ста­дий южнее от водо­па­дов, малень­кий ост­ров на Ниле Еле­фан­ти­на и на 3 мили южнее пре­лест­ный ост­ров Филы;

4) Еги­пет в исто­рии [ср. Bun­sen, Aegyp­tens Stel­lung in der Weltge­schich­te; Dun­cker, Ge­sch. des Al­ter­thums, 1 Band; Brugsch, Ge­sch. Aegyp­sens (Немецк. изд. 1877 г.); Dü­michen, Ge­sch. d. al­ten Aegyp­tens (1879)]. Исто­рия Егип­та и его куль­ту­ры начи­на­ет­ся за 3000 лет до Р. Х., но что каса­ет­ся древ­ней­ше­го пери­о­да, то твер­дой осно­вой для сведе­ний о нем слу­жат почти толь­ко спис­ки царей, состав­лен­ные жре­ца­ми и сде­лав­ши­е­ся извест­ны­ми осо­бен­но бла­го­да­ря Мане­фо­ну (см. Μα­νέθων), и затем памят­ни­ки стро­и­тель­но­го искус­ства. К пер­во­быт­ным, диким, жив­шим рыб­ной лов­лей оби­та­те­лям выс­шая куль­ту­ра зане­се­на была из жре­че­ско­го государ­ства Мерои (см. Με­ρόη); обра­зо­вал­ся ряд посе­ле­ний, малых жре­че­ских государств, взяв­ших под свое покро­ви­тель­ство тор­гов­лю и создав­ших опи­рав­шу­ю­ся на земле­вла­де­ние иерар­хию, жре­че­скую касту. Затем они, как кажет­ся, вели дол­гую борь­бу с сосед­ни­ми нома­да­ми и пас­ту­ше­ские цари (Гик­сы) целые сто­ле­тия вла­де­ли стра­ной; им-то, по новей­шим иссле­до­ва­ни­ям, сле­ду­ет при­пи­сать построй­ку пира­мид. Для про­ти­во­дей­ст­вия этим при­шель­цам обра­зо­ва­лась, веро­ят­но, каста вои­нов, кото­рая, изгнав чуже­зем­цев, дала нако­нец стране пол­ное един­ство и само­сто­я­тель­ность, сама же нахо­ди­ла себе огра­ни­че­ние толь­ко в касте жре­цов; вме­сте с тем посте­пен­но обра­зо­ва­лись касты пас­ту­хов и кора­бель­щи­ков. Устро­и­те­лем все­го государ­ства явля­ет­ся заво­е­ва­тель Сесо­ст­рис, ок. 1400 г.; изу­кра­шен­ные рас­ска­за­ми похо­ды его, про­сти­рав­ши­е­ся буд­то бы до самой Индии, а по изве­сти­ям Геро­до­та, огра­ни­чив­ши­е­ся толь­ко экс­пе­ди­ци­ей на Ара­вий­ский залив, для поко­ре­ния наро­дов, жив­ших по Эри­фрей­ско­му морю, да вой­ной про­тив ски­фов и фра­кий­цев, состав­ля­ют глав­ней­шее содер­жа­ние изо­бра­же­ний на сте­нах огром­ных фив­ских двор­цов. Впро­чем, эти зда­ния при­над­ле­жат отча­сти более ран­не­му вре­ме­ни; это древ­ней­шие и вели­че­ст­вен­ней­шие памят­ни­ки в мире. Сесо­ст­рис разде­лил Еги­пет на 36 номов, под­чи­нив каж­дый вла­сти осо­бо­го намест­ни­ка (номар­ха); постро­ил во всех горо­дах хра­мы, воз­двиг обе­лис­ки, про­ре­зал Ниж­ний Еги­пет кана­ла­ми и про­вел на про­тя­же­нии 1500 ста­дий от Пелу­сия до Гелио­по­ля сте­ну для защи­ты от втор­же­ний вра­гов. Око­ло 760 г. в Еги­пет вторг­лись эфи­о­пы под пред­во­ди­тель­ст­вом Саба­ка или Саба­ко­на и в тече­ние 50 лет власт­во­ва­ли, по край­ней мере, над Верх­ним Егип­том, после чего опять сде­ла­лась гос­под­ст­ву­ю­щей каста вои­нов и стра­на рас­па­лась на 12 уде­лов; эта Доде­кар­хия, про­су­ще­ст­во­вав 15 лет (671—656), закон­чи­лась меж­до­усоб­ной вой­ной, из кото­рой Псам­ме­тих (см. Psam­me­tichus) вышел еди­но­дер­жав­ным вла­сти­те­лем. Мем­фис еще оста­вал­ся соб­ст­вен­но сто­ли­цей, но посто­ян­ной рези­ден­ци­ей сде­лал­ся теперь Саис. Сыном и наслед­ни­ком Псам­ме­ти­ха был Нехо (см. Νε­χώς), за ним сле­до­вал Псам­мис; это­му насле­до­вал Априй (см. Ἀπρίης), затем Ама­сис (см. Ama­sis). После того как Псам­ме­нит (см. Ψαμ­μή­νι­τος) в 525 г. был раз­бит Кам­би­сом при Пелу­сии, Еги­пет стал пер­сид­ской, а после паде­ния пер­сид­ской монар­хии в 332 г. македон­ской про­вин­ци­ей.

Отно­си­тель­но еги­пет­ской обра­зо­ван­но­сти, осо­бен­но жре­че­ской муд­ро­сти и рели­гии, дол­гое вре­мя гос­под­ст­во­вал совер­шен­ный мрак неведе­ния, кото­рый теперь толь­ко, бла­го­да­ря уси­ли­ям новей­ших уче­ных, стал поне­мно­гу исче­зать; иеро­гли­фы отча­сти разо­бра­ны были уже Шам­пол­ли­о­ном; о рели­гии кро­ме него сде­ла­ли разыс­ка­ния, в боль­шин­стве слу­ча­ев, впро­чем, доволь­но силь­но рас­хо­дя­щи­е­ся одно с дру­гим по сво­им резуль­та­там: Jab­lonski (без кри­ти­ки) Pri­chard, Wil­kin­son, Bun­sen, Lep­sius, Brugsch, Schwenk, Röth. Фран­цуз Шам­пол­ли­он оста­вил неокон­чен­ным свой «преж­девре­мен­ный» труд Pan­théon Egyp­tien; Бун­зен дер­жал­ся толь­ко дан­ных, пред­став­ля­е­мых памят­ни­ка­ми и Геро­до­том; напро­тив, Леп­си­ус осно­вы­вал­ся пре­иму­ще­ст­вен­но на пока­за­ни­ях, почерп­ну­тых из исто­ри­че­ско­го сочи­не­ния Мане­фо­на. Рет при­пи­сы­ва­ет еги­пет­ской рели­гии такую твор­че­скую само­быт­ность, что, по его мне­нию, боль­шая часть веро­ва­ний гре­че­ско­го наро­да, кото­рый буд­то бы вовсе не имел сво­их соб­ст­вен­ных рели­ги­оз­ных воз­зре­ний, яви­лась через посред­ство фини­ки­ян из Егип­та — мне­ние, конеч­но, совер­шен­но осно­ва­тель­но встре­тив­шее с раз­ных сто­рон реши­тель­ный отпор. Осно­ва­ние древ­ней­ше­го государ­ства и воз­веде­ние боль­ших постро­ек при­пи­сы­ва­ют Мену (см. Μήν); может быть, послед­ний сам и не был вели­ким стро­и­те­лем, но все-таки это направ­ле­ние в цар­стве Мем­фис­ском долж­но было весь­ма рано появить­ся и весь­ма быст­ро раз­вить­ся. Зачат­ки этой обра­зо­ван­но­сти мож­но отне­сти к нача­лу 3 тыся­че­ле­тия до Р. Х., а постро­е­ние трех вели­ких Гизех­ских пира­мид — к середине того же тыся­че­ле­тия; послед­нее соору­же­ние при­пи­сы­ва­ет­ся так­же трем сле­до­вав­шим один за дру­гим царям, и по спис­кам Мане­фо­на Хеопс жил 500 лет спу­стя после Мена. Самым заме­ча­тель­ным из трудов, отно­ся­щих­ся к Егип­ту, и до сих пор оста­ет­ся, осно­ван­ное на дан­ных, добы­тых во вре­мя похо­да Напо­лео­на I в Еги­пет, опи­са­ние: Descrip­tion de l’Egyp­te, Pa­ris 1809—1810 in fol; а наряду с ним — издан­ное Леп­си­усом на сред­ства прус­ско­го пра­ви­тель­ства собра­ние изо­бра­же­ний памят­ни­ков Егип­та.

См. также:
ЕГИПЕТ (Словарь античности)
ЭГИПТ, ЕГИПЕТ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 26—28.
См. по теме: ЭНТЕЛЛА, ЕНТЕЛЛА • ЭРЕТ, ЕРЕТ • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ДАРА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ГЛИПТИКА. Египет.
Эроты, Психея и Дионис.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Северная Африка.
Птолемей III Эвергет.
Мрамор. 2-я пол. III в. до н. э.
Предположительно, кипрская работа.
Венеция, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персонификация провинции (предположительно, Египет). Рельеф храма Адриана на Марсовом поле.
Проконнесский мрамор.
138—145 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Афродита и орел.
Трехслойный сардоникс.
Александрия. I в. до н. э.
Мастерская Сострата.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Принц в образе эрота.
Гиацинт. Александрия. I в. до н. э.
1,2 × 1,1 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Греция.
Рукоять ножа с Гарпократом.
Кость.
Пафос, Окружной археологический музей.
8. НАДПИСИ. Египет.
Трёхъязычная надпись Гая Корнелия Галла.
Между 29 и 27 гг. до н. э. Копия.
CIL III 14147. 5 = ILS 8995 = IGPhilae. II 128.
Рим, Музей Римской культуры.
9. ГЛИПТИКА. Египет.
Царица в образе богини.
Бирюза (?). Александрия. III—II вв. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ГЛИПТИКА. Египет.
Береника II.
Сардоникс. Александрия. III в. до н. э.
2,3 × 1,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AEGYPTOS — персонификация Египта полулежит влево, облокотившись на корзину с зерном, на колонне возле ног сидит ибис.
2. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: AEGYPTOS — Египет, в драпировке, с лотосом на голове, полулежит облокотившись влево, держит систрум в правой руке и опирается левой рукой на корзину, перед ней ибис вправо.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА