Словарь античности

ДОМ (греч. oikos). В эгей­ском реги­оне рас­про­стра­нен­ные с эпо­хи нео­ли­та жили­ща (места для ноч­ле­га и при­готов­ле­ния пищи) раз­ви­лись из зем­ля­нок, пере­кры­тых кры­шей. В камен­ном и в брон­зо­вом веках суще­ст­во­ва­ли построй­ки пря­мо­уголь­ной и оваль­ной фор­мы, кир­пич­ные или дере­вян­ные, воз­веден­ные на камен­ном фун­да­мен­те. Сохра­нив­ши­е­ся остат­ки фун­да­мен­тов поз­во­ля­ют рекон­струи­ро­вать моде­ли домов. Удли­нен­ные пря­мо­уголь­ные стро­е­ния с пере­д­ним пор­ти­ком (мега­рон) появ­ля­ют­ся очень рано и дости­га­ют сво­его клас­си­че­ско­го завер­ше­ния в микен­ских ком­плекс­ных построй­ках (домах и двор­цах), кото­рые свиде­тель­ст­ву­ют о более высо­кой обще­ст­вен­ной орга­ни­за­ции. В гоме­ров­ском и арха­и­че­ском пери­о­дах воз­вра­ща­ют­ся к про­стей­шим видам домо­вых постро­ек. Лишь в клас­си­че­ское вре­мя, а так­же в эпо­ху элли­низ­ма воз­ни­ка­ют новые типы домов: pa­ras­tas — вести­бюль­ный, с цен­траль­ным залом и дво­ром (напри­мер, в Олин­фе); pros­tas (напри­мер, в При­ене) — с цен­траль­ным дво­ром воз­ле дома с вести­бю­лем, а так­же пери­стиль­ный дом (напри­мер, на Дело­се) — с внут­рен­ним дво­ром, окру­жен­ным с 4 сто­рон колон­ным пор­ти­ком. Элли­ни­сти­че­ские двор­цо­вые соору­же­ния (напри­мер, в Пер­га­ме) отно­сят­ся преж­де все­го к послед­не­му типу. Более ком­плекс­ные и кон­струк­тив­ные спо­со­бы стро­и­тель­ства домов в эпо­ху элли­низ­ма ста­ли опре­де­лять­ся меняв­шей­ся обще­ст­вен­ной ситу­а­ци­ей, а так­же воз­рос­ши­ми при­тя­за­ни­я­ми на ком­форт жили­ща. Рим­ские дома раз­ви­ва­лись из про­стых атрий­ных домов (име­ю­щих глав­ное поме­ще­ние с верх­ним све­том), жилищ, кото­рые наряду с дру­ги­ми стро­и­тель­ны­ми типа­ми домов исполь­зо­ва­лись уже этрус­ка­ми. К атрию — цен­траль­но­му внут­рен­не­му поме­ще­нию, к кото­ро­му в глу­бине при­мы­ка­ли таб­ли­ний (гости­ная), три­кли­ний (сто­ло­вая) и кух­ня, — вел вход с ули­цы через вести­бюль (ves­ti­bu­lum) и коридор (fau­ces). Над атри­ем в кры­ше име­лось отвер­стие (ком­плю­вий) для сто­ка дож­де­вой воды (пря­мо­уголь­ных очер­та­ний, без опор или на колон­нах). На полу ком­плю­вию соот­вет­ст­во­вал имплю­вий (бас­сейн), в кото­ром соби­ра­лась дож­де­вая вода. За таб­ли­ни­ем начи­нал­ся сад, часто отде­лен­ный от него лод­жи­ей. Колон­ный пор­тик обыч­но завер­ша­ла эксед­ра — полу­круг­лое или пря­мо­уголь­ное поме­ще­ние. Тип дома, обо­зна­ча­е­мый как vil­la ur­ba­na (город­ская вил­ла), пред­у­смат­ри­вал поме­ще­ния меж­ду гости­ной и садом сбо­ку от пери­сти­ля; в боль­ших соору­же­ни­ях раз­ме­ры атрия и пери­сти­ля мог­ли быть удво­е­ны. При­го­род­ные вил­лы (vil­la sub­ur­ba­na) в зна­чи­тель­ной мере зави­се­ли от ланд­шаф­та, при неров­ном релье­фе их при­спо­саб­ли­ва­ли путем пере­ста­нов­ки поме­ще­ний и раз­лич­ных допол­не­ний. Совер­шен­ст­во­ва­ние ком­фор­та­бель­ных рим­ских жилых домов назван­ных выше типов было немыс­ли­мо без исполь­зо­ва­ния дости­же­ний раз­ви­то­го элли­ни­сти­че­ско­го домо­стро­е­ния (эле­мен­тов пери­сти­ля, удво­е­ния ком­плек­сов) и уче­та жиз­нен­ных стан­дар­тов выс­ших сло­ев элли­ни­сти­че­ско­го обще­ства. Этот про­цесс всту­пил в свою решаю­щую ста­дию во 2 в. до н. э. (вре­мя рим­ской окку­па­ции Гре­ции и Малой Азии). В рим­ских поме­стьях (vil­la rus­ti­ca) хозяй­ст­вен­ные поме­ще­ния выде­ля­ют­ся внут­ри ком­плек­са поме­ще­ний, пред­на­зна­чен­ных для житель­ства хозя­и­на. Город­ские дома, сда­ва­е­мые в наем, ста­ли над­стра­и­вать­ся до 3 эта­жей. В пер­вом эта­же боль­шей частью раз­ме­ща­лись лав­ки. Неза­стек­лен­ные окна с дере­вян­ны­ми став­ня­ми-запо­ра­ми пло­хо защи­ща­ли от солн­ца. В рим­ских импе­ра­тор­ских двор­цах (напри­мер, на Пала­тине) эле­мен­ты город­ских вилл при­об­ре­ли мону­мен­таль­ность. При воз­веде­нии позд­не­рим­ских двор­цо­вых соору­же­ний часто при­ме­нял­ся прин­цип пла­ни­ров­ки воен­но­го лаге­ря (Castrum), напри­мер в Спли­те. Это отра­жа­ло бес­по­кой­ную обста­нов­ку того вре­ме­ни, когда дома и двор­цо­вые построй­ки име­ли харак­тер укреп­ле­ний. Это отно­си­лось так­же и к сель­ским вил­лам, кото­рые допол­ня­лись сто­ро­же­вы­ми баш­ня­ми.


Дом. Пла­ни­ров­ка гре­че­ско­го дома

Дом. Про­доль­ное сече­ние и план рим­ско­го дома

См. также:
ДОМ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭМПИРОМАНТИЯ, ЕМПИРОМАНТИЯ • ЭНКАУСТИКА • ЭФЕМЕРИДА, ДНЕВНИК, ЖУРНАЛ • ЭХИОН, ЕХИОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Битва Александра с Дарием.
Мозаика из Помпей (Дом Фавна, VI 12, 2, экседра).
125—120 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Юный Геракл, душащий змей.
Фреска.
45—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Портрет пекаря Теренция Неона и его жены.
Фреска IV стиля из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Цецилия Юкунда.
Бронза.
70-е гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. ПРОЧЕЕ. Рим.
Гипсовые отливки тел двух жертв извержения Везувия 79 г.
Раскопки 2—21 июля 1914 г.
Помпеи, I, 6, 2.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Старый сатир и Гермафродит.
Фреска из Помпей (IX, 1, 22, дом Эпидия Сабина, таблин).
50—79 гг.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска из экседры дома Веттиев в Помпеях.
60—79 гг.
Помпеи, Дом Веттиев (VI, 15, 1).
8. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Палатин. Деталь макета Рима.
Макет Рима в эпоху Константина I (IV в.) Итало Джисмонди и Пьерино Ди Карло, 1933—1937.
Рим, Музей Римской культуры.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Аталанта и Эрот.
Фреска из Помпей (Дом Мелеагра, VI. 9. 2).
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ио в Канопе.
Фреска из Помпей (Дом герцога Омальского, VI 9, 1).
Третий стиль. Кон. I в. до н. э. — 1-я пол. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА