Словарь античности

ДОСПЕХИ, обо­ро­ни­тель­ное воору­же­ние, кото­рое у гре­ков и рим­лян в целом было одним и тем же. Голо­ву вои­на покры­вал шлем из кожи (ga­lea) или метал­ла (cas­sis) с шелом­ни­ком или без него. Туло­ви­ще защи­ща­лось пан­ци­рем (lo­ri­ca) из метал­ла, кожи и полот­на; осо­бы­ми вида­ми пан­ци­ря были чешуй­ча­тый пан­цирь и коль­чу­га. Ноги от лоды­жек до колен были защи­ще­ны поно­жа­ми. Для допол­ни­тель­ной обо­ро­ны исполь­зо­ва­лись боль­шие оваль­ные (scu­tum) или малень­кие круг­лые (cli­peus) или полу­круг­лые щиты. Кро­ме бое­вых, суще­ст­во­ва­ли так­же искус­но сра­ботан­ные парад­ные доспе­хи, бога­то укра­шав­ши­е­ся рельеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, и гла­ди­а­тор­ские доспе­хи, шле­мы кото­рых были под­час весь­ма вычур­ны­ми (шлем из Пом­пей).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФИППИЙ • ЭПИБАТЫ, ЕПИБАТЫ • БУККУЛЫ • ИЛА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты.
Мрамор.
Последняя четв. I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл перевязывает руку Патрокла.
Краснофигурный килик. Аттика.
Гончар Сосий (по сигнатуре); художник: Мастер Сосия (Бизли) / Мастер Берлина (Робертсон).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа двух императоров (Диоклетиан и Максимиан).
Порфир.
Нач. IV в.
Рим, Ватиканские музеи, Музеи Ватиканской апостольской библиотеки.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Германика.
Частичная полимерная копия бронзового оригинала.
Ок. 20 г. н. э.
Перуджа, Национальный археологический музей Умбрии.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя полководца из Тиволи.
Мрамор.
2-я четв. I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Септимия Севера.
Мрамор. Ок. 200 г.
Мюнхен, Глиптотека.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Одиссей и Кирка.
Торец саркофага из Торре-Сан-Северо.
Конец IV в. до н. э.
Орвието, Археологический музей Клаудио Фаина.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эроты, изготавливающие и переносящие оружие.
Стенка саркофага.
Белый мрамор. II в. (время Антонинов).
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONTIF. MAX. TRIB. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита, один продолговатый и шлем (?).
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита и поножи.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив левую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке и в эгиде вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее два круглых щита, шлем, поножи, лук, колчан и копье.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, облокотившись левой рукой на щит; возле нее два круглых щита, один продолговатый и шлем.
В поле, слева и справа: S. C.
7. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
NERO CLAVD CAESAR AVG GER P M TR P IMP P P, laureate head of Nero to right with globe at point of bust / Roma seated to left on a cuirass, holding Victory in her right hand and a parazonium with her left; three shields and a helmet behind her; S-C across fields, ROMA in exergue.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее два (три?) круглых щита и шлем.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Сестерций, медь
Нерон
Рим, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее один круглый щит и один продолговатый.
В поле, слева и справа: S. C.
9. Сестерций, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA AVG. TR. P. — драпированный бюст Гальбы в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, держит копье в правой руке, облокотившись левой рукой на круглый щит сбоку, который стоит на шлеме; подле нее поножи.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Тетрадрахма, серебро
Агафокл
Сиракузы, 310—305 гг. до н.э.
АВЕРС: ΚΟΡΑΣ — обращенная вправо голова Коры в венке из зерновых стеблей (NAC: ячменных) и в серьгах с одной подвеской.
РЕВЕРС: ΑΓΑΘΟΚΛΕΟΣ — крылатая Ника в ожерелье, с обнаженным телом и драпированными ногами, стоит почти фронтально, повернув голову вправо, заканчивает сооружение трофея из оружия, прибивая шлем гвоздем: в левой руке держит приставленный к шлему гвоздь, в опущенной правой руке — молоток; трофей состоит из укрепленных на столбе доспехов с тремя рядами птериг, поножей, круглого щита и шлема; справа в поле трискелис; между Никой и трофеем монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА