Словарь античности

КЛЕОПАТРА (греч. Kleo­pat­ra — слав­ная по отцу). Такое имя носи­ли геро­и­ни гре­че­ских ска­за­ний, а так­же жен­щи­ны из цар­ских семей в Македо­нии и Егип­те. Клео­пат­ра VII Еги­пет­ская (69—30 до н. э.) пра­ви­ла Егип­том с 51; сна­ча­ла ее сопра­ви­те­лем был ее брат и супруг Пто­ле­мей XIII, а после его смер­ти — Пто­ле­мей XIV. Ей при­шлось бороть­ся за воз­вра­ще­ние тро­на, отня­то­го Пто­ле­ме­ем XIV. В этой борь­бе Клео­пат­ра исполь­зо­ва­ла и поли­ти­че­ский рас­чет, и лесть, и свое жен­ское оба­я­ние, при­бег­нув к помо­щи Цеза­ря, чьей любов­ни­цей она ста­ла. В 48 под пред­во­ди­тель­ст­вом сест­ры Клео­пат­ры Арси­нои в армии и сре­ди жите­лей Алек­сан­дрии под­ня­лось вос­ста­ние про­тив гар­ни­зо­на рим­лян. Во вре­мя этих собы­тий жерт­вой пла­ме­ни ста­ла и зна­ме­ни­тая Алек­сан­дрий­ская биб­лио­те­ка. В 47 Клео­пат­ра роди­ла Цеза­рю сына, кото­ро­го объ­яви­ла «сыном Иси­ды» («царем-богом»). С 46 по 44 Клео­пат­ра жила в Риме. После убий­ства Цеза­ря и смер­ти Пто­ле­мея XIV Клео­пат­ра вер­ну­лась в Еги­пет и ста­ла пра­вить само­власт­но; ее сын Цеза­ри­он (Пто­ле­мей XV) был ее сопра­ви­те­лем лишь номи­наль­но. С 41 была союз­ни­цей и любов­ни­цей Анто­ния. В каче­стве сва­деб­но­го подар­ка (37) он пре­под­нес Клео­пат­ре бога­тые обла­сти Кри­та и Кили­кии; т. о. Еги­пет полу­чил важ­ные в эко­но­ми­че­ском и воен­ном отно­ше­нии опор­ные пунк­ты за пре­де­ла­ми государ­ства (подоб­но тому, как это про­изо­шло в 3 в. до н. э.). Клео­пат­ра под­дер­жи­ва­ла Анто­ния в его борь­бе за власть с Окта­виа­ном: с помо­щью Егип­та (его мате­ри­аль­ных средств и мощ­но­го флота) Анто­ний хотел занять на Восто­ке проч­ное поло­же­ние, кото­рое дало бы ему воз­мож­ность бороть­ся как с пар­фя­на­ми, так и со сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми в Риме. В 34 Анто­ний как «бог и бла­го­де­тель» (Дио­нис — Оси­рис) объ­явил свою супру­гу «Иси­ду» вла­ды­чи­цей Восто­ка («цари­цей царей»). Но Анто­ния ослеп­ля­ло тще­сла­вие поли­ти­ка и чело­ве­че­ская страсть. Это при­ве­ло к неуда­чам, имев­шим дале­ко иду­щие послед­ст­вия. После пора­же­ния при Акции (31) и само­убий­ства Анто­ния Клео­пат­ре не уда­лось сохра­нить цар­скую коро­ну, и тогда она покон­чи­ла с собой (воз­мож­но, с помо­щью ядо­ви­той змеи), чтобы Окта­виан не отвез ее в Рим и не про­вел как плен­ни­цу в три­ум­фаль­ном шест­вии. Тро­их детей Клео­пат­ры, рож­ден­ных ею от Анто­ния, взя­ла на вос­пи­та­ние Окта­вия, сест­ра Окта­ви­а­на и раз­веден­ная жена Анто­ния. Цеза­ри­он был убит по при­ка­зу Окта­ви­а­на. Дра­мы Шекс­пи­ра и Б. Шоу, кар­ти­ны Д. Тье­по­ло, П. Рубен­са и дру­гих.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. также:
КЛЕОПАТРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 13 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Инв. № 38511.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Инв. № 38511.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Инв. № 38511.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Инв. № 38511.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Инв. № 38511.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Инв. № 38511.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.
Мрамор. Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Инв. № 179.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.
8. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра VII.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.
Мрамор. Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Инв. № 179.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.
10. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра I.
Сардоникс. Александрия. II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 4)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 20, бронза
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Антиохия, 122—121 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме и лучевой короне вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΙΣΣΗΣ ΚΛΕΟΠΑΤΡΑΣ ΚΑΙ ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — сова на амфоре вправо, снизу — ΑϘΡ (обозначение даты) и шлемы Диоскуров.
2. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 121—120 гг. до н.э.
АВЕРС: Парные бюсты Клеопатры Теи, с покрывалом, диадемой и короной, и Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΙΣΣΗΣ ΚΛΕΟΠΑΤΡΑΣ ΘΕΑΣ ΚΑΙ ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Зевс сидит на троне влево, он держит Нику и скипетр; слева — монограмма, под троном — AN.
В обрезе: обозначение даты (ΒϘΡ).
3. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Ака-Птолемаида, 150 г. до н.э.
АВЕРС: Парные бюсты Клеопатры (в образе богини Тихе), с покрывалом, диадемой, калафом и рогом изобилия над плечом, и Александра в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΘΕΟΠΑΤΟΡΟΣ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника во фронт и держит в руках пучок молний, в левой — скипетр.
4. Тетрадрахма, серебро
Неопределенный финикийский монетный двор (но традиционно: Антиохия-на-Оронте), 36 г. до н.э.
АВЕРС: ΒΑCΙΛΙCCΑ ΚΛЄΟΠΑΤΡΑ ΘЄΑ ΝЄωΤЄΡΑ — обращенный вправо драпированный бюст Клеопатры, в диадеме, с серьгой, в жемчужном ожерелье; ее одежда спереди украшена жемчугом; волосы украшены жемчугом. Кайма из точек.
РЕВЕРС: ΑΝΤωΝΙΟC ΑΥΤΟΚΡΑΤωΡ ΤΡΙΤΟΝ ΤΡΙωΝ ΑΝΔΡωΝ — обнаженная голова Марка Антония вправо. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА