Словарь античности

КЛЕОПАТРА (греч. Kleo­pat­ra — слав­ная по отцу). Такое имя носи­ли геро­и­ни гре­че­ских ска­за­ний, а так­же жен­щи­ны из цар­ских семей в Македо­нии и Егип­те. Клео­пат­ра VII Еги­пет­ская (69—30 до н. э.) пра­ви­ла Егип­том с 51; сна­ча­ла ее сопра­ви­те­лем был ее брат и супруг Пто­ле­мей XIII, а после его смер­ти — Пто­ле­мей XIV. Ей при­шлось бороть­ся за воз­вра­ще­ние тро­на, отня­то­го Пто­ле­ме­ем XIV. В этой борь­бе Клео­пат­ра исполь­зо­ва­ла и поли­ти­че­ский рас­чет, и лесть, и свое жен­ское оба­я­ние, при­бег­нув к помо­щи Цеза­ря, чьей любов­ни­цей она ста­ла. В 48 под пред­во­ди­тель­ст­вом сест­ры Клео­пат­ры Арси­нои в армии и сре­ди жите­лей Алек­сан­дрии под­ня­лось вос­ста­ние про­тив гар­ни­зо­на рим­лян. Во вре­мя этих собы­тий жерт­вой пла­ме­ни ста­ла и зна­ме­ни­тая Алек­сан­дрий­ская биб­лио­те­ка. В 47 Клео­пат­ра роди­ла Цеза­рю сына, кото­ро­го объ­яви­ла «сыном Иси­ды» («царем-богом»). С 46 по 44 Клео­пат­ра жила в Риме. После убий­ства Цеза­ря и смер­ти Пто­ле­мея XIV Клео­пат­ра вер­ну­лась в Еги­пет и ста­ла пра­вить само­власт­но; ее сын Цеза­ри­он (Пто­ле­мей XV) был ее сопра­ви­те­лем лишь номи­наль­но. С 41 была союз­ни­цей и любов­ни­цей Анто­ния. В каче­стве сва­деб­но­го подар­ка (37) он пре­под­нес Клео­пат­ре бога­тые обла­сти Кри­та и Кили­кии; т. о. Еги­пет полу­чил важ­ные в эко­но­ми­че­ском и воен­ном отно­ше­нии опор­ные пунк­ты за пре­де­ла­ми государ­ства (подоб­но тому, как это про­изо­шло в 3 в. до н. э.). Клео­пат­ра под­дер­жи­ва­ла Анто­ния в его борь­бе за власть с Окта­виа­ном: с помо­щью Егип­та (его мате­ри­аль­ных средств и мощ­но­го флота) Анто­ний хотел занять на Восто­ке проч­ное поло­же­ние, кото­рое дало бы ему воз­мож­ность бороть­ся как с пар­фя­на­ми, так и со сво­и­ми про­тив­ни­ка­ми в Риме. В 34 Анто­ний как «бог и бла­го­де­тель» (Дио­нис — Оси­рис) объ­явил свою супру­гу «Иси­ду» вла­ды­чи­цей Восто­ка («цари­цей царей»). Но Анто­ния ослеп­ля­ло тще­сла­вие поли­ти­ка и чело­ве­че­ская страсть. Это при­ве­ло к неуда­чам, имев­шим дале­ко иду­щие послед­ст­вия. После пора­же­ния при Акции (31) и само­убий­ства Анто­ния Клео­пат­ре не уда­лось сохра­нить цар­скую коро­ну, и тогда она покон­чи­ла с собой (воз­мож­но, с помо­щью ядо­ви­той змеи), чтобы Окта­виан не отвез ее в Рим и не про­вел как плен­ни­цу в три­ум­фаль­ном шест­вии. Тро­их детей Клео­пат­ры, рож­ден­ных ею от Анто­ния, взя­ла на вос­пи­та­ние Окта­вия, сест­ра Окта­ви­а­на и раз­веден­ная жена Анто­ния. Цеза­ри­он был убит по при­ка­зу Окта­ви­а­на. Дра­мы Шекс­пи­ра и Б. Шоу, кар­ти­ны Д. Тье­по­ло, П. Рубен­са и дру­гих.

См. также:
КЛЕОПАТРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭХЕТ, ЕХЕТ • ДЕЙОК, ДЕИОК • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра I.
Сардоникс. Александрия. II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Прибытие Париса и Елены.
Утраченная фреска из палатинского дворца.
Рим, Палатин.
3. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра VII.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра-Селена.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра VII (?).
Сардоникс. Конец I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 20, бронза
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Антиохия, 122—121 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме и лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΙΣΣΗΣ ΚΛΕΟΠΑΤΡΑΣ ΚΑΙ ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — сова на амфоре вправо, снизу — ΑϘΡ (обозначение даты) и шлемы Диоскуров.
2. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 121—120 гг. до н.э.
АВЕРС: Парные бюсты Клеопатры Теи, с покрывалом, диадемой и короной, и Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΙΣΣΗΣ ΚΛΕΟΠΑΤΡΑΣ ΘΕΑΣ ΚΑΙ ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Зевс сидит на троне влево, он держит Нику и скипетр; слева — монограмма, под троном — AN.
В обрезе: обозначение даты (ΒϘΡ).
3. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Ака-Птолемаида, 150 г. до н.э.
АВЕРС: Парные бюсты Клеопатры (в образе богини Тихе), с покрывалом, диадемой, калафом и рогом изобилия над плечом, и Александра в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΘΕΟΠΑΤΟΡΟΣ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника во фронт и держит в руках пучок молний, в левой — скипетр.
4. Тетрадрахма, серебро
Марк Антоний
Неопределенный финикийский монетный двор (но традиционно: Антиохия-на-Оронте), 36 г. до н.э.
АВЕРС: ΒΑϹΙΛΙϹϹΑ ΚΛⲈΟΠΑΤΡΑ ΘⲈΑ ΝⲈⲰΤⲈΡΑ — обращенный вправо драпированный бюст Клеопатры, в диадеме, с серьгой, в жемчужном ожерелье; ее одежда спереди украшена жемчугом; волосы украшены жемчугом. Кайма из точек.
РЕВЕРС: ΑΝΤⲰΝΙΟϹ ΑΥΤΟΚΡΑΤⲰΡ ΤΡΙΤΟΝ ΤΡΙⲰΝ ΑΝΔΡⲰΝ — обнаженная голова Марка Антония вправо. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА