Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КЛЕОПА́ТРА

Cleopătra, Κλεοπάτ­ρα,

1) дочь Борея, см. Ca­lais;

) дочь Ида­са, см. Me­lea­ger;

3) дочь Троя и Кал­л­иррои;

4) супру­га Филип­па Македон­ско­го, была вско­ре после смер­ти его уби­та, по нау­ще­нию Олим­пи­а­ды. Plut. Alex. 10;

5) дочь Филип­па и Олим­пи­а­ды, супру­га Алек­сандра епир­ско­го, умер­ше­го в 326 г., затем в 322 г. вто­рич­но всту­пив­шая в брак с пра­ви­те­лем государ­ства Пер­дик­кой. После его умерщ­вле­ния мно­гие македон­ские пол­ко­вод­цы пред­ла­га­ли ей свою руку, но Анти­гон дер­жал ее под над­зо­ром в Сар­дах и, веро­ят­но, велел ее убить (308 г.), чтобы она не сде­ла­лась супру­гой выбран­но­го ею Пто­ло­мея еги­пет­ско­го. Впро­чем, он велел ее похо­ро­нить с вели­ко­ле­пи­ем, чтобы откло­нить от себя подо­зре­ние. Diod. Sic. 20, 37;

6) дочь Пто­ло­мея VI Фило­ме­то­ра, поки­ну­ла мужа сво­его Алек­сандра Бала­са, царя сирий­ско­го, и вышла замуж за Димит­рия, кото­рый вытес­нил пер­во­го (из Сирии); затем, когда Димит­рий попал в плен к пар­фя­нам, она вышла замуж за бра­та его Антио­ха Сиде­та. Но когда Димит­рий, осво­бо­див­шись из пле­на, при­вез с собою жену пар­фян­ку, Клео­пат­ра из мести веле­ла его убить, после того как он попал в руки ново­го пре­тен­ден­та на пре­стол. Жесто­кая жен­щи­на уби­ла после того сво­его соб­ст­вен­но­го сына (от Димит­рия), Селев­ка, за то, что он не давал ей при­сво­ить себе власть; но вско­ре после того вто­рой сын ее при­нудил ее выпить чашу с ядом. Iust. 39, 1;

7) дочь Пто­ло­мея Авле­та и сест­ра моло­до­го Пто­ло­мея XII, кото­ро­му отец назна­чил ее в жены и сопра­ви­тель­ни­цы. Когда отец ее умер (52 г. до Р. Х.), ей было 17 лет от роду. А так как брат ее был еще моло­же, то за него управ­ля­ли стра­ной Ахил­ла (в при­сут­ст­вии кото­ро­го поз­же был убит Пом­пей) и дру­гие мини­ст­ры, и про­гна­ли Клео­пат­ру, обви­нен­ную в често­лю­би­вых замыс­лах (в 48 г.). Caes. b. civ. 3, 103. После смер­ти Пом­пея Цезарь поме­шал воз­го­реть­ся войне меж­ду Клео­патрой и ее бра­том и при­нял на себя реше­ние спо­ра, поста­но­вив, что они долж­ны пра­вить вме­сте. Цезарь, кото­рый тогда нахо­дил­ся в Егип­те, был совер­шен­но пле­нен ее необык­но­вен­ной кра­сотой. Plut. Caes. 49. След­ст­ви­ем выше­упо­мя­ну­то­го реше­ния было объ­яв­ле­ние вой­ны со сто­ро­ны моло­до­го Пто­ло­мея, кото­рый по воле сво­их мини­ст­ров дол­жен был один пра­вить Егип­том. Цезарь был оса­жден в Алек­сан­дрии и постав­лен в весь­ма опас­ное поло­же­ние. Caes. b. Alex. 1—32. Но так как Пто­ло­мей пал перед Алек­сан­дри­ей, то Клео­пат­ра достиг­ла сво­ей цели, хотя по при­ка­за­нию победо­нос­но­го Цеза­ря она долж­на была всту­пить в брак с млад­шим, еще несо­вер­шен­но­лет­ним бра­том сво­им. Цезарь, запу­тан­ный в ее сети, оста­вал­ся еще долее в Егип­те и поз­же велел ей при­быть в Рим (веро­ят­но, в 45 г.), утвер­дил за ней обла­да­ние Егип­том и при­знал сына Цеза­ри­о­на, родив­ше­го­ся от нее, но всем этим воз­будил неудо­воль­ст­вие рим­лян, вслед­ст­вие чего она после смер­ти Цеза­ря долж­на была бежать. При­вер­жен­цев Цеза­ря под­дер­жи­ва­ла она так­же и впо­след­ст­вии. Cic. ad Att. 14, 20, 2. Dio Cass. 42, 30. Вско­ре после того она при­об­ре­ла рас­по­ло­же­ние Анто­ния и пле­ни­ла его сво­и­ми пре­ле­стя­ми до такой сте­пе­ни, что он сле­по отдал­ся ей, и она после умерщ­вле­ния бра­та сво­его и сест­ры сво­ей бес­пре­пят­ст­вен­но управ­ля­ла Егип­том. Plut. Ant. 26. Анто­ний про­жил у нее зиму 41 г. Затем она сопро­вож­да­ла его в Сирию и почти не покида­ла его с тех пор (37 г.). Она была при­чи­ной его изне­жен­но­сти и без­дей­ст­вия, из кото­ро­го едва выве­ли его воен­ные при­готов­ле­ния Окта­ви­а­на. После бит­вы при Акции, в кото­рой она участ­во­ва­ла с 60-ю кораб­ля­ми, но из кото­рой отплы­ла еще рань­ше реше­ния, она ста­ра­лась так­же при­влечь к себе Окта­ви­а­на, но напрас­но, и избег­ла уча­сти слу­жить укра­ше­ни­ем три­ум­фаль­ной колес­ни­цы победи­те­ля тем, что сама уби­ла себя, нане­ся себе смер­тель­ную рану (может быть, чрез уку­ше­ние ядо­ви­той змеи), в 30 г. Suet. Oct. 17. Plut. Ant. 25 слл. 78 слл. Vell. Pat. 2, 87. Dio Cass. 51, 5 слл. Eutr. 7, 7. Hor. od. 1, 37. Ср. Ad. Stahr, Kleo­pat­ra, (2-е изд., 1879).

См. также:
КЛЕОПАТРА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 302.
См. по теме: ЭПИДОСЫ • ЭРГАДЕИДА • ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭФЕСИЯ, АПЕЛЛЯЦИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Египет.
Статуя Клеопатры VII.
Базальт.
51—30 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Клеопатры VII (?).
Мрамор. 40—30 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.
Мрамор.
Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра I.
Сардоникс. Александрия. II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра VII.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра-Селена.
Сардоникс. Александрия. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Портрет женщины в профиль.
Фреска III стиля. I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя, предположительно изображающая Клеопатру VII.
Мрамор.
Статуя — римская копия греческого оригинала конца V в. до н. э. Голова — гипсовый слепок с античной головы.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Зал греческого креста, 21.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Прибытие Париса и Елены.
Утраченная фреска из палатинского дворца.
Рим, Палатин.
10. ГЛИПТИКА. Египет.
Клеопатра VII (?).
Сардоникс. Конец I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 20, бронза
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Антиохия, 122—121 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме и лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΙΣΣΗΣ ΚΛΕΟΠΑΤΡΑΣ ΚΑΙ ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — сова на амфоре вправо, снизу — ΑϘΡ (обозначение даты) и шлемы Диоскуров.
2. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 121—120 гг. до н.э.
АВЕРС: Парные бюсты Клеопатры Теи, с покрывалом, диадемой и короной, и Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΙΣΣΗΣ ΚΛΕΟΠΑΤΡΑΣ ΘΕΑΣ ΚΑΙ ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Зевс сидит на троне влево, он держит Нику и скипетр; слева — монограмма, под троном — AN.
В обрезе: обозначение даты (ΒϘΡ).
3. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Ака-Птолемаида, 150 г. до н.э.
АВЕРС: Парные бюсты Клеопатры (в образе богини Тихе), с покрывалом, диадемой, калафом и рогом изобилия над плечом, и Александра в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΘΕΟΠΑΤΟΡΟΣ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника во фронт и держит в руках пучок молний, в левой — скипетр.
4. Тетрадрахма, серебро
Марк Антоний
Неопределенный финикийский монетный двор (но традиционно: Антиохия-на-Оронте), 36 г. до н.э.
АВЕРС: ΒΑϹΙΛΙϹϹΑ ΚΛⲈΟΠΑΤΡΑ ΘⲈΑ ΝⲈⲰΤⲈΡΑ — обращенный вправо драпированный бюст Клеопатры, в диадеме, с серьгой, в жемчужном ожерелье; ее одежда спереди украшена жемчугом; волосы украшены жемчугом. Кайма из точек.
РЕВЕРС: ΑΝΤⲰΝΙΟϹ ΑΥΤΟΚΡΑΤⲰΡ ΤΡΙΤΟΝ ΤΡΙⲰΝ ΑΝΔΡⲰΝ — обнаженная голова Марка Антония вправо. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА