Словарь античности

КОЛОННЫЕ ОРДЕРА, раз­лич­ные фор­мы колонн, баз, капи­те­лей, харак­тер­ные для гре­че­ской архи­тек­ту­ры. В соче­та­нии с соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми кар­ни­за­ми колон­ные орде­ра делят­ся на несколь­ко типов:


1. При­зе­ми­стая дори­че­ская колон­на (извест­на с 7—6 вв. до н. э.), сто­я­щая на сти­ло­ба­те без базы. Кан­не­лю­ры ство­ла сужа­ют­ся квер­ху. Вали­ко­об­раз­ная капи­тель (эхин) завер­ша­ет­ся тол­стой неукра­шен­ной капи­тель­ной дос­кой (аба­ком).


2. Более строй­ная колон­на иони­че­ско­го орде­ра (с 6 в. до н. э.) дер­жит­ся на двух- или трех­сту­пен­ча­той базе, состо­я­щей из вали­ков (узлов), разде­лен­ной жело­ба­ми (выкруж­ка­ми). Кан­не­лю­ры ство­ла разде­ле­ны мости­ка­ми. Капи­тель завер­ша­ет­ся подуш­кой с дву­мя волю­та­ми, закруг­лен­ны­ми в раз­ные сто­ро­ны. Име­ет­ся тон­кая укра­шен­ная пли­та (абак).


3. В 5 в. до н. э. появ­ля­ет­ся колон­на коринф­ско­го орде­ра. Ствол и база ее по стро­е­нию близ­ки иони­че­ско­му орде­ру, но капи­тель устро­е­на ина­че: она испол­не­на в виде чаши из листьев акан­фа, уси­ки кото­рых закру­чи­ва­ют­ся к углам. Ран­ние фор­мы: эолий­ская и паль­мо­вид­ная капи­тель; из пер­вой обра­зо­ва­лась иони­че­ская капи­тель. Эле­мен­ты отдель­ных орде­ров сме­ши­ва­лись уже в эпо­ху элли­низ­ма (храм в Миле­те), но осо­бен­но силь­но — во вре­ме­на Рим­ской импе­рии. Такое сме­ше­ние слу­жи­ло уси­ле­нию их деко­ра­тив­но­го воздей­ст­вия. Так, напри­мер, в ком­по­зит­ной капи­те­ли сме­ша­ны эле­мен­ты иони­че­ско­го и коринф­ско­го орде­ров. В эпо­ху Ренес­сан­са антич­ные колон­ные орде­ра вновь воз­ро­ди­лись и гос­под­ст­во­ва­ли вплоть до 19 в.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • ДИПТЕР • АМФИПРОСТИЛЬ • АНТЕФИКСЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Атлет.
Стукко.
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Юный Геракл, душащий змей.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Архитектурная композиция с толосом, двумя масками, фонтаном и висящими птицами и рыбой.
Фреска из Помпей (VI, 17, 41).
40—30 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXIX.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Коринфская капитель, деталь памятника Лисикрата.
Мрамор.
IV в. до н. э.
Афины, Памятник Лисикрата.
8. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Агригент — долина храмов.

Агридженто.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Виктории с трофеями.
Рельеф на западной стороне арки Септимия Севера.
Мрамор.
203 г.
Рим, Римский Форум, Арка Септимия Севера.
10. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Вилла Тесея. Южное крыло.
Вторая половина II в. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА