Словарь античности

КОЛОННЫЕ ОРДЕРА, раз­лич­ные фор­мы колонн, баз, капи­те­лей, харак­тер­ные для гре­че­ской архи­тек­ту­ры. В соче­та­нии с соот­вет­ст­ву­ю­щи­ми кар­ни­за­ми колон­ные орде­ра делят­ся на несколь­ко типов:


1. При­зе­ми­стая дори­че­ская колон­на (извест­на с 7—6 вв. до н. э.), сто­я­щая на сти­ло­ба­те без базы. Кан­не­лю­ры ство­ла сужа­ют­ся квер­ху. Вали­ко­об­раз­ная капи­тель (эхин) завер­ша­ет­ся тол­стой неукра­шен­ной капи­тель­ной дос­кой (аба­ком).


2. Более строй­ная колон­на иони­че­ско­го орде­ра (с 6 в. до н. э.) дер­жит­ся на двух- или трех­сту­пен­ча­той базе, состо­я­щей из вали­ков (узлов), разде­лен­ной жело­ба­ми (выкруж­ка­ми). Кан­не­лю­ры ство­ла разде­ле­ны мости­ка­ми. Капи­тель завер­ша­ет­ся подуш­кой с дву­мя волю­та­ми, закруг­лен­ны­ми в раз­ные сто­ро­ны. Име­ет­ся тон­кая укра­шен­ная пли­та (абак).


3. В 5 в. до н. э. появ­ля­ет­ся колон­на коринф­ско­го орде­ра. Ствол и база ее по стро­е­нию близ­ки иони­че­ско­му орде­ру, но капи­тель устро­е­на ина­че: она испол­не­на в виде чаши из листьев акан­фа, уси­ки кото­рых закру­чи­ва­ют­ся к углам. Ран­ние фор­мы: эолий­ская и паль­мо­вид­ная капи­тель; из пер­вой обра­зо­ва­лась иони­че­ская капи­тель. Эле­мен­ты отдель­ных орде­ров сме­ши­ва­лись уже в эпо­ху элли­низ­ма (храм в Миле­те), но осо­бен­но силь­но — во вре­ме­на Рим­ской импе­рии. Такое сме­ше­ние слу­жи­ло уси­ле­нию их деко­ра­тив­но­го воздей­ст­вия. Так, напри­мер, в ком­по­зит­ной капи­те­ли сме­ша­ны эле­мен­ты иони­че­ско­го и коринф­ско­го орде­ров. В эпо­ху Ренес­сан­са антич­ные колон­ные орде­ра вновь воз­ро­ди­лись и гос­под­ст­во­ва­ли вплоть до 19 в.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

См. по теме: Aedes, Aedicula, Templum, Delubrum, Fanum, Sacellum, Sacrarium, Curia, Lucus • ДИПТЕР • АМФИПРОСТИЛЬ • АНТЕФИКСЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 75 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Греция.
Вид на Парфенон через Пропилеи.
447—438 гг. до н. э.
Афины.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, деталь: Креуса.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага, левая часть.
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Кулачный бой и поединок. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
370—360 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцены мифа о Медее. Фронтальная панель саркофага (панорама).
Греческий мрамор. Сер. II в.
Инв. № Sk 843 b.
Берлин, Государственные музеи, Пергамский музей (Пергамон).
6. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер с изображением путешествия Орфея в Загробный мир. Деталь: Аид и Персефона во дворце с Орфеем и другими обитателями Загробного мира.
Кратер краснофигурный с волютами. Апулия.
Мастер Загробного мира.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением тетрастиля храма ионического ордера.
Лунский мрамор. I—II вв. н. э.
Инв. № 1386.
Рим, Капитолийские музеи, Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини), II. 70a.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением тетрастиля храма ионического ордера (деталь).
Лунский мрамор. I—II вв. н. э.
Инв. № 1386.
Рим, Капитолийские музеи, Музей Монтемартини (Электростанция Монтемартини), II. 70a.
9. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Аполлона на Марсовом поле. (Храм Аполлона Целителя; храм Аполлона Сосиана).

Рим, Марсово поле.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Куспиев.
Восточная часть некрополя у Нуцерийских ворот (южная сторона виа делле Томбе).
54—79 гг. до н. э.
Помпеи.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА