Словарь античности

ЛЕВ (греч. leon, лат. leo), в эпо­ху антич­но­сти лев оби­тал в Афри­ке, Юго-Запад­ной Азии и Сирии. Он встре­чал­ся так­же в Гре­ции и Македо­нии. Здесь он стал излюб­лен­ной добы­чей охот­ни­ков. В наши дни лев в стра­нах Сре­ди­зем­но­мо­рья боль­ше не водит­ся. У дру­гих циви­ли­зо­ван­ных наро­дов лев счи­тал­ся сим­во­лом муже­ства. Во Фри­гии и Гре­ции его почи­та­ли вме­сте с боги­ней Кибе­лой (лат. Mag­na ma­ter), кото­рую изо­бра­жа­ли мча­щей­ся на колес­ни­це, запря­жен­ной льва­ми. В гре­че­ской и рим­ской архи­тек­ту­ре фигу­ры льва исполь­зо­ва­лись в каче­стве кре­но­фи­ла­к­са (охра­ни­те­ля источ­ни­ка) и как деко­ра­тив­ный эле­мент. Лев стал так­же одним из зна­ков зоди­а­ка и являл­ся сим­во­лом все­про­ни­каю­щей силы огня. В искус­стве и гераль­ди­ке образ льва — важ­ный эле­мент.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛЕБЕДЬ • КРОЛИК • БАКЛАН • ЖУРАВЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл, борющийся с Немейским львом.
Мрамор.
Торсы Геракла и льва — фрагмент римского саркофага II—III вв. с изображением подвигов Геракла (?).
Дополнения и реставрация — итальянская работа XVII в. (?).
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Лев, атакующий лошадь.
Греческий мрамор. Эллинистический период (323—30 гг. до н. э.). Голова, ноги и хвост лошади, а также задние ноги льва добавлены в 1594 г. Руджеро Баскапе, учеником Микеланджело.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
4. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
5. МОЗАИКА. Греция.
Орфей и звери.
Дом Орфея. Конец II — начало III вв. н. э.
Пафос, Археологический парк.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Геракл убивает Немейского льва (деталь). Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор. Греция, V в. до н. э.
Рим, Базилика Санта-Мария-сопра-Минерва.
7. МОЗАИКА. Рим.
Мозаика с кентаврами.
120—130 гг.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионисийская сцена (деталь крышки саркофага с мифом о Дионисе и Ариадне).
Мрамор. Ок. 235 г. н. э.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Азия.
Саркофаг с мифом о Селене и Эндимионе (правая боковая панель).
Мрамор. Середина II в. н. э.
Производство Малой Азии (район Смирны)
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Марка Голкония Руфа в доспехах.
Мрамор.
I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 470—430 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев, повернутый вправо, атакует падающего быка, повернутого влево.
В обрезе тунец влево.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — надпись вокруг рельефного квадрата, разделенного на четыре части, все внутри большого квадрата.
2. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 470—430 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев, повернутый вправо, атакует падающего быка с поднятой головой, повернутого влево.
В обрезе тунец влево.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — надпись вокруг рельефного квадрата, разделенного на четыре части, все внутри большого квадрата.
3. Тетрадрахма, серебро
Аканф, 424—380 гг. до н.э.
АВЕРС: Лев атакует быка.
В обрезе: ΑΛΕ.
РЕВЕРС: ΑΚΑΝΘΙΟΝ — Квадрат, разделенный на четыре маленьких квадрата, в каждом из которых имеется пирамидальное возвышение.
4. Денарий, серебро
Август
Рим, 19 г. до н.э.
АВЕРС: CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Августа вправо.
РЕВЕРС: M. DVRMIVS III. VIR (Marcus Durmius, triumvir) — лев, набросившийся на убегающего влево оленя.
5. Тяжелый тетробол, серебро
Пердикка II
437—431 гг. до н.э.
АВЕРС: Воин на коне вправо, на голове — кавсия (македонский головной убор), в левой руке — три копья.
РЕВЕРС: Передняя часть льва вправо, сверху — буква Π; все внутри рамки.
6. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Тарс, 116—114 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — алтарь, внутри которого на крылатом льве стоит бог Сандан; слева — две монограммы.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох II Теос
Лисимахия, 261—246 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Аполлон Дельфийский сидит на омфале влево, в правой руке держит стрелу, в левой — лук; слева — голова льва вправо.
8. Тетрадрахма, серебро
Селевк I Никатор
Экбатана, 295—281 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Геракла в львиной шкуре вправо; на его щеке — пометка в виде креста.
РЕВЕРС: ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Зевс сидит на троне влево, на его правой руке — ворон, в левой руке он держит скипетр; слева — якорь и монограмма, у ног Зевса — изображение пасущейся лошади влево, под троном — еще одна монограмма.
В обрезе: ΒΑΣΙΛΕΩΣ
9. Статер, серебро
Селевк I Никатор
Вавилон, 311—305 гг. до н.э.
АВЕРС: Баал на троне влево, держащий в правой руке скипетр.
РЕВЕРС: Лев влево, сверху — изображение якоря и буква Γ.
В обрезе: монограмма и звезда.
10. Гекта, электр
Кизик, 480 г. до н.э.
АВЕРС: Лев, с поднятой правой передней лапой и открытой пастью, сидит на тунце влево.
РЕВЕРС: Квадрат, состоящий из четырех частей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА