Словарь античности

ЛИРА (греч.), струн­ный музы­каль­ный инстру­мент более про­стой кон­струк­ции, чем кифа­ра, поэто­му в основ­ном на нем игра­ли дети и под­рост­ки. Извест­ны два раз­лич­ных типа лиры. Лира с корн­цу­гом из пан­ци­ря чере­па­хи («хелис») с мем­бра­ной в виде это­го пан­ци­ря. По бокам кор­пу­са 2 изо­гну­тые стой­ки из рогов анти­ло­пы. Вто­рой тип — бар­би­тос с мем­бра­ной такой же фор­мы и более длин­ны­ми стой­ка­ми, слег­ка изо­гну­ты­ми навер­ху. Так же как и кифа­ра, лира пер­во­го вида была инстру­мен­том апол­ло­ни­че­ским, а бар­би­тос — дио­ни­сти­че­ским. С лирой свя­за­но воз­ник­но­ве­ние тер­ми­на «лири­ка», обо­зна­чаю­ще­го жанр поэ­зии. В сред­ние века антич­ная лира фигу­ри­ро­ва­ла под назва­ни­ем «рот­та», тогда как популяр­ный в то вре­мя музы­каль­ный инстру­мент под назва­ни­ем лира имел, види­мо, сред­не­ази­ат­ское про­ис­хож­де­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • АРФА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Орфей и звери.
Дом Орфея. Конец II — начало III вв. н. э.
Пафос, Археологический парк.
2. ГЛИПТИКА.
Аполлон, Марсий и Олимп.
Камея. Сардоникс, золото.
Италия. Конец XVI века.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Терпсихора.
Мрамор. Римская копия II в. н. э. по греческому оригиналу III—II вв. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Интерьер Гробницы Щитов после реставрации.
III—II вв. до н. э.
Тарквиния, Гробница Щитов.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Терпсихора. Деталь.
Мрамор. Римская копия II в. н. э. по греческому оригиналу III—II вв. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон. Деталь: Полигимния, Евтерпа, Талия, Мельпомена, Эрато.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор. Середина II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Делийская триада (Лето, Аполлон, Артемида). Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Августа Траяна (Траянополь), 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо, с легкой драпировкой на левом плече.
РЕВЕРС: ΤΡΑΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Орфей во фригийской шапке сидит на скале вправо, играет на лире.
2. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
3. Аурей, золото
Публий Клодий
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
4. Аурей, золото
Гай Вибий Вар
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
5. Унция, медь
Рим, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: Венеры) в диадеме вправо; впереди CN DOMI вверх, позади шарик.
РЕВЕРС: Лира между M SILA слева и Q CVRTI справа.
6. Асс, медь
Нерон
Рим, 64 г.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS CAESAR AVG. GERMANIC. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. POT. IMP. P. P. — Нерон в образе Аполлона Кифареда идет вправо в развевающихся одеждах и играет на лире.
В обрезе: обозначение стоимости — I
В поле, слева и справа: S. C.
7. Асс, медь
Коммод
Рим, 190—191 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANT. P. FELIX AVG. BRIT. P. P. — голова Коммода, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: APOL. PALAT. P. M. TR. P. XVI COS. VI — Аполлон, в длинной одежде до ног, стоит во фронт, голова вправо, держит плектр в правой руке и лиру на колонне — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Сестерций, бронза
Гордиан III
Рим, 243 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. S. C. — обнаженный по пояс Аполлон сидит влево, оперевшись локтем левой руки на лиру, и держит ветвь.
9. Денарий, серебро
Квинт Фабий Максим Эбурн
Рим, 82—80 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы скручены назад и два локона спадают на шею; под подбородком X; перед головой лира; сзади ROMA; внизу Q. MAX. Круг из точек.
РЕВЕРС: Рог изобилия, перекрещенный с пучком молний; вокруг венок, составленный из ячменного колоса, пшеничного колоса и различных фруктов (CRR: маковых головок).
10. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА