Словарь античности

ЛИРА (греч.), струн­ный музы­каль­ный инстру­мент более про­стой кон­струк­ции, чем кифа­ра, поэто­му в основ­ном на нем игра­ли дети и под­рост­ки. Извест­ны два раз­лич­ных типа лиры. Лира с корн­цу­гом из пан­ци­ря чере­па­хи («хелис») с мем­бра­ной в виде это­го пан­ци­ря. По бокам кор­пу­са 2 изо­гну­тые стой­ки из рогов анти­ло­пы. Вто­рой тип — бар­би­тос с мем­бра­ной такой же фор­мы и более длин­ны­ми стой­ка­ми, слег­ка изо­гну­ты­ми навер­ху. Так же как и кифа­ра, лира пер­во­го вида была инстру­мен­том апол­ло­ни­че­ским, а бар­би­тос — дио­ни­сти­че­ским. С лирой свя­за­но воз­ник­но­ве­ние тер­ми­на «лири­ка», обо­зна­чаю­ще­го жанр поэ­зии. В сред­ние века антич­ная лира фигу­ри­ро­ва­ла под назва­ни­ем «рот­та», тогда как популяр­ный в то вре­мя музы­каль­ный инстру­мент под назва­ни­ем лира имел, види­мо, сред­не­ази­ат­ское про­ис­хож­де­ние.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КИМВАЛ, ЛИТАВРЫ • КИФАРА • ЛЮТНЯ • АРФА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Фронтальный вид саркофага с крышкой.
Тасосский мрамор. Середина II в. н. э.
Остия, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Девять муз, Афина и Аполлон.
Рельеф фронтальной стенки саркофага.
Белый мелкозернистый мрамор. II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и Артемида убивают детей Ниобеи.
Краснофигурный кратер. Аттика.
Мастер Ниобид.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг муз.
Мрамор.
Рим. 1-я половина II в. н. э.
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг муз (фронтальная панель).
Мрамор.
Рим. 1-я половина II в. н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг муз.
Белый мрамор.
Рим. 180—200 гг. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
7. МОЗАИКА. Греция.
Аполлон и Марсий.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
8. ГЛИПТИКА. Египет.
Гермафродит в окружении эротов.
Оникс. I в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза с изображением старухи.
Глина.
Шверин, Государственный музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Делийская триада (Лето, Аполлон, Артемида). Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Августа Траяна (Траянополь), 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо, с легкой драпировкой на левом плече.
РЕВЕРС: ΤΡΑΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Орфей во фригийской шапке сидит на скале вправо, играет на лире.
2. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
3. Аурей, золото
Публий Клодий
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона, в лавровом венке, вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее; возле уха драгоценный камень; сзади головы лира.
РЕВЕРС: Диана Люцифера в длинной драпировке, с луком и колчаном за плечами, стоит анфас, голова повернута вправо; она держит по длинному горящему факелу в каждой руке; справа P. CLODIVS, слева M. F. (Publius Clodius Marci filius).
4. Аурей, золото
Гай Вибий Вар
Рим, 42 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: голова Венеры) в лавровом венке вправо; волосы собраны в узел, два локона спадают вниз по шее. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Полуобнаженная Венера стоит, отвернувшись влево, и смотрится в зеркало, которое держит в левой руке; справа колонна; слева C VIBIVS вверх; справа VARVS вверх. Кайма из точек.
5. Унция, медь
Рим, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона (MRR: Венеры) в диадеме вправо; впереди CN DOMI вверх, позади шарик.
РЕВЕРС: Лира между M SILA слева и Q CVRTI справа.
6. Асс, медь
Нерон
Рим, 64 г.
АВЕРС: NERO CLAVDIVS CAESAR AVG. GERMANIC. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PONTIF. MAX. TR. POT. IMP. P. P. — Нерон в образе Аполлона Кифареда идет вправо в развевающихся одеждах и играет на лире.
В обрезе: обозначение стоимости — I
В поле, слева и справа: S. C.
7. Асс, медь
Коммод
Рим, 190—191 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANT. P. FELIX AVG. BRIT. P. P. — голова Коммода, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: APOL. PALAT. P. M. TR. P. XVI COS. VI — Аполлон, в длинной одежде до ног, стоит во фронт, голова вправо, держит плектр в правой руке и лиру на колонне — в левой.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Сестерций, бронза
Гордиан III
Рим, 243 г.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. S. C. — обнаженный по пояс Аполлон сидит влево, оперевшись локтем левой руки на лиру, и держит ветвь.
9. Денарий, серебро
Квинт Фабий Максим Эбурн
Рим, 82—80 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы скручены назад и два локона спадают на шею; под подбородком X; перед головой лира; сзади ROMA; внизу Q. MAX. Круг из точек.
РЕВЕРС: Рог изобилия, перекрещенный с пучком молний; вокруг венок, составленный из ячменного колоса, пшеничного колоса и различных фруктов (CRR: маковых головок).
10. AE, медь
Тиберий
СИРТИКА, Эя, 22—29 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR AVGVSTVS — обнаженная голова Тиберия влево.
РЕВЕРС: Драпированный бюст Аполлона, в лавровом венке, вправо; перед ним лира, сзади — пунийское название города Эя (Wy’t) пунийскими буквами; все внутри лаврового венка.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА