Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БОРОДА

Bar­ba. Гре­ки отпус­ка­ли боро­ду на щеках (πώ­γων), губах (μύσ­ταξ и πάπ­πος = ὑπή­νη) и под­бо­род­ке (γέ­νειον), под­стри­гая ее немно­го. Стричь боро­ду цели­ком счи­та­лось недо­стой­ным, пока Алек­сандр не ввел в употреб­ле­ние этот обы­чай. Ср. Ca­pil­lus. Рим­ляне вооб­ще отпус­ка­ли боро­ду до 300 г. до Р. Х., когда, как рас­ска­зы­ва­ют, в Рим при­еха­ли пер­вые цирюль­ни­ки. С это­го вре­ме­ни ста­ли глад­ко брить­ся, за исклю­че­ни­ем вре­ме­ни тра­у­ра (см. Luc­tus). В I в. до Р. Х. боро­ды вошли сно­ва в моду; be­ne bar­ba­ti или bar­ba­tu­li счи­та­лись тогда насто­я­щи­ми щего­ля­ми. Рим­ский юно­ша не тро­гал боро­ды до 21 года; день, когда он в пер­вый раз брил ее (po­ne­re bar­bam) счи­тал­ся тор­же­ст­вен­ным. Адри­ан сно­ва отпу­стил боро­ду, чтобы скрыть роди­мые пят­на на лице, и с тех пор обы­чай носить боро­ду вошел во все­об­щее употреб­ле­ние.

См. также:
БОРОДА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 203.
См. по теме: КИКЕОН • БАВКАЛЕМАТА • БАНИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марс. Деталь.
Мраморный рельеф. Голова — II в. н. э. Бюст — XVI в.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Амфора чернофигурная (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Голова мужчины, так называемый Брут.
Бронза.
1-я пол. III в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал триумфов.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Сцена трапезы.
III—II вв. до н. э.
Тарквиния, Гробница Щитов.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Тираноубийцы» (Гармодий и Аристогитон).
Мрамор.
Римская работа II в. н. э. по образцу Крития и Несиота 477—476 гг. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Фрагмент сцены пиршества (symposium). Внутренняя сторона северной стенки саркофага из Гробницы ныряльщика.
Фреска. Ок. 480 г. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Пентелийский мрамор. Римская работа II в. н. э.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Портрет так называемого Брута.
Бронза.
III—I вв. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Зал триумфов.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
2. Антониниан, серебро
Пупиен
Рим, 238 г.
АВЕРС: IMP. CAES. PVPIEN. MAXIMVS AVG. — драпированный бюст Пупиена в доспехах и в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: CARITAS MVTVA AVGG. — две правые руки в рукопожатии.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
5. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа.
6. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
7. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит корабельный руль, стоящий на земле, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
8. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову вправо, опирается правой рукой на корабельный руль, стоящий на шаре, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
9. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 128—132 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSVS P. P. — бюст Адриана, в лавровом венке, слегка драпированный, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Виктория, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит венок в поднятой правой руке и пальмовую ветвь в левой.
10. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА