Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БОРОДА

Bar­ba. Гре­ки отпус­ка­ли боро­ду на щеках (πώ­γων), губах (μύσ­ταξ и πάπ­πος = ὑπή­νη) и под­бо­род­ке (γέ­νειον), под­стри­гая ее немно­го. Стричь боро­ду цели­ком счи­та­лось недо­стой­ным, пока Алек­сандр не ввел в употреб­ле­ние этот обы­чай. Ср. Ca­pil­lus. Рим­ляне вооб­ще отпус­ка­ли боро­ду до 300 г. до Р. Х., когда, как рас­ска­зы­ва­ют, в Рим при­еха­ли пер­вые цирюль­ни­ки. С это­го вре­ме­ни ста­ли глад­ко брить­ся, за исклю­че­ни­ем вре­ме­ни тра­у­ра (см. Luc­tus). В I в. до Р. Х. боро­ды вошли сно­ва в моду; be­ne bar­ba­ti или bar­ba­tu­li счи­та­лись тогда насто­я­щи­ми щего­ля­ми. Рим­ский юно­ша не тро­гал боро­ды до 21 года; день, когда он в пер­вый раз брил ее (po­ne­re bar­bam) счи­тал­ся тор­же­ст­вен­ным. Адри­ан сно­ва отпу­стил боро­ду, чтобы скрыть роди­мые пят­на на лице, и с тех пор обы­чай носить боро­ду вошел во все­об­щее употреб­ле­ние.

См. также:
БОРОДА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 203.
См. по теме: КИКЕОН • БАВКАЛЕМАТА • БАНИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Коммода в образе Геркулеса.
Мрамор.
Ок. 190-х гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Залы Ламиевых садов.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Каракаллы.
Мрамор.
Ок. 215 г.
Берлин, Государственные музеи.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Галлиена.
Мрамор. Ок. 260 г.
Рим, Римский национальный музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Нерона.
Мрамор.
50-е гг. н. э.
Рим, Палатинский музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Марка Аврелия.
Мрамор. 170—180-е гг.
Рим, Римский национальный музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римлянин.
Мрамор.
Ок. 150—160 гг.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Геракл Фарнезе.
Мрамор.
Римская работа эпохи империи с оригинала 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Отдыхающий Геракл (тип Фарнезе — Питти).
Мрамор.
Римская работа конца II — начала III в. н. э. с бронзового образца работы Лисиппа 2-й половины IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Краснофигурный кратер-калик. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд, Художественный музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марк Аврелий.
Мрамор.
Ок. 170 г.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
2. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
3. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
4. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Серапис, в длинной одежде и с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в левой руке держит скипетр, правая поднята в приветствии.
5. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову вправо, опирается правой рукой на корабельный руль, стоящий на шаре, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
6. Аурей, золото
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
7. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — Тихе, одетая в гиматий, в стефане, с калафом на голове, стоит фронтально, повернув голову влево, в правой руке держит корабельный руль, стоящий на земле, в левой держит рог изобилия, через левую руку переброшен край одежды.
В левом поле: Ε.
8. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа.
9. Денарий, серебро
Адриан
Рим, 128—132 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSVS P. P. — бюст Адриана, в лавровом венке, слегка драпированный, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Виктория, в драпировке, сидит влево на невысоком сиденье, держит венок в поднятой правой руке и пальмовую ветвь в левой.
10. Сестерций, медь
Пертинакс
Рим, 193 г.
АВЕРС: IMP. CAES. P. HELV. PERTINAX AVG. — голова Пертинакса в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: OPI DIVIN. TR. P. COS. II — Опс (Изобилие), в драпировке, сидит влево на троне, держит два зерновых колоса в правой руке, левая рука лежит на сиденье трона.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА