Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

БОРОДА

Bar­ba. Гре­ки отпус­ка­ли боро­ду на щеках (πώ­γων), губах (μύσ­ταξ и πάπ­πος = ὑπή­νη) и под­бо­род­ке (γέ­νειον), под­стри­гая ее немно­го. Стричь боро­ду цели­ком счи­та­лось недо­стой­ным, пока Алек­сандр не ввел в употреб­ле­ние этот обы­чай. Ср. Ca­pil­lus. Рим­ляне вооб­ще отпус­ка­ли боро­ду до 300 г. до Р. Х., когда, как рас­ска­зы­ва­ют, в Рим при­еха­ли пер­вые цирюль­ни­ки. С это­го вре­ме­ни ста­ли глад­ко брить­ся, за исклю­че­ни­ем вре­ме­ни тра­у­ра (см. Luc­tus). В I в. до Р. Х. боро­ды вошли сно­ва в моду; be­ne bar­ba­ti или bar­ba­tu­li счи­та­лись тогда насто­я­щи­ми щего­ля­ми. Рим­ский юно­ша не тро­гал боро­ды до 21 года; день, когда он в пер­вый раз брил ее (po­ne­re bar­bam) счи­тал­ся тор­же­ст­вен­ным. Адри­ан сно­ва отпу­стил боро­ду, чтобы скрыть роди­мые пят­на на лице, и с тех пор обы­чай носить боро­ду вошел во все­об­щее употреб­ле­ние.

См. также:
БОРОДА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 203.
См. по теме: КИКЕОН • БАВКАЛЕМАТА • БАНИ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 372 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма бородатого мужского персонажа (Мильтиад?).
Пентелийский мрамор.
II половина II в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Юлиан Отступник.
Халцедон.
IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Юлиан Отступник.
Халцедон.
IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ГЛИПТИКА. Рим.
Юлиан Отступник.
Халцедон.
IV в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Этрурия.
Циста Фикорони.
Бронза.
Ок. 340—330 гг. до н. э.
Мастер Новий Плавтий.
Рим, Национальный этрусский музей виллы Джулия.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Гомер.
Мрамор.
Римская копия греческого оригинала V в. до н. э.
Мюнхен, Глиптотека.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Передняя панель саркофага с порталом и портретными фигурами умерших.
Крупнозернистый светло-серый мрамор.
III в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Герма неизвестного грека.
Мрамор.
№ 607.
Рим, Вилла Альбани.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Герма неизвестного грека.
Мрамор. 1-я пол. IV в. до н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 24 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций или дупондий?, бронза
Гай Цезарь (Октавиан), триумвир
Италия, 38 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Октавиана с бородкой вправо, впереди звезда; сзади DIVI F вниз.
РЕВЕРС: Лавровый венок, внутри DIVOS IVLIVS в две строки.
2. Денарий, серебро
Рим, 55 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Кибелы вправо, в стенном венке, в серьгах в форме креста; волосы собраны сзади в узел и падают на шею; впереди вниз A PLAVTIVS; позади вниз AED CVR S C (Aedilis Curulis; Senatus consulto, «Курульный эдил; по постановлению сената»). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Бородатая фигура, Вакхий (MRR, Harlan: Аристобул), в восточной одежде — шароварах (??????????) и широком плаще, — стоит на коленях, повернувшись вправо, рядом с верблюдом; в протянутой правой руке он держит ветвь оливы, а в левой — поводья верблюда; в поле BACCHIVS; справа вверх IVDAEVS.
3. Денарий, серебро
Рим, 91 г. до н.э.
АВЕРС: Маска Силена с бородой и в венке из сосновых ветвей, вправо; под ней плуг; всё внутри богато украшенного ожерелья (torques).
РЕВЕРС: Виктория управляет бигой, кони скачут вправо; в правой руке она держит кнут со свисающим ремнём, в левой — пальмовую ветвь и вожжи; под конями галльская труба (carnyx); в поле D SILANVS L F; граница из точек.
4. Денарий, серебро
Восток (монетный двор, перемещавшийся с Гн. Домицием Агенобарбом), 41 г. до н.э.
АВЕРС: Бородатая голова Домиция Агенобарба (Babelon: Гн. Домиций Агенобарб; BMCRR, CRR: Л. Домиций Агенобарб; RRC, RCTV: мужская голова) вправо. Спереди AHENOBAR. (Ahenobarbus). Кайма из точек.
РЕВЕРС: CN. DOMITIVS IMP. (Cnaeus Domitius imperator) — корабельный нос вправо, на нем стоит военный трофей. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Нерон
Рим, 64—65 гг.
АВЕРС: NERO CAESAR — бородатая голова Нерона, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AVGVSTVS GERMANICVS — Нерон, в лучевой короне, в тоге, стоит анфас, слегка согнув в колене левую ногу, держит ветвь в правой руке и Викторию на земном шаре — в левой.
6. Тетрадрахма, серебро
Антиох I Сотер
Магнезия, 263—261 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? — Геракл с бородой сидит влево на львиной шкуре, накинутой на камень, правой рукой оперевшись на дубину, а левой — на камень.
В обрезе: монограмма ?? и ещё одна монограмма.
7. Тетрадрахма, серебро
Антиох II Теос
Кима, 261—246 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ???????? ???????? — Геракл с бородой сидит влево на камне, правой рукой оперевшись на дубину, левой — на камень; слева — чаша с одной ручкой, под ней — монограмма ?? над монограммой ???.
В обрезе: монограмма ??.
8. Денарий, серебро
Рим, 56 г. до н.э.
АВЕРС: C. MEMMI. C. F. QVIRINVS (Caius Memmius Caii filius. — Quirinus.) — голова Квирина (Ромула), в лавровом венке, вправо, волосы длинные, борода из симметричных завитков.
РЕВЕРС: MEMMIVS AED. CERIALIA PREIMVS FECIT (Memmius aedilis Cerialia preimus fecit) — Церера сидит вправо, держит зерновые колосья в правой руке и факел в левой; у ее ног змея.
9. Медальон с бортиком (конторниат), медь
380—400 гг.
АВЕРС: ?????C — драпированный бюст бородатого Гомера, греческого эпического поэта, вправо; справа в поле монограмма PLE.
РЕВЕРС: Елена стоит вправо, пожимает руку Парису (Александру), который стоит анфас, голова влево, на нем фригийский колпак; Елена также касается его щеки своей левой рукой.
10. Денарий, серебро
Малая Азия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Юпитера, с длинной бородой, вправо.
РЕВЕРС: L. LENTVLVS MAR. COS. (MAR — монограммой) (Lucius Lentulus, Marcellus, consules) — культовая статуя Артемиды Эфесской анфас; ее руки протянуты и с каждой свисает лента.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА