Словарь античности

МЕДАЛЬОН (франц.), в Древ­нем Риме пре­под­но­си­мое импе­ра­то­ром по тор­же­ст­вен­ным пово­дам чекан­ное изде­лие, по фор­ме напо­ми­нав­шее моне­ту, но отли­чав­ше­е­ся от нее оби­ли­ем укра­ше­ний (исполь­зо­ва­лись раз­лич­ные метал­лы, обрам­ле­ние, золо­тое покры­тие), харак­те­ром изо­бра­же­ния и раз­ме­ра­ми. Меда­льо­ны чека­ни­лись в рим­ских монет­ных дво­рах из золота, сереб­ра и брон­зы. Изготов­лен­ные из бла­го­род­ных метал­лов меда­льо­ны пре­вы­ша­ли сто­и­мость ана­ло­гич­ных монет, но име­ли хож­де­ние наравне с ними.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНКАУСТИКА • ЭМБЛЕМА • ДОРИФОРЕМА • ДРАМА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пляшущая менада. Декоративный подвесной медальон (oscillum).
Мрамор.
Конец I в. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа из Карточето-ди-Пергола.
Позолоченная бронза.
50—30 гг. до н. э.
Анкона, Национальный археологический музей Марке.
3. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Мужская фигура.
Фреска из Геркуланума.
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. ГЛИПТИКА. Греция.
Сатир.
Гранат в золотом медальоне, украшенном эмалью и гранатами. Восточное Средиземноморье. Конец IV в. до н. э.
Диаметр 2,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. МОЗАИКА. Греция.
Тесей и Минотавр.
Вилла Тесея.
Конец III — начало IV вв. н. э., реставрация конца IV в. н. э.
Кипр.
Пафос, Археологический парк.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Рельеф с imago clipeata на саркофаге.
Белый мрамор. 2-я пол. III в.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
7. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия.
Серебро, позолота. II в. н. э.
Предположительно, изготовлен в Иберии.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
8. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Фиал с изображением богини (Фортуны или Амалтеи) с рогом изобилия.
Серебро, позолота. II в. н. э.
Предположительно, изготовлен в Иберии.
Тбилиси, Национальный музей Грузии.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Нерон и Агриппина Младшая. Рельеф из Себастейона в Афродисиаде.
Мрамор.
54—58 гг.
Афродисиада, Археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг-стригилато с музами трагедии и комедии и портретом умершей в клипеусе.
Мрамор.
III в. н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
2. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 16—23 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VIII — голова Тиберия в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: CLEMENTIAE — в центре круглого медальона («щита») небольшой бюст Тиберия (варианты: RIC — Тиберий (?); BMC — Тиберий; Cohen — Клементия [Милосердие]), в драпировке, анфас; бюст находится внутри лаврового венка, окруженного большим кругом из лепестков, похожих на лепестки подсолнуха, вокруг которого, на внешней стороне щита, — рисунок из цветочного орнамента, точек и штрихов.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Дупондий, медь
Тиберий
Рим, 16—23 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVST. IMP. VIII — голова Тиберия в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: MODERATIONI — в центре круглого медальона («щита») небольшой бюст Тиберия (варианты: RIC — Тиберий(?); BMC — Тиберий; Cohen — Модерация [Умеренность]), в драпировке, анфас; бюст находится внутри простого круга, окруженного лепестками, которые, в свою очередь, окружены с внешней стороны кругом из лепестков, похожих на лепестки подсолнуха, вокруг которого, на внешней стороне щита, — рисунок в виде трилистника и точек.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Медальон, медь
Антонин Пий
141—161 гг.
АВЕРС: DIVA AVG. FAVSTINA — драпированный бюст Фаустины Старшей вправо; волосы тщательно завиты и заплетены в косички, которые уложены поперек головы и свернуты кольцом на макушке.
РЕВЕРС: Теллус (Земля) полулежит влево, протянув правую руку, чтобы получить семена, разбрасываемые Триптолемом, парящим на ней в колеснице, запряженной змеями; слева — Фаустина в образе Цереры стоит вправо, держит факел и протягивает правую руку к Триптолему.
5. Медальон, медь
Луций Вер
165—166 гг.
АВЕРС: L. VERVS AVG. ARM. PARTH. MAX. — драпированный бюст Луция Вера, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: TR. P. VI IMP. III COS. II — Вер стоит на платформе влево, вместе с ним там находятся преторианский префект и один солдат, он представляет юного Коммода четырем солдатам, которые держат вексиллум, инсигний и щиты.
6. Медальон, медь
Коммод
Рим, 189 г.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS PIVS FELIX AVG. BRIT. — поясной бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо; вид спереди; на груди, на доспехах эгида в форме двух крылатых козьих шкур на голове Медузы, правая лямка панциря украшена фигурой божества в шлеме, которое стоит вправо и держит вертикально скипетр, застежка и длинная складка плаща на левом плече.
РЕВЕРС: Пакс (Мир) сидит влево на троне с высокой спинкой, облокотившись на трон левой рукой, в которой держит наклоненный скипетр; в правой руке держит ветвь.
PACI AETER. P. M. TR. P. XIIII IMP. VIII
В обрезе: COS. V P. P.
7. Медальон, медь
Коммод
Рим, 191 г.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS PIVS FELIX AVG. BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Коммод, в образе Геркулеса, стоит влево, держит рог изобилия в левой руке и совершает жертвенное возлияние из патеры в правой руке на горящий алтарь, к которому прислонена его дубина; слева — дерево, на котором висит шкура льва и лук.
HERC. COMMODIANO P. M. TR. P. XVI IMP. VIII
В обрезе: COS. VI P. P.
8. Медальон с бортиком, орихалк
Траян
?, 98—117 гг.
АВЕРС: Без легенды. Драпированный бюст влево, пересекающиеся линии делят волосы на многочисленные ромбики, как будто заплетенные или под сеткой, в правом поле монограмма PE, подобная монограмма, зеркально, в левом поле.
РЕВЕРС: Без легенды. Возничий в квадриге, скачущей вправо, наклонился влево и протягивает правую руку; лошади со связанными хвостами; на их головах пальмовые ветви.
9. Медальон, медь
Адриан
132—134 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVG. COS. III P. P. — голова Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: BONO EVENTVI — Bonus Eventus (Счастливый Исход) стоит во фронт, голова влево, держит зерновые колосья и маковые головки и совершает жертвоприношение из патеры над украшенным гирляндой алтаре.
10. Медальон с бортиком (конторниат), орихалк
380—400 гг.
АВЕРС: APOLLO PITIVS — гравированная надпись над драпированным бюстом Траяна в доспехах и в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: ARBILAS — гравированная надпись над возничим, держащим кнут в скачущей квадриге вправо.
В обрезе: AREMATVS
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА