Словарь античности

МЕДУЗА (лат. Me­du­sa, греч. пове­ли­тель­ни­ца), стар­шая из трех сестер Гор­гон. Когда она забе­ре­ме­не­ла от Посей­до­на, Пер­сей отру­бил ей голо­ву, глядя в мед­ный щит, чтобы избе­жать ее взгляда, пре­вра­щав­ше­го все живое в камень. Из ее обез­глав­лен­но­го туло­ви­ща появи­лись на свет Хри­са­ор и Пегас. Голо­ву Меду­зы Пер­сей отдал Афине, кото­рая носи­ла ее на сво­ей эгиде (gor­go­neion). В ран­ний пери­од антич­но­сти голо­ва Меду­зы изо­бра­жа­лась в виде голо­вы чудо­ви­ща (запад­ный фрон­тон хра­ма Арте­ми­ды в Кер­ки­ре). Позд­нее в изо­бра­же­ни­ях голо­вы Меду­зы ста­ли пре­об­ла­дать чело­ве­че­ские чер­ты (Меду­за Рон­да­ни­ни, види­мо, копия скульп­ту­ры Фидия): в живо­пи­си после­ан­тич­но­го пери­о­да изо­бра­жа­лась в основ­ном лишь голо­ва Меду­зы (кар­ти­ны Лео­нар­до да Вин­чи, Кара­ва­д­жо, Рубен­са); ана­ло­гич­ная ситу­а­ция была харак­тер­на и для скульп­ту­ры (А. Шлю­тер).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭНИО, ЕНИО • ЭМПУСА, ЕМПУЗА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Приам просит Ахилла о выкупе тела Гектора.
Краснофигурный скифос. Сторона A. Аттика.
Мастер Бригос.
Глина. 490—480 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Медузы, т. н. «Медуза Ронданини».
Мрамор. Римская копия по греческому оригиналу Фидия ок. 440 г. до н. э., находившемуся на щите Афины Парфенос.
Мюнхен, Глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эриния Лудовизи.
Лунский мрамор.
Римская копия II в. н. э. эллинистического образца, возможно, раненой амазонки.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Марс.
Мраморный рельеф. Голова — II в. н. э. Бюст — XVI в.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя (Камея Гонзага).
Сардоникс.
III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением триремы.
Мелкозернистый белый мрамор с серыми прожилками.
Последняя треть I в. до н. э.
Байи, Археологический музей Флегрейских полей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Торс, облаченный в доспехи.
Мрамор. I в. н. э.
Бергамо, Городской археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Персей с головой Медузы.
Мрамор.
Римская оригинальная работа времен Флавиев-Траяна.
Остия, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина (т. н. «Афина Фарнезе»).
Мрамор. Римская копия греческого образца ок. 430 г. до н. э. (круг Фидия).
Неаполь, Национальный археологический музей.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Афина Парфенос.
Инталия. Красная яшма.
I в. до н. э.
Работа резчика Аспасия.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE 20, бронза
Селевк I Никатор
Антиохия, 285 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы, в диадеме с крыльями, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Бык вправо.
В обрезе: Ξ
2. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
3. Медальон, медь
Коммод
Рим, 189 г.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS PIVS FELIX AVG. BRIT. — поясной бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо; вид спереди; на груди, на доспехах эгида в форме двух крылатых козьих шкур на голове Медузы, правая лямка панциря украшена фигурой божества в шлеме, которое стоит вправо и держит вертикально скипетр, застежка и длинная складка плаща на левом плече.
РЕВЕРС: Пакс (Мир) сидит влево на троне с высокой спинкой, облокотившись на трон левой рукой, в которой держит наклоненный скипетр; в правой руке держит ветвь.
PACI AETER. P. M. TR. P. XIIII IMP. VIII
В обрезе: COS. V P. P.
4. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
5. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА