Словарь античности

МЕДУЗА (лат. Me­du­sa, греч. пове­ли­тель­ни­ца), стар­шая из трех сестер Гор­гон. Когда она забе­ре­ме­не­ла от Посей­до­на, Пер­сей отру­бил ей голо­ву, глядя в мед­ный щит, чтобы избе­жать ее взгляда, пре­вра­щав­ше­го все живое в камень. Из ее обез­глав­лен­но­го туло­ви­ща появи­лись на свет Хри­са­ор и Пегас. Голо­ву Меду­зы Пер­сей отдал Афине, кото­рая носи­ла ее на сво­ей эгиде (gor­go­neion). В ран­ний пери­од антич­но­сти голо­ва Меду­зы изо­бра­жа­лась в виде голо­вы чудо­ви­ща (запад­ный фрон­тон хра­ма Арте­ми­ды в Кер­ки­ре). Позд­нее в изо­бра­же­ни­ях голо­вы Меду­зы ста­ли пре­об­ла­дать чело­ве­че­ские чер­ты (Меду­за Рон­да­ни­ни, види­мо, копия скульп­ту­ры Фидия): в живо­пи­си после­ан­тич­но­го пери­о­да изо­бра­жа­лась в основ­ном лишь голо­ва Меду­зы (кар­ти­ны Лео­нар­до да Вин­чи, Кара­ва­д­жо, Рубен­са); ана­ло­гич­ная ситу­а­ция была харак­тер­на и для скульп­ту­ры (А. Шлю­тер).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭНИО, ЕНИО • ЭНКЕЛАД, ЕНКЕЛАД • ЭМПУСА, ЕМПУЗА • ЭНАРЕТА, ЕНАРЕТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Септимия Севера.
Золото. Кон. I — нач. II в. н. э.
Комотини, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Антефикс в виде головы Медузы Горгоны из Капуи.
VI в. до н. э.
Кампания.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Приам просит Ахилла о выкупе тела Гектора.
Краснофигурный скифос. Сторона A. Аттика.
Мастер Бригос.
Глина. 490—480 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
4. МОЗАИКА. Греция.
Напольная мозаика с головой Медузы.
Из комнаты в большом доме в Патрах.
II в. н. э.
Патры, Новый археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афина Парфенос.
Римская копия работы Фидия.
Патры, Новый археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст императора Нерона.
Мрамор.
Флоренция, Галерея Уффици.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Антефикс в виде головы горгоны Медузы.
Терракота. Конец VI в. до н. э.
Высота — 0,49 м.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с изображением орла в дубовом венке.
Мрамор. Эпоха Траяна.
Рим, Церковь Двенадцати Апостолов.
9. ГЛИПТИКА. Рим.
Медуза.
Сардоникс. Римская работа. II—III вв.
2,0 × 2,4 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Южная Италия.
Дионисийский саркофаг с кентаврами-клипеофорами (левая боковая панель).
Лунский мрамор. 220—270 гг. н. э.
Салерно, Кафедральный собор.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
2. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
4. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
5. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIV. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
6. AE 20, бронза
Селевк I Никатор
Антиохия, 285 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы, в диадеме с крыльями, вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΣΕΛΕΥΚΟΥ — Бык вправо.
В обрезе: Ξ
7. Медальон, медь
Коммод
Рим, 189 г.
АВЕРС: M. COMMODVS ANTONINVS PIVS FELIX AVG. BRIT. — поясной бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо; вид спереди; на груди, на доспехах эгида в форме двух крылатых козьих шкур на голове Медузы, правая лямка панциря украшена фигурой божества в шлеме, которое стоит вправо и держит вертикально скипетр, застежка и длинная складка плаща на левом плече.
РЕВЕРС: Пакс (Мир) сидит влево на троне с высокой спинкой, облокотившись на трон левой рукой, в которой держит наклоненный скипетр; в правой руке держит ветвь.
PACI AETER. P. M. TR. P. XIIII IMP. VIII
В обрезе: COS. V P. P.
8. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
9. Денарий, серебро
Сицилия, 49 г. до н.э.
АВЕРС: Фигура из трех ног, triscelis, с крылатой головой Медузы анфас в центре; между всеми ногами — зерновой колос. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный Юпитер стоит анфас, голова повернута вправо, он держит пучок молний в правой руке и орла на левой; в поле надпись: LENT. MAR. COS. (NT, MAR — монограммой) (Lentulus, Marcellus, consules). Справа — кривой нож, harpa. Кайма из точек.
10. Медальон AE 46, медь
Каракалла
Пергам, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤΚΡΑΤ. Κ. ΜΑΡΚΟC ΑΥΡ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟC — бюст Каракаллы, в лавровом венке, вправо; на нем доспехи, украшенные горгонейоном.
РЕВЕРС: ΕΠΙ CΤΡ. Μ. ΚΑΙΡΕΛ. ΑΤΤΑΛΟΥ ΠΕΡΓΑΜΗΝΩΝ ΠΡΩΤΩΝ Γ. ΝΕΩΚΟΡΩΝ — Каракалла, в тоге, держащий в правой руке патеру, в левой свиток, стоит вправо перед храмом (изображенным в перспективе), внутри которого находится Асклепий; между храмом и Каракаллой юноша, обращенный влево, наносит удар горбатому быку, обращенному влево, привязанному за кольцо в носу.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА