Мифы народов мира

АРЕ́С, АРЕ́Й (Ἄρης), в гре­че­ской мифо­ло­гии бог вой­ны, ковар­ной, веро­лом­ной, вой­ны ради вой­ны, в отли­чие от Афи­ны Пал­ла­ды — боги­ни вой­ны чест­ной и спра­вед­ли­вой. Пер­во­на­чаль­но Аре­са про­сто отож­дествлял­ся с вой­ной и смер­то­нос­ным ору­жи­ем (следы это­го отож­дест­вле­ния у Гоме­ра, Hom. Il. XIII 444, у Эсхи­ла, Agam. 78). Древ­ней­ший миф об Аре­се свиде­тель­ст­ву­ет о его негре­че­ском, фра­кий­ском про­ис­хож­де­нии (Hom. Od. VIII 361; Ovid. Fast. V 257). Софокл (O. R. 190—215) назы­ва­ет Аре­са «пре­зрен­ным» богом и при­зы­ва­ет Зев­са, Апол­ло­на, Арте­ми­ду и Вак­ха пора­зить его мол­ни­я­ми, стре­ла­ми и огнём. Древ­ние хто­ни­че­ские чер­ты Аре­са отра­зи­лись в мифе о порож­де­нии им вме­сте с одной из эри­ний фиван­ско­го дра­ко­на (Schol. Soph. Ant. 128), уби­то­го Кад­мом. Даже в детях Аре­са — геро­ях про­яв­ля­ют­ся чер­ты необуздан­но­сти, дико­сти и жесто­ко­сти (Меле­агр, Аска­лаф и Иал­мен, Фле­гий, Эно­май, фра­ки­ец Дио­мед, ама­зон­ки). Спут­ни­ца­ми Аре­са были боги­ня раздо­ра Эрида и кро­во­жад­ная Энио. Его кони (дети Борея и одной из эри­ний) носи­ли име­на: Блеск, Пла­мя, Шум, Ужас; его атри­бу­ты — копьё, горя­щий факел, соба­ки, кор­шун. Само его рож­де­ние мыс­ли­лось вна­ча­ле чисто хто­ни­че­ски: Гера поро­ди­ла Аре­са без уча­стия Зев­са от при­кос­но­ве­ния к вол­шеб­но­му цвет­ку (Ovid. Fast. V 229—260). В олим­пий­ской мифо­ло­гии Арес с боль­шим трудом ужи­ва­ет­ся с её пла­сти­че­ски­ми и худо­же­ст­вен­ны­ми обра­за­ми и зако­на­ми, хотя теперь он счи­та­ет­ся сыном само­го Зев­са (Hom. Il. V 896) и посе­ля­ет­ся на Олим­пе. У Гоме­ра Арес — буй­ное боже­ство, обла­даю­щее в то же вре­мя несвой­ст­вен­ны­ми ему ранее чер­та­ми рома­ни­че­ской влюб­лён­но­сти. Он вопит, как девять или десять тысяч вои­нов (V 859—861); ранен­ный Афи­ной, он про­сти­ра­ет­ся по зем­ле на семь деся­тин (XXI 403—407). Его эпи­те­ты: «силь­ный», «огром­ный», «быст­рый», «бес­ну­ю­щий­ся», «вредо­нос­ный», «веро­лом­ный», «губи­тель людей», «раз­ру­ши­тель горо­дов», «запят­нан­ный кро­вью». Зевс назы­ва­ет его самым нена­вист­ным из богов, и не будь Арес его сыном, он отпра­вил бы его в тар­тар, даже глуб­же всех потом­ков Ура­на (V 889—898). Но вме­сте с тем Арес уже настоль­ко слаб, что его ранит не толь­ко Афи­на, но и смерт­ный герой Дио­мед. Он влюб­ля­ет­ся в самую кра­си­вую и неж­ную боги­ню Афро­ди­ту (Hom. Od. VIII 264—366). О люб­ви Аре­са и нару­ше­нии Афро­ди­той супру­же­ской вер­но­сти упо­ми­на­ет­ся в антич­ной лите­ра­ту­ре часто и даже назы­ва­ют­ся дети от этой свя­зи: Эрос и Анте­рос (Schol. Apoll. Rhod. III 26), Дей­мос («ужас»), Фобос («страх») и Гар­мо­ния (Hes. Theog. 934 след.). Орфи­че­ский гимн (88-й) вос­пе­ва­ет Аре­са как олим­пий­ское высо­кое боже­ство (хотя 65-й гимн ещё рису­ет его в све­те пол­но­го амо­ра­лиз­ма). Буй­ный и амо­раль­ный Арес с боль­шим трудом асси­ми­ли­ро­вал­ся с олим­пий­ски­ми бога­ми и в его обра­зе сохра­ни­лись мно­го­чис­лен­ные напла­сто­ва­ния раз­ных эпох. В Риме Арес отож­дествля­ет­ся с ита­лий­ским богом Мар­сом, и в искус­стве и лите­ра­ту­ре позд­не­го вре­ме­ни он изве­стен пре­иму­ще­ст­вен­но под име­нем Марс.


Лит.: Лосев А. Ф., Олим­пий­ская мифо­ло­гия в ее соци­аль­но-исто­ри­че­ском раз­ви­тии, «Уче­ные запис­ки Мос­ков­ско­го государ­ст­вен­но­го педа­го­ги­че­ско­го инсти­ту­та им. В. И. Лени­на», 1953, т. 72, в. 3; Schwenn F., Der Krieg in der grie­chi­schen Re­li­gion, «Ar­chiv für Re­li­gionswis­sen­schaft», 1920—1922, № 20—21; его же, Ares, там же, 1923—1924, № 22.

А. Ф. Лосев

Самые зна­чи­тель­ные из дошед­ших до нас антич­ных ста­туй: «Арес Бор­ге­зе» и «Арес Лудо­ви­зи» (рим­ские копии). Арес изо­бра­жал­ся в сце­нах гиган­то­ма­хии (релье­фы восточ­но­го фри­за Пар­фе­но­на и сокро­вищ­ни­цы сиф­ний­цев в Дель­фах, про­из­веде­ния вазо­пи­си). Сюжет «Арес и Афро­ди­та» нашёл вопло­ще­ние в несколь­ких пом­пей­ских фрес­ках. В сред­не­ве­ко­вых книж­ных иллю­ст­ра­ци­ях Арес изо­бра­жа­ет­ся как бог вой­ны и как сим­вол пла­не­ты Марс. В искус­стве Воз­рож­де­ния и осо­бен­но барок­ко — глав­ным обра­зом бла­го­да­ря вли­я­нию Овидия — в живо­пи­си полу­чи­ли рас­про­стра­не­ние сюже­ты, свя­зан­ные с любо­вью Аре­са и Афро­ди­ты (кар­ти­ны С. Бот­ти­чел­ли, Пье­ро ди Кози­мо, Джу­лио Рома­но, Я. Тин­то­рет­то, П. Веро­не­зе, Б. Спран­ге­ра, М. Кара­ва­д­жо, П. П. Рубен­са, Н. Пус­се­на, Ш. Леб­ре­на); ино­гда Арес изо­бра­жал­ся в око­вах, наде­тых на него Афро­ди­той (фрес­ка Ф. Кос­сы) или Эро­сом, что сим­во­ли­зи­ро­ва­ло победу люб­ви над воин­ст­вен­но­стью и дико­стью. Дру­гой сюжет — «Арес и Афро­ди­та, застиг­ну­тые Гефе­стом» (про­из­веде­ния Я. Тин­то­рет­то, Х. Гол­ци­у­са, Рем­бранд­та, Л. Джор­да­но, Ф. Буше и др.) не утра­тил популяр­но­сти и в новое вре­мя (Л. Коринт «Марс в сетях Вул­ка­на»). Созда­ва­лись про­из­веде­ния, сим­во­ли­ка кото­рых опи­ра­лась на антич­ную мифо­ло­ги­че­скую тра­ди­цию: в них Афи­на про­ти­во­сто­я­ла Аре­су («Минер­ва и Марс» Я. Тин­то­рет­то, П. Веро­не­зе и др.), а ино­гда всту­па­ла с ним в еди­но­бор­ство («Поеди­нок Минер­вы и Мар­са» Ж. Л. Давида). Пер­вые ста­туи Аре­са созда­ны во 2-й поло­вине 16 в. (Джам­бо­ло­нья, Я. Сан­со­ви­но). В каче­стве памят­ни­ка А. В. Суво­ро­ву ста­туя бога вой­ны работы М. И. Коз­лов­ско­го была воз­двиг­ну­та в 1801 в Петер­бур­ге на Мар­со­вом поле.

В музы­каль­но-дра­ма­ти­че­ском искус­стве 17—18 вв. мифы об Аре­се послу­жи­ли сюже­том для либ­рет­то ряда опер («Обма­ну­тый Марс» М. А. Циа­ни; «Любовь Мар­са и Вене­ры» Г. Фин­ге­ра; того же назва­ния опе­ра А. Кам­п­ра; «Уми­ротво­рён­ный Марс» А. Ариости).

См. также:
АРЕС (Словарь античности)
АРЕС, АРЕЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. I, с. 101—102.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭХЕМ • ДЕДАЛИОН • ДЕИОН, ДЕЙОН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Арес Боргезе».
Мрамор.
I—II вв. н. э. (?)
Париж, Лувр.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Геркулес и Минерва, изгоняющие Марса.
По рисунку П. П. Рубенса.
Виктор Вольфут Младший (1612—1652).
Холст, масло. 67 × 89 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Адриана в образе Арея.
Мрамор. Время Адриана.
Рим, Капитолийские музеи.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Арес (т. н. «Арес Лудовизи»).
Римская копия II в. н. э. греческого образца II в. до н. э., предположительно, работы Скопаса Младшего. Реставрирован Джанлоренцо Бернини в 1622 г.
Пентелийский мрамор, реставрация каррарским мрамором.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь из Остии с изображением Марса, Реи Сильвии и близнецов Ромула и Рема.
Мрамор. 124 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Марса из Тоди. Деталь.
Бронза. IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Ареса.
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Свадьба Марса-Александра и Афродиты-Роксаны.
Фреска раннего IV стиля из Помпей (Дом Золотого Браслета, VI 17, 42).
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Луперкала.
Мрамор.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель Луперкала с фрагментом головы и доспехов Марса.
Мрамор. 13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
2. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА