Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

АРЕ́С, АРЕ́Й

Ἄρης, Mars, сын Зев­са и Геры (He­siod. theog. 922), у Гоме­ра — ярост­ный бог вой­ны, для кото­ро­го нет ниче­го при­ят­нее сра­же­ния, губи­тель­ной враж­ды и смер­то­убий­ства; он уна­сле­до­вал свар­ли­вый и неуступ­чи­вый харак­тер сво­ей мате­ри. Il. 5, 889. Нена­сыт­ный в бою и не раз­ли­чаю­щий пра­вых от вино­ва­тых, бро­са­ет­ся он от одной вою­ю­щей сто­ро­ны к дру­гой (ἀλ­λοπ­ρό­σαλ­λος) в сопут­ст­вии сво­ей сест­ры Эриды и сыно­вей Дей­ма и Фоба (страх и смя­те­ние). Он — нена­вист­ней­ший из богов даже для отца сво­его Зев­са, и Афи­на, боги­ня пра­виль­но­го боя — непри­ми­ри­мая про­тив­ни­ца Арея, посто­ян­но одер­жи­ваю­щая над ним верх. Il. 5, 840 слл. 20, 69. 21, 391 слл. Гоме­ров­ским пред­став­ле­ни­ям об этом боге сле­ду­ют, вооб­ще гово­ря, и гре­ки после­дую­щих вре­мен. Он по-преж­не­му пони­ма­ет­ся как бог-губи­тель, для кото­ро­го обык­но­вен­но все рав­но, за кого ни сра­жать­ся. Напро­тив, в позд­ней­шем гоме­ров­ском гимне Арею, отож­дествля­ю­щем это­го бога с пла­не­той того же име­ни, Арей назы­ва­ет­ся защи­той Олим­па, отцом доб­ле­стью добы­той победы, пособ­ни­ком Феми­ды; здесь он, сле­до­ва­тель­но, явля­ет­ся бор­цом за выс­шие инте­ре­сы. В древ­ней­шее, гоме­ров­ское вре­мя Арей был, может быть, хто­ни­че­ским, сти­хий­ным боже­ст­вом, спо­соб­ным при­чи­нять и бла­го, и гибель, и толь­ко впо­след­ст­вии в пред­став­ле­ни­ях об этом боже­стве полу­чи­ла пре­об­ла­да­ние губи­тель­ная сто­ро­на его харак­те­ра. Об этом хто­ни­че­ском Арее, насы­лаю­щем на греш­ных людей вой­ну и мор, гово­ри­лось, кажет­ся, осо­бен­но мно­го в древ­них фиван­ских пре­да­ни­ях, и, может быть, имен­но древ­ние, дого­ме­ров­ские твор­цы Фива­ид, вос­пе­вав­шие бед­ст­вен­ные вой­ны, нис­по­слан­ные на Фивы Аре­ем, впер­вые выра­бота­ли одно­сто­рон­нее пред­став­ле­ние об этом боже­стве как об истре­би­тель­ном боге вой­ны. Сага о заклю­че­нии Арея в око­вы Ало­ада­ми (см. Ἀλωάδαι) отно­сит­ся, надо пола­гать, к древ­ней­ше­му, сти­хий­но­му Арею.

Арей, могу­чий бог вой­ны, был и воз­люб­лен­ным Афро­ди­ты, с ней при­жил он Гар­мо­нию (Согла­сие), Эрота и Анте­рота, Дей­ма и Фоба.

Культ Арея был вооб­ще мало рас­про­стра­нен в Гре­ции; ред­ки были здесь и ста­туи это­го бога, чаще они встре­ча­лись у рим­лян. Вооб­ще, его изо­бра­жа­ли в виде силь­но­го юно­ши, с широ­кой гру­дью, силь­ны­ми пле­ча­ми и мрач­ны­ми чер­та­ми лица, со шле­мом на голо­ве.

С Аре­ем отож­дест­влен был рим­ский бог вой­ны, Марс (Ma­mers, Ma­vors). Это было одно из важ­ней­ших божеств рим­ской государ­ст­вен­ной рели­гии, состав­ляв­шее, вме­сте с Юпи­те­ром и Кви­ри­ном, три­а­ду воин­ст­вен­ных богов — хра­ни­те­лей государ­ства, к кото­рым взы­ва­ли о победе в сра­же­нии. Как отец Рому­ла, Марс был отцом воин­ст­вен­но­го рим­ско­го наро­да (Mars pa­ter, Marspi­ter) и помог ему при­об­ре­сти счаст­ли­вы­ми вой­на­ми гос­под­ство над миром. Пол­ко­во­дец, отправ­ля­ясь на вой­ну, шел к хра­му Мар­са и, потря­сая там свя­щен­ный щит и копье бога, гово­рил: «Бодр­ст­вуй, Марс!»

Как бог вой­ны, Марс имел про­зва­ния Gra­di­vus (высту­паю­щий на бой) и Qui­ri­nus (копье­нос­ный). Так как конь — помощ­ник чело­ве­ка на войне, то есте­ствен­но, что Марс же был покро­ви­те­лем кон­ских состя­за­ний. Так, 27 фев­ра­ля и в пер­вые дни мар­та меся­ца совер­ша­лись в честь его Equi­ria. Как гре­че­ский Арей из боже­ства, оли­це­тво­ря­ю­ще­го собой извест­ные силы при­ро­ды, посте­пен­но пре­вра­тил­ся в бога вой­ны, так и у рим­лян пред­став­ле­ние о Мар­се как боге вой­ны воз­ник­ло из дру­го­го, более широ­ко­го. Марс с древ­ней­ших вре­мен был так­же богом, сто­яв­шим в раз­но­об­раз­ных отно­ше­ни­ях к при­ро­де, охра­няв­шим не толь­ко людей от все­го вредо­нос­но­го, но так­же и поля — от опу­сто­ше­ния, ста­да — от чумы и вол­ков. Это­го-то покро­ви­те­ля полей при­зы­ва­ли Арваль­ские бра­тья в празд­ник боги­ни Dea Dia и зем­ледель­цы во вре­мя сво­их Амбарва­лий; напро­тив, в честь воин­ст­вен­но­го покро­ви­те­ля горо­да совер­ша­лось 1 мар­та шест­вие Сали­ев в самом горо­де. Спут­ни­ка­ми Мар­са были: супру­га его Нери­е­на (сила), Молы (бое­вые труды), Пал­лор и Павор (Δεῖ­μος и Φό­βος). Мар­су посвя­ще­ны были волк и дятел.

На рисун­ке пред­став­ля­ет­ся Арей, сняв­ший с себя воору­же­ние и отды­хаю­щий в спо­кой­ной позе; у ног его рез­вит­ся Эрот (ста­туя вил­лы Лудо­ви­зи).

См. также:
АРЕС (Словарь античности)
АРЕС, АРЕЙ (Мифы народов мира)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 137—138.
См. по теме: ЭНИПЕЙ, ЕНИПЕЙ • ЭЛИМ, ЕЛИМ • ЭЛИСА • ЭННОМ, ЕННОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Форум Августа. Храм Марса Мстителя.
2 г. до н. э.
Реконструкция.
Рим, Музей императорских форумов.
2. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Форум Августа. Храм Марса Мстителя.
2 г. до н. э.
Рим, Форум Августа.
3. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Марса из Тоди. Деталь.
Бронза. IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Арес Боргезе».
Мрамор.
I—II вв. н. э. (?)
Париж, Лувр.
5. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Ареса.
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Ареса.
Мрамор. Римская работа по греческому оригиналу Алкамена ок. 420-х гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Алтарь из Остии с изображением Марса, Реи Сильвии и близнецов Ромула и Рема.
Мрамор. 124 г. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Ареса, тип «Арес Боргезе».
Лунский мрамор. Римская копия начала эпохи Антонинов по греческой статуе V в. до н. э.
Пиза, Кампосанто.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Скульптурная группа «Марс и Венера» с портретными головами Марка Аврелия и Фаустины Младшей.
Мрамор.
147—149 гг. н. э. по греческим моделям «Арес Боргезе» (V в. до н. э.) и «Афродита, Капуанский тип» (IV в. до н. э.).
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
2. Дидрахма, медь
Бреттии, 208—203 гг. до н.э.
АВЕРС: Обращенная влево голова Ареса в коринфском шлеме с гребнем, украшенном грифоном и звездами.
РЕВЕРС: ΒΡΕΤΤΙΩΝ — Афина движется вправо, держа щит обеими руками, к ее плечу прислонено копье, справа букраний.
3. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лучистом венце вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Арес, в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо, держит копье в левой руке, на которую надет щит, правая рука понята к голове.
4. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 230 г.
АВЕРС: IMP. SEV. ALEXAND. AVG. — бюст Александра Севера, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, обращенный вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. VIIII COS. III P. P. — Александр Север в образе Ромула (BMCRE: Ал. Сев. в обр. Ромула; RIC, RCTV: Ромул), в военной одежде, идет вправо, держа наперевес копье в правой руке и трофей на левом плече.
5. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом аттическом шлеме, увенчанном головой грифона (BMCRR) или орла (MRR), с тройным козырьком, по краям ровным и не заостренным, на ней серьги из одной капли, вокруг C · MALLE · C · F, сзади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR Domitia 17, Licinia 13, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов; MRR Poblicia 1: Марс) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; в поле L · LIC · CN · DOM. Кайма из точек.
6. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом аттическом шлеме, увенчанном головой грифона, с тройным заостренным козырьком, на ней серьги из одной капли, вокруг L · COSCO · M · F, сзади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; в поле L · LIC · CN · DOM (D отражена). Кайма из точек.
7. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы вправо, в крылатом шлеме с фригийским гребнем, увенчанном головой грифона (BMCRR) или орла (MRR), с тройным заостренным козырьком, на ней серьги из одной капли и ожерелье, волосы лежат тремя растрепанными прядями, впереди M · AVRELI, сзади ROMA вниз и X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; внизу SCAVRI; в поле L · LIC · CN · DOM (D отражена). Кайма из точек.
8. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом аттическом шлеме, увенчанном головой грифона, с тройным заостренным козырьком, на ней серьги из одной капли, вокруг L · POMPONI· CN F, сзади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; в поле L · LIC · CN · DOM (D отражена). Кайма из точек.
9. Сестерций, медь
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
10. Денарий серрат, серебро
Нарбон, 118 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Ромы в крылатом аттическом шлеме, увенчанном головой грифона (BMCRR) или орла (MRR), с тройным заостренным козырьком, на ней серьги из одной капли, вокруг L · PORCI LICI, сзади X. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный бородатый галльский воин (MRR, BMCRR, CRR: Битуит, царь арвернов) в биге мчится вправо, держит щит, карникс и вожжи в левой руке и мечет копье правой рукой; в поле L · LIC · CN · DOM. Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА