Мифы народов мира

ПАТРОКЛ (Πάτ­ροκλος), в гре­че­ской мифо­ло­гии сын одно­го из арго­нав­тов Мене­тия, сорат­ник Ахил­ла в Тро­ян­ской войне. По про­ис­хож­де­нию Патрокл — мест­ный фес­са­лий­ский герой, чем и объ­яс­ня­ет­ся его друж­ба с Ахил­лом (Hom. Il. XI 764—790), кото­рый был сыном царя Фтии Пелея в Фес­са­лии. Про­слав­лен­ное искус­ство Патрок­ла в управ­ле­нии колес­ни­ца­ми и его забота об упряж­ке Ахил­ла (Hom. Il. XXIII 280—284) дают осно­ва­ние видеть в нём пер­во­на­чаль­но воз­ни­цу Пелея. Ввиду того, что гене­а­ло­гия деда Патрок­ла Акто­ра была в мифо­ло­ги­че­ской тра­ди­ции не очень устой­чи­вой, свя­зы­вая Акто­ра то со Фти­ей (Фес­са­лия), то с Опун­том (Лок­рида), воз­ник­ло стрем­ле­ние увя­зать меж­ду собой эти два гео­гра­фи­че­ских пунк­та в леген­дар­ной био­гра­фии Патрок­ла. Так сло­жи­лась вер­сия, по кото­рой Мене­тий сна­ча­ла пере­се­лил­ся из Фес­са­лии в Лок­риду, но со вре­ме­нем дол­жен был спа­сать отсюда сво­его сына (во вре­мя игр Патрокл неча­ян­но убил одно­го из сво­их сверст­ни­ков и ему угро­жа­ла месть род­ных уби­то­го). Тогда отец отвёз Патрок­ла во Фтию и отдал Пелею; здесь Патрокл вырос вме­сте с Ахил­лом (XXIV 84—90). Чтобы ещё боль­ше сбли­зить двух зна­ме­ни­тых геро­ев, был исполь­зо­ван вари­ант мифа, соглас­но кото­ро­му ним­фа Эги­на, родив от Зев­са Эака — отца Пелея, ста­ла затем женой Акто­ра (Pind. Ol. IX 68—70). В этом слу­чае Эги­на, подоб­но Алк­мене, даёт нача­ло одно­му роду боже­ст­вен­но­го про­ис­хож­де­ния (к нему при­над­ле­жит Ахилл) и дру­го­му — смерт­но­го (к нему отно­сит­ся Патрокл), а оба героя ока­зы­ва­ют­ся близ­ки­ми род­ст­вен­ни­ка­ми.

Хотя источ­ни­ки назы­ва­ют Патрок­ла сре­ди жени­хов Еле­ны (Apol­lod. III 10, 8; Paus. III 24, 10), его при­сут­ст­вие под Тро­ей объ­яс­ня­ет­ся глав­ным обра­зом друж­бой с Ахил­лом. Когда Ахилл отстра­нил­ся от уча­стия в боях и поло­же­ние гре­ков ста­ло кри­ти­че­ским, Патрокл убедил Ахил­ла раз­ре­шить ему сра­жать­ся. Обла­чён­ный в доспе­хи сво­его дру­га, на его колес­ни­це, запря­жён­ной бес­смерт­ны­ми коня­ми, Патрокл обра­тил тро­ян­цев в бег­ство и сра­зил свы­ше 20 тро­ян­ских вои­нов, в том чис­ле зна­ме­ни­то­го героя Сар­пе­до­на. Увле­чён­ный боем, Патрокл забыл завет Ахил­ла, при­ка­зав­ше­го ему вер­нуть­ся, как толь­ко про­тив­ник будет оттес­нён от ахей­ско­го лаге­ря. Патрокл пре­сле­до­вал тро­ян­цев до самых стен Трои и там погиб от руки Гек­то­ра, кото­ро­му помог Апол­лон. Опи­са­нию подви­гов и гибе­ли Патрок­ла посвя­ще­на 16-я кни­га «Или­а­ды». В завя­зав­шей­ся схват­ке над уби­тым Патро­к­лом Гек­то­ру уда­лось совлечь с него доспе­хи, тело же Патрок­ла ахей­цы, воз­глав­ля­е­мые Мене­ла­ем и Аяк­са­ми, отби­ли и унес­ли в лагерь. Здесь Ахилл устро­ил Патро­клу тор­же­ст­вен­ные похо­ро­ны: над погре­баль­ным кост­ром в жерт­ву герою было при­не­се­но 12 плен­ных тро­ян­ских юно­шей. Затем нача­лись погре­баль­ные игры, в кото­рых участ­во­ва­ли все наи­бо­лее выдаю­щи­е­ся ахей­ские вожди («Или­а­да» 23). По одно­му из вари­ан­тов мифа (Paus. III 19, 13), Патро­клу было даро­ва­но бес­смер­тие и он был пере­не­сён на ост­ров Лев­ка, где после смер­ти оби­тал и Ахилл.


Лит.: Sche­li­ha R. von, Pat­rok­los, Ge­dan­ken über Ho­mers Dich­tung und Ges­tal­ten, Ba­sel, 1943.

В. Н. Ярхо

«Мифы наро­дов мира». Энцик­ло­пе­дия. (В 2-х томах). 2-е изд. Гл. ред. С. А. Тока­рев. — М.: «Совет­ская энцик­ло­пе­дия», 1987. Т. II, с. 294—295.
См. по теме: ЭТЕОКЛ, ЕТЕОКЛ • ДЕЛЬФИНИЙ • ЭЛИСА • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Ахилл оплакивает мертвого Патрокла» — сцена фронтальной панели саркофага со сценами из Илиады.
Греческий мрамор. 160 г. н. э.
Остия, Археологический музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
«Ахилл волочит за колесницей тело Гектора вокруг могилы Патрокла» — сцена фриза крышки саркофага со сценами из Илиады.
Греческий мрамор. 160 г. н. э.
Остия, Археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл перевязывает руку Патрокла.
Килик краснофигурный. Аттика.
Гончар Сосий (по сигнатуре); художник: Мастер Сосия (Бизли) / Мастер Берлина (Робертсон).
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл на колеснице тащит тело Гектора.
Деталь чернофигурного лекифа. Эретрия.
Мастер Диосфоса.
Глина.
Ок. 490 г. до н. э.
Париж, Лувр.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Аякса, Энея, Диомеда и Гиппаса за мертвое тело Патрокла.
Чаша краснофигурная. Аттика.
Художник Олтос, гончар Эвкситей.
Глина. Ок. 510 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Демоны смерти Харун, с молотом, и Ванф, с факелом, по бокам от входа в гробницу.
1-я пол. III в. до н. э.
Тарквиния, Гробница семьи Анина.
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Фронтальный рельеф этрусской урны для праха со сценой «Менелай и Мерион поднимают тело Патрокла на повозку».
Алебастр.
Вольтерра, II в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Ахилл за жертвоприношением.
IV в. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Этрурия.
Принесение в жертву троянских пленников.
II—I вв. до н. э.
Из Вульчи, из гробницы Франсуа.
Рим, Музей Торлония.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Троянская плита (Tabula Iliaca).
Кальцит. I в. до н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал голубей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА