Словарь античности

ЛОШАДЬ (греч. hip­pos, лат. equ­us). Одо­маш­ни­ва­ние лоша­ди про­изо­шло до 3-го тыс. до н. э. Она про­ис­хо­дит, види­мо, от тар­па­на. В Евро­пе лошадь появи­лась в Цен­траль­ной Македо­нии око­ло 2500 до н. э. и сна­ча­ла не полу­чи­ла широ­ко­го рас­про­стра­не­ния. Пер­вое изо­бра­же­ние лоша­ди было най­де­но в Мике­нах. Соглас­но мифу, Посей­дон при­вел ее в Атти­ку. Вна­ча­ле лошадь исполь­зо­ва­лась для колес­ниц и толь­ко впо­след­ст­вии — для вер­хо­вой езды. Лошадь все­гда была пока­за­те­лем богат­ства и силы ее вла­дель­ца. Она была люби­мым моти­вом антич­но­го искус­ства. Сла­ви­лись лоша­ди севе­ро­аф­ри­кан­ско­го и испан­ско­го про­ис­хож­де­ния. Зна­ме­ни­тые ска­ко­вые лоша­ди про­ис­хо­ди­ли из обла­сти Атлас­ских гор. У рим­лян во мно­гих горо­дах суще­ст­во­ва­ли иппо­дро­мы для кон­ных ска­чек. Широ­ко изве­стен был иппо­дром в Кон­стан­ти­но­по­ле на 80 000 мест, кото­рый был постро­ен в 303—330. В хозяй­стве лоша­ди исполь­зо­ва­лась реже.

См. также:
ЛОШАДЬ, КОНЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛЕБЕДЬ • КРОЛИК • БАКЛАН • ЖУРАВЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ (Всего найдено: 201 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ ИЛЛЮСТРАЦИИ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Рим.
Всадник и бык.
Мозаика. Сер. III в.
Инв. № 964.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор, Кабинет Кановы (Персея), 5.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Лев, атакующий лошадь.
Греческий мрамор. Эллинистический период (323—30 гг. до н. э.). Голова, ноги и хвост лошади, а также задние ноги льва добавлены в 1594 г. Руджеро Баскапе, учеником Микеланджело.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Талия.
Фреска из Стабий, вилла Сан-Марко, помещение 1.
Инв № 62523.
Кастелламмаре-ди-Стабия, Стабианский антикварий.
5. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Скачки на бигах. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
370—360 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробный рельеф из Лаконик с изображением сидящей на троне мужской фигуры, предположительно, героизированного покойного.
Поздний архаический период.
Инв. № 505.
Спарта, Археологический музей.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Триумфальное шествие Тита. Деталь: Тит и Виктория.
Рельеф на северной стене арки Тита.
81—96 гг.
Рим, Римский Форум, Арка Тита.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Надгробная стела с изображением юного всадника и героизированных покойных на траурном банкете.
Мрамор. Аттическая работа второй половины V в. до н. э.
Инв. № 194.
Венеция, Национальный археологический музей.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Тыльная панель.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Инв. № А 432.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ (Всего найдено: 98 илл., показано 10 илл. — см. ВСЕ МОНЕТЫ)
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, медь
Нерон
Лугдунум, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке, обращенная влево; в точке опоры бюста небольшой земной шар.
РЕВЕРС: Вид триумфальной арки, изображенной фронтально, с венком, свисающим поперек нее с левой стороны; сверху император анфас в квадриге, сопровождаемый Викторией справа, стоящей анфас, держащей венок и пальмовую ветвь, и Пакс (Мир) слева, стоящей анфас, держащей кадуцей и рог изобилия; в нише стоит анфас статуя Марса, держащего копье в правой руке и круглый щит в левой; по краям слева и справа, немного ниже уровня квадриги, видны небольшие стоящие анфас фигуры солдат (?). Фасад и цоколь арки украшены искусными рельефами.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Денарий, серебро
Рим, 44 г. до н.э.
АВЕРС: Четырёхколонный храм с закрытыми дверями; на фронтоне земной шар; вокруг: CLEMENTIAE CAESARIS («Милосердию Цезаря»). (AR — монограммой). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Наездник-акробат (desultor) с двумя конями, галопирующими вправо, едет на ближнем коне; на голове колпак, в правой руке кнут, в левой вожжи; позади венок и пальмовая ветвь; выше P. SEPVLLIVS, ниже MACER. Кайма из точек.
3. Сестерций, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо, волосы уложены в локоны, сзади NERVA сверху вниз. Граница из точек.
РЕВЕРС: Всадник скачет вправо, держа в правой руке пальмовую ветвь или кнут, в левой — поводья; ниже A LICINI. Граница из точек.
4. Аурей, золото
Тиберий
Лугдунум, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XVII — Тиберий, в лавровом венке, в палудаментуме, стоит в квадриге вправо, держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр с навершием в виде орла — в левой руке; у всех четырех лошадей морды вперед.
В обрезе: IMP. VII
5. Денарий, серебро
Тиберий
Лугдунум, 15—16 гг.
АВЕРС: TI. CAESAR DIVI AVG. F. AVGVSTVS — голова Тиберия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: TR. POT. XVII — Тиберий, в лавровом венке, в палудаментуме, стоит в квадриге вправо, держит лавровую ветвь в правой руке и скипетр с навершием в виде орла — в левой руке; у всех четырех лошадей морды вперед.
В обрезе: IMP. VII
6. Денарий, серебро
Авл Лициний Нерва
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова богини Верности (Fides) вправо, в лавровом венке, крестообразных серьгах и ожерелье; волосы уложены сзади в узел и спадают локонами вниз на шею; справа FIDES, слева A. LICINIVS.
РЕВЕРС: Всадник галопирует вправо, оглядывается и правой рукой тащит за волосы пленника, который держит в левой руке щит, а в правой меч; ниже NERVA; выше III VIR. Кайма из точек.
7. Тяжелый тетробол, серебро
Пердикка II
437—431 гг. до н.э.
АВЕРС: Воин на коне вправо, на голове — кавсия (македонский головной убор), в левой руке — три копья.
РЕВЕРС: Передняя часть льва вправо, сверху — буква Π; все внутри рамки.
8. Легкий тетробол, серебро
Пердикка II
446—437 гг. до н.э.
АВЕРС: Лошадь вправо.
РЕВЕРС: Шлем с гребнем внутри рамки из двух линий.
9. Аурей, золото
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — голова Адриана, в лавровом венке, с драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, в плаще, развевающемся за его спиной, на коне скачет вправо, держа копье в опущенной правой руке.
10. Дихалк, бронза
Пелинна, 310—300 гг. до н.э.
АВЕРС: Фессалийский всадник, в доспехах, в шлеме и копьем наперевес, скачет на коне галопом влево.
РЕВЕРС: ΠΕΛΙΝΝΑΕΙΩΝ — Манто, в драпировке и под покрывалом, стоит вправо, держит открытую шкатулку в левой руке и ключ в правой руке.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА