Словарь античности

ЛОШАДЬ (греч. hip­pos, лат. equ­us). Одо­маш­ни­ва­ние лоша­ди про­изо­шло до 3-го тыс. до н. э. Она про­ис­хо­дит, види­мо, от тар­па­на. В Евро­пе лошадь появи­лась в Цен­траль­ной Македо­нии око­ло 2500 до н. э. и сна­ча­ла не полу­чи­ла широ­ко­го рас­про­стра­не­ния. Пер­вое изо­бра­же­ние лоша­ди было най­де­но в Мике­нах. Соглас­но мифу, Посей­дон при­вел ее в Атти­ку. Вна­ча­ле лошадь исполь­зо­ва­лась для колес­ниц и толь­ко впо­след­ст­вии — для вер­хо­вой езды. Лошадь все­гда была пока­за­те­лем богат­ства и силы ее вла­дель­ца. Она была люби­мым моти­вом антич­но­го искус­ства. Сла­ви­лись лоша­ди севе­ро­аф­ри­кан­ско­го и испан­ско­го про­ис­хож­де­ния. Зна­ме­ни­тые ска­ко­вые лоша­ди про­ис­хо­ди­ли из обла­сти Атлас­ских гор. У рим­лян во мно­гих горо­дах суще­ст­во­ва­ли иппо­дро­мы для кон­ных ска­чек. Широ­ко изве­стен был иппо­дром в Кон­стан­ти­но­по­ле на 80000 мест, кото­рый был постро­ен в 303—330. В хозяй­стве лоша­ди исполь­зо­ва­лась реже.

См. также:
ЛОШАДЬ, КОНЬ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЛЕБЕДЬ • КРОЛИК • БАКЛАН • ЖУРАВЕЛЬ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Конная статуя Марка Аврелия.
Бронза.
160—170-е гг.
Рим, Капитолийские музеи, Дворец консерваторов, Экседра Марка Аврелия.
2. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Крылатые кони из храма Алтаря царицы в Тарквиниях.
Нач. IV в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа.
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
4. ТОРЕВТИКА.
Щит Ахилла.
Серебро.
Работа Рандла и Бриджа по эскизу Стофарда для Георга IV (1820—1830).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Миф о Фаэтоне.
Стенка саркофага.
Мрамор. III в.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
6. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Крылатые кони. Декор храма Ара делла Регина.
IV в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
7. ГЛИПТИКА. Греция.
Зевс на квадриге поражает гигантов молнией.
Камея. Никелин. III—II вв. до н. э.
Подпись: ΑΘΗΝΙΩΝ (Афинион).
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Возвращение воина. Фреска из луканской гробницы.
375—370 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
9. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Лошади Нептуна.
Вальтер Крэйн (1845—1915).
1892 г.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Великая Греция.
Скачки на бигах. Фреска на внутренней стороне стенки саркофага из луканской гробницы.
370—360 гг. до н. э.
Пестум, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Гекта (шестая часть статера), электр
Неизвестный монетный двор, 550—525 гг. до н.э.
АВЕРС: Взнузданная голова лошади.
РЕВЕРС: Грубо выбитый квадрат.
2. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек.
3. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
4. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. P. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Аурей, золото
Адриан
Рим, 134—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — драпированный бюст Адриана, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
6. Аурей, золото
Адриан
Рим, 125—128 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS — бюст Адриана, в лавровом венке, с небольшой драпировкой на левом плече, вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Адриан, в военной одежде, верхом на коне вправо, подняв правую руку в приветствии.
7. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
8. AE, медь
Каракалла
Сердика, 211—217 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Каракалла, в лавровом венке, на коне верхом вправо, в левой руке скипетр, правая поднята в приветствии.
9. Денарий, серебро
Луций Плавций Планк
Рим, 47 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас без змей; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек.
10. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: DECVRSIO — Нерон, с обнаженной головой, в военной одежде, верхом на лошади, держит копье в правой руке; позади него скачет солдат с вексиллумом на правом плече.
В поле, слева и справа: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА