Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

КОЛЬЦО, ПЕРСТЕНЬ

Annŭlus или Anŭlus. В древ­ней­шие вре­ме­на рим­ляне носи­ли про­стые желез­ные коль­ца с печа­тя­ми, позд­нее они ста­ли укра­шать паль­цы золоты­ми коль­ца­ми, кото­рые были укра­шае­мы гем­ма­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми; для сохра­не­ния таких колец име­лись осо­бые ящич­ки, или дак­ти­лио­те­ки. Вооб­ще, коль­ца, позд­нее слу­жив­шие укра­ше­ни­ем, пер­во­на­чаль­но име­ли назна­че­ние печа­тей, а так­же слу­жи­ли внеш­ним отли­чи­ем неко­то­рых сосло­вий. Золотые коль­ца, явив­ши­е­ся на место преж­них желез­ных, были спер­ва отли­чи­ем для всех сена­то­ров и долж­ност­ных лиц, а потом и всад­ни­ки полу­чи­ли ius an­nu­li aurei. Пле­беи носи­ли желез­ные коль­ца; пра­во носить золо­тое коль­цо дава­лось толь­ко за осо­бые заслу­ги; с этим пра­вом дава­лось и зва­ние всад­ни­ка, в том, конеч­но, слу­чае, если награж­дае­мое лицо име­ло ценз, опре­де­лен­ный для всад­ни­ков. Импе­ра­то­ры были очень щед­ры в даро­ва­нии пра­ва носить золо­тое коль­цо; этот знак отли­чия давал­ся даже воль­ноот­пу­щен­ни­кам, и тогда они ста­но­ви­лись и in­ge­nui и equi­tes. Поэто­му коль­цо поте­ря­ло свое преж­нее зна­че­ние и корот­кое вре­мя слу­жи­ло толь­ко отли­чи­ем сво­бод­но­рож­ден­но­го или, по край­ней мере, чело­ве­ка, поль­зу­ю­ще­го­ся пра­ва­ми сво­бод­но­рож­ден­но­го, а потом поз­во­ле­но было носить коль­ца и таким лицам, кото­рые поль­зо­ва­лись лишь непол­ной или посред­ст­вен­ной in­ge­nui­ta­te, соеди­нен­ною с неко­то­ры­ми при­ви­ле­ги­я­ми. Plin. 33, 1 слл. Раз­но­об­раз­но было употреб­ле­ние колец как печа­тей: ими, напр., запе­ча­ты­ва­ли пись­ма, скреп­ля­ли доку­мен­ты и кон­трак­ты, опе­ча­ты­ва­ли домаш­ние кла­до­вые, боч­ки, ящи­ки и т. п., чтобы поме­шать рабам воро­вать запа­сы. При обру­че­ни­ях жених обык­но­вен­но давал неве­сте коль­цо (так наз. an­nu­lus pro­nu­bus). Plin. ук. м. При тра­у­ре колец не носи­ли. Liv. 9, 7.

И у гре­ков желез­ные коль­ца употреб­ля­лись пре­иму­ще­ст­вен­но как печа­ти, отсюда σφρα­γῖδες (см. это сло­во). Ноше­ние доро­гих колец у Ари­сто­фа­на (Nub. 332. Eccl. 632) пред­став­ля­ет­ся при­зна­ком фатов­ства. Обы­чай ноше­ния колец заим­ст­во­ван, кажет­ся, из Азии.

«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 91.
См. по теме: ЭЛЕКТР, ЭЛЕКТРОН • ЛОШАДЬ, КОНЬ • КЕДРОВОЕ МАСЛО • ВОСК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Рим.
Кольцо, украшенное камеей с изображением сатира и нимфы.
Золото, сердолик, оникс. Ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Группа Гратидии Хриты и М. Гратидия Либана (т. н. Катон и Порция).
Изначально рельеф.
Мрамор.
Последняя четверть I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 4.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие Фуриев.
Мрамор.
Последняя треть I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие Фуриев.
Мрамор.
13 г. до н. э. — 5 г. н. э. (Kleiner).
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский светский музей.
5. УКРАШЕНИЯ. Рим.
Кольцо с бюстом Юпитера.
Золото.
Ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробие Катона и Порции.
Мрамор.
Первые десятилетия I в.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Галерея бюстов, 4.
7. УКРАШЕНИЯ. Греция.
Группа Ганимеда: ожерелье с подвесками, пара серег с подвесками в виде Ганимеда с орлом, пара браслетов с бараньими головами, четыре фибулы, кольцо с изумрудом.
Золото, горный хрусталь, изумруд.
Ок. 330—300 гг. до н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Венера Помпейская с эротом.
Фреска с фасада Дома Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
I в. н. э.
Помпеи, Антиквариум.
9. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Статуя Авла Метелла.
Бронза.
Ок. 100 г. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Венера Помпейская со статуей эрота, окруженная летящими амурами.
Фреска на фасаде Дома Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
I в. н. э.
Помпеи, Археологический парк, Дом Венеры и четырех богов (IX. 7. 1).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА