консул 59, 48, 46—44; диктатор 49—44 гг. до н. э.
Авл Гирций, консул 43 г. до н. э.
Аурей, золото
Дата чеканки: 46 г. до н. э.*
Монетный двор: Рим
вес: 8.09 г
диаметр: 19 мм
АВЕРС:C. CAESAR COS. TER. (Caius Caesar, consul tertio) — жен­ская голо­ва (Babelon: Бла­го­че­стие с чер­та­ми лица пожи­ло­го Ю. Цеза­ря; BMCRR, CRR: Бла­го­че­стие (Pietas); RRC: жен­ская голо­ва; RCTV: Веста?), под покры­ва­лом, обра­щен­ная впра­во. Гру­бая работа, бук­вы леген­ды круп­ные, чер­ты лица стар­че­ские (BMCRR).
РЕВЕРС: A. HIRTIVS PR. (Aulus Hirtius, pr. [Babelon: praetor; BMCRR: praefectus]) — инвен­тарь для жерт­во­при­но­ше­ния: литу­ус, кув­шин с руч­кой (capis) и топор.
Ссылки: Grueber BMCRR I Rome 4052—4053 p. 526 (Pl. LI. 22)
Crawford RRC 466/1 (Pl. LV) (штемпелей аверса: 100, реверса: 100)
Sydenham CRR 1018 (Pl. 27) (степень редкости: 3 — Common)
Babelon MRR Julia 23 / Hirtia 2 (60 Fr.)
Sear RCTV (2000) I 1395 (VF $1360, EF $2800)
CRI 56
Catalli 2001, 677
Calicó 36
Сохранность: good EF
* Дата чеканки: 46 г. до н. э. (Babelon); ок. 46 г. до н. э., Рим (BMCRR); 46 г. до н. э., Рим (CRR, RRC, RCTV).
Описание аверса и реверса приводится по Babelon’у, BMCRR, RRC.
ArtCoins Roma s.r.l. — аукцион 4, лот 891 (05.12.2011).
Оценочная стоимость: 3750 EUR. Цена реализации (без аукционной комиссии): 7250 EUR (9738 USD).
Источник: http://acsearch.info
MRR (Babelon), т. I, с. 540—542, к Hirtia (1885 г.):

LXXVII. ГИРЦИИ

Как свиде­тель­ст­ву­ет над­пись1, род Гир­ци­ев про­ис­хо­дил из Ферен­ти­на в обла­сти гер­ни­ков. Самый извест­ный его пред­ста­ви­тель, кото­рый выпу­стил опи­сан­ные ниже моне­ты, — это Авл Гир­ций, друг Юлия Цеза­ря. Он слу­жил лега­том в Гал­лии в 696 г. (58 г. до н. э.)2, актив­но участ­во­вал в заво­е­ва­нии этой про­вин­ции и даже чека­нил брон­зо­вые моне­ты в обла­сти тре­ве­ров. Его меда­льо­ны застав­ля­ют пред­по­ло­жить, что он был одним из город­ских пре­то­ров, назна­чен­ных Цеза­рем в 708 г. (46 г. до н. э.), чтобы управ­лять государ­ст­вен­ны­ми дела­ми с.541 в отсут­ст­вие дик­та­то­ра, кото­рый уехал в Испа­нию вое­вать с пом­пе­ян­ца­ми. Веро­ят­но, в этой долж­но­сти Гир­цию при­шлось издать закон Гир­ция, запре­щав­ший сто­рон­ни­кам Пом­пея зани­мать государ­ст­вен­ные долж­но­сти3. Позд­нее Гир­ций отпра­вил­ся в Гал­лию и посе­лил­ся в Нар­боне, откуда напи­сал ряд писем Цице­ро­ну4. За несколь­ко недель до смер­ти Цеза­ря в 710 г. (44 г. до н. э.) он был назна­чен намест­ни­ком Гал­лии Бель­ги­ки; он не отпра­вил­ся в эту про­вин­цию и добил­ся, чтобы его избра­ли кон­су­лом вме­сте с Гаем Виби­ем Пан­сой на 711 г. (43 г. до н. э.). Но до вступ­ле­ния в долж­ность ему при­шлось уда­лить­ся в Путе­о­лы, чтобы избе­жать дес­по­тиз­ма Мар­ка Анто­ния5, и он тщет­но пытал­ся при­ми­рить пар­тии. Его уме­рен­ность не име­ла успе­ха у обе­их сто­рон; в сво­ем уеди­не­нии он уте­шал­ся уро­ка­ми крас­но­ре­чия, кото­рые брал у Цице­ро­на. Всту­пив в долж­но­сти кон­су­ла 1 янва­ря 711 г., он добил­ся пре­до­став­ле­ния поче­стей Деци­му Бру­ту и Окта­вию, но не согла­сил­ся объ­явить Анто­ния вра­гом государ­ства и начал с ним пере­го­во­ры во вре­мя оса­ды Мути­ны. Он был убит в ходе напа­де­ния на вра­же­ский лагерь, как и его кол­ле­га Пан­са; обо­им кон­су­лам были пре­до­став­ле­ны государ­ст­вен­ные похо­ро­ны, а их смерть рас­смат­ри­ва­лась как обще­ст­вен­ное несча­стье, так что ста­ла точ­кой отсче­та для новой хро­но­ло­ги­че­ской эры.

Меда­льо­ны Авла Гир­ция под­разде­ля­ют­ся на две кате­го­рии: отче­ка­нен­ные с титу­лом «импе­ра­тор» в обла­сти тре­ве­ров и отче­ка­нен­ные в самом Риме. На авер­се пер­вых изо­бра­жен слон, сим­вол рода Юлия Цеза­ря, топ­чу­щий зна­мя Арио­ви­ста, раз­би­то­го Цеза­рем в 696 г. (58 г. до н. э.); реверс содер­жит сим­во­лы вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка­та — долж­но­сти, кото­рую Цезарь полу­чил в 691 г. (63 г. до н. э.). Таким обра­зом, эти брон­зо­вые меда­льо­ны были отче­ка­не­ны в 696 г. (58 г. до н. э.), когда Гир­ций был лега­том Цеза­ря. За исклю­че­ни­ем леген­ды, их тип иден­ти­чен дена­рию Юлия Цеза­ря со сло­ном, ими­та­ци­ей кото­ро­го и явля­ет­ся. Одна­ко Фр. Ленор­ман пола­га­ет, что эти брон­зо­вые экзем­пля­ры были отче­ка­не­ны лишь в 710 г. (44 г. до н. э.), и вот как объ­яс­ня­ет их сюжет: «Цезарь назна­чил Авла Гир­ция про­пре­то­ром Гал­лии с.542 Бель­ги­ки на этот 44 г., но он остал­ся в Риме и управ­лял про­вин­ци­ей через упол­но­мо­чен­но­го. Вот поче­му его имя, A. HIRTIVS, чека­ни­лось на мел­ких брон­зо­вых моне­тах, кото­рые доволь­но часто нахо­дят в окрест­но­стях Три­ра. Их тип бук­валь­но вос­про­из­во­дит тип дена­ри­ев Цеза­ря со сло­ном и сим­во­ла­ми пон­ти­фи­ка­та, кото­рые были осо­бен­но рас­про­стра­не­ны сре­ди гал­лов во вре­мя вой­ны, ибо, как уже гово­ри­лось, пол­ко­во­дец при­ка­зал чека­нить их для потреб­но­стей сво­его вой­ска. Еще ранее чека­ни­лась брон­зо­вая копия с име­нем CAESAR, кото­рая тоже встре­ча­ет­ся в обла­сти тре­ве­ров и мог­ла быть выпу­ще­на самим Цеза­рем во вре­мя кам­па­ний в Бель­ги­ке. Таким обра­зом, упол­но­мо­чен­ный Гир­ция при­ка­зал неко­то­рым галль­ским вождям и, сре­ди про­чих, Ате­дию, вождю ремов, поме­стить на их мед­ных день­гах имя намест­ни­ка в фор­ме: A. HIRtius IMPerator, рядом с их соб­ст­вен­ны­ми име­на­ми»6. Мы пола­га­ем, что выпуск брон­зо­вых монет Гир­ция мож­но отне­сти к кам­па­ни­ям 696 г. (58 г. до н. э.), но их чекан­ка про­дол­жа­лась еще дол­гое вре­мя, пото­му что на них встре­ча­ет­ся леген­да CARIN в обрат­ном направ­ле­нии, и это может быть толь­ко имя Гая Карри­на­та, намест­ни­ка Гал­лии Бель­ги­ки в 723—725 гг. (31—29 гг. до н. э.)7. Дру­гие моне­ты Авла Гир­ция были отче­ка­не­ны в 708 г. (46 г. до н. э.), когда он был город­ским пре­то­ром; на ревер­се этих меда­льо­нов изо­бра­же­ны сим­во­лы вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка­та Юлия Цеза­ря. Что до авер­са, то на нем сле­ду­ет при­знать покры­тую голо­ву Бла­го­че­стия, а не голо­ву Юлия Цеза­ря под покры­ва­лом пон­ти­фи­ка, как ее часто назы­ва­ют. Одна­ко на неко­то­рых экзем­пля­рах гра­вер монет­но­го штем­пе­ля из лести, вовсе не бес­при­мер­ной, явно попы­тал­ся сбли­зить чер­ты Бла­го­че­стия с чер­та­ми само­го Юлия Цеза­ря; толь­ко в 709 г. (45 г. до н. э.) сенат при­нял поста­нов­ле­ние, поз­во­ля­ю­щее Цеза­рю поме­щать свое изо­бра­же­ние на моне­тах; мы вер­нем­ся к это­му вопро­су в разде­ле о роде Юли­ев.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой
1Orelli. Inscr. № 589; Garrucci, Sylloge, № 1510.

2Cic. ad Famil. XVI, 27.

3Cic. Phil. XIII, 16.

4Cic. ad Attic. XII, 37; 40.

5Cic. ad Fam. XVI, 24; ad Attic. XIV, 9, 11.

6Fr. Lenormant. La monnaie dans l’antiquité, т. II, с. 314—315; ср. A. Senkler. Münzen der alten Triererer // Iahrb. des Vereins des Freunde der Alterth. für die Rheinlande, т. XI, 1847; La Saussaye. Revue numism. 1848; Saulcy. Revue numismatique, 1858.

7Dion Cass. LI, 21 и 22.

BMC RR (Grueber), т. I, с. 525—526, прим. 4 к №№ 4050—4054 (1910 г.):

A. HIRTIVS
(AULUS HIRTIUS)

Авл Гир­ций всю жизнь был лич­ным дру­гом и поли­ти­че­ским сто­рон­ни­ком Юлия Цеза­ря. В 58 г. Цезарь назна­чил его сво­им лега­том в Гал­лии. В нача­ле граж­дан­ской вой­ны в 49 г. до н. э. он вер­нул­ся в Рим и был одним из город­ских пре­фек­тов в 46 г. до н. э., а в авгу­сте это­го года Цезарь отпразд­но­вал чет­вер­ной три­умф за победы в Гал­лии, Егип­те, Пон­те и Афри­ке (Dio Cass., XLIII. 19; Plut., Caesar, 55). Пред­по­ла­га­ют так­же, что он был авто­ром зако­на Гир­ция, запре­щав­ше­го сто­рон­ни­кам Пом­пея зани­мать государ­ст­вен­ные долж­но­сти. В 45 г. до н. э. после испан­ской вой­ны он при­со­еди­нил­ся к Цеза­рю в Нар­боне, был назна­чен намест­ни­ком с.526 Бель­гий­ской Гал­лии в 44 г. до н. э., но управ­лял про­вин­ци­ей через упол­но­мо­чен­но­го, и тогда же Цезарь назна­чил его кон­су­лом на 43 г. до н. э. вме­сте с Гаем Виби­ем Пан­сой. В год кон­суль­ства он погиб вме­сте со сво­им кол­ле­гой Пан­сой, пыта­ясь осво­бо­дить Мути­ну, оса­жден­ную Анто­ни­ем. Это един­ст­вен­ный пред­ста­ви­тель рода Гир­ци­ев, от кото­ро­го оста­лись моне­ты, отче­ка­нен­ные на рим­ском монет­ном дво­ре.

Гир­ций чека­нил ауреи со сво­им име­нем, когда был пре­фек­том горо­да, в третье кон­суль­ство Юлия Цеза­ря, то есть, в 46 г. до н. э., так что дата их выпус­ка точ­но извест­на. Тип ревер­са про­слав­ля­ет Юлия Цеза­ря как вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, кото­рым он был назна­чен в 63 г. до н. э., а голо­ва Бла­го­че­стия на авер­се, как мы уже виде­ли, встре­ча­ет­ся на золотых и сереб­ря­ных моне­тах, выпу­щен­ных самим Цеза­рем в 49 г. до н. э. (см. с.505). Посколь­ку на них ука­за­но так­же имя Цеза­ря, мож­но сде­лать вывод, что эти золотые экзем­пля­ры были отче­ка­не­ны по слу­чаю его чет­вер­но­го три­ум­фа в 46 г. до н. э., кото­рый сопро­вож­дал­ся разда­ча­ми зер­на, денеж­ны­ми подар­ка­ми наро­ду и сол­да­там, обще­ст­вен­ны­ми пира­ми и все­воз­мож­ны­ми уве­се­ле­ни­я­ми. Пер­вый три­умф был пре­до­став­лен за заво­е­ва­ние Гал­лии, вто­рой — за пора­же­ние, нане­сен­ное Пто­ле­мею, тре­тий — за победу над Фар­на­ком II Пон­тий­ским, чет­вер­тый — за низ­ло­же­ние Юбы в Афри­ке. Четы­ре три­ум­фа были отпразд­но­ва­ны с пере­ры­ва­ми в несколь­ко дней. Све­то­ний (Caesar, XXXVIII) сооб­ща­ет, что по это­му слу­чаю Цезарь запла­тил каж­до­му пехо­тин­цу из ста­рых леги­о­нов по два­дцать тысяч сестер­ци­ев в каче­стве награ­ды, сверх тех двух тысяч, кото­рые были выпла­че­ны в нача­ле граж­дан­ской вой­ны. Каж­до­му рим­ско­му граж­да­ни­ну, поми­мо деся­ти моди­ев зер­на и деся­ти фун­тов мас­ла, он выдал по три­ста сестер­ци­ев, обе­щан­ных ранее, и еще по сто за задерж­ку с испол­не­ни­ем обе­ща­ния. Таким обра­зом, дан­ные золотые моне­ты были отче­ка­не­ны, чтобы воз­ме­стить эти огром­ные тра­ты; кро­ме того, орди­нар­ные моне­та­рии это­го года — Луций Папий Цельс, Гай Антий Рести­он и Маний Кор­дий Руф, — выпу­сти­ли моне­ты осо­бых типов. В сле­дую­щем году в схо­жих обсто­я­тель­ствах в Риме вновь были чека­ни­лись золотые моне­ты, и по это­му слу­чаю один из пре­фек­тов горо­да, Луций Муна­ций Планк, был спе­ци­аль­но назна­чен для над­зо­ра за этой чекан­кой (см. ниже, с. 537). Тех­ни­ка испол­не­ния ауре­ев Гир­ция силь­но раз­ли­ча­ет­ся: на неко­то­рых голо­ва Бла­го­че­стия изо­бра­же­на кра­си­во, а бук­вы выре­за­ны акку­рат­но, но в дру­гих слу­ча­ях работа очень гру­бая, и Бла­го­че­стие чер­та­ми лица напо­ми­на­ет ста­ро­го и немощ­но­го чело­ве­ка. Несо­мнен­но, так слу­чи­лось из-за того, что неопыт­ные гра­ве­ры выре­за­ли штем­пе­ли в спеш­ке, а не для того, чтобы изо­бра­зить чер­ты само­го Цеза­ря, как пред­по­ла­га­ли неко­то­рые (Babelon, т. I, с. 542). Чтобы воз­ме­стить без­мер­ную щед­рость Юлия Цеза­ря, необ­хо­ди­мо было отче­ка­нить очень мно­го этих золотых монет, и даже сего­дня они вхо­дят в чис­ло самых рас­про­стра­нен­ных рес­пуб­ли­кан­ских ауре­ев. В кла­де из Каяц­цо, най­ден­ном в 1878 г., было по мень­шей мере трид­цать девять экзем­пля­ров (см. Zeit. f. Num., 1878, с. 234).

Малень­кие брон­зо­вые моне­ты с име­нем Авла Гир­ция и сло­ном на авер­се и сим­во­ла­ми пон­ти­фи­ка­та на ревер­се (Babelon, т. I, с. 543, № 3) — это точ­ные копии (за исклю­че­ни­ем име­ни Гир­ция) дена­ри­ев Юлия Цеза­ря, отче­ка­нен­ных в Гал­лии в 50—49 гг. до н. э. (см. Гал­лия, под этой датой, и Babelon, т. II, с. 10, № 9). Обыч­но они встре­ча­ют­ся в окрест­но­стях Три­ра. Дата их чекан­ки не вполне ясна, но они мог­ли быть выпу­ще­ны либо в 49 г. до н. э., после отъ­езда Цеза­ря из Гал­лии, либо упол­но­мо­чен­ным Гир­ция в 44 г. до н. э. (Babelon, т. I, с. 542; Lenormant, La Monn. dans l’Ant., т. II, с. 314). Пер­вая дати­ров­ка более прав­до­по­доб­на, так как вряд ли этот тип ста­ли бы воз­рож­дать после смер­ти Цеза­ря. Пред­ло­же­ние отне­сти их выпуск к 58 г. совер­шен­но непри­ем­ле­мо, так как они не могут пред­ше­ст­во­вать чекан­ке дена­ри­ев Юлия Цеза­ря с таким же типом и его име­нем. Посколь­ку эти брон­зо­вые моне­ты Гир­ция, види­мо, име­ют мест­ный весо­вой стан­дарт, они не вклю­че­ны в рим­ские серии. Воз­мож­но, они име­ли вес квад­ран­та, но в это вре­мя в сто­ли­це не выпус­ка­лось брон­зо­вых монет рим­ско­го стан­дар­та, поэто­му их сле­ду­ет отно­сить к галль­ским сери­ям.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

CRR (Sydenham), с. 169, прим. к № 1017—1018 (1952 г.):

Это, веро­ят­но, самый круп­ный золо­той выпуск эпо­хи Рес­пуб­ли­ки; он дати­ру­ет­ся третьим кон­суль­ст­вом Цеза­ря в 46 г. до н. э. Веро­ят­но, он был отче­ка­нен, чтобы выдать награ­ды вой­скам Цеза­ря и опла­тить рас­хо­ды на его чет­вер­ной три­умф (см. Heitland, Roman Republic, III, с. 336). Гир­ций, отве­чав­ший за этот выпуск, назван PR = praetor или praefectus urbi (ср. Hill, Hist. Roman Coins, с. 108). По сти­лю моне­ты очень неод­но­род­ны, и, воз­мож­но, в их про­из­вод­стве участ­во­вал не толь­ко рим­ский монет­ный двор, но и дру­гие. Аурей с эти­ми типа­ми, но без COS. TER на авер­се и без леген­ды на ревер­се (см. B. 24; G. I, 4055) — это под­дел­ка.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

RRC (Crawford), с. 736 (1974 г.):

На золо­том выпус­ке Авла Гир­ция (№ 466) изо­бра­же­на жен­ская голо­ва под покры­ва­лом, веро­ят­но, сно­ва Веста (как на № 452) вме­сте с атри­бу­та­ми авгу­ра­та и пон­ти­фи­ка­та; такой же реверс свя­зан с порт­ре­том Цере­ры на выпус­ке дена­ри­ев того же года (№ 467)1.


1Чередую­щи­е­ся бук­вы D и M на ревер­се, веро­ят­но, озна­ча­ют Donum и Munus (Borghesi B. Œuvres complètes. T. 1. Paris, 1862. P. 235); о Цере­ре, как боже­стве раздач наро­ду см. моне­ту № 351. На этом выпус­ке титу­ла­ту­ра Цеза­ря выглядит стран­но: DICT. ITER (октябрь 48 г. — октябрь 47 г.) не согла­су­ет­ся с COS. ITER (46 г.); о воз­мож­но­сти сохра­не­нии титу­ла после того пери­о­да, когда он в стро­гом смыс­ле, истёк, см. важ­ную дис­кус­сию в рабо­те: Andersen H. A. Cassius Dio und die Begründung des Principates. Berlin, 1938. P. 23—25.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

RRC (Crawford), с. 93, к № 466 (1974 г.):

№ 466. Судя по титу­лу Цеза­ря, этот выпуск отно­сит­ся к нача­лу 46 г., до его третьей дик­та­ту­ры1; есть осно­ва­ния пред­по­ла­гать, что в 46 г. Гир­ций дол­жен был зани­мать пре­ту­ру, и его пора­зи­тель­ная чекан­ка в отсут­ст­вие Цеза­ря хоро­шо соот­вет­ст­ву­ет наме­ку Цице­ро­на, ad Att. XII, 12, 2, на то, что в то вре­мя он был самым вли­я­тель­ным цеза­ри­ан­цем2.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

1 Третья дик­та­ту­ра Цеза­ря про­дол­жа­лась с апре­ля 46 г. по апрель 45 г., M. Gelzer, Caesar, 293 n. 5.

2 О фор­ме титу­ла­ту­ры см. с. 89, прим. 1 выше.

Комментарий аукциона Numismatica Ars Classica (http://www.acsearch.info/record.html?id=3812) (2006 г.):

Кро­уфорд отме­ча­ет, что сти­ли и леген­ды это­го выпус­ка суще­ст­вен­но раз­ли­ча­ют­ся, но упо­ми­на­ет лишь один штем­пель с леген­дой AIIIRTIVS PR. Иссле­до­ва­те­ли рас­хо­дят­ся во мне­ни­ях о при­чи­нах этих раз­ли­чий. Сай­ден­х­эм пред­по­ла­га­ет, что часть это­го выпус­ка, осо­бен­но моне­ты худ­ше­го сти­ля, была отче­ка­не­на не в Риме, а на про­вин­ци­аль­ных монет­ных дво­рах. Уль­рих Бан­за пола­га­ет, что весь выпуск был отче­ка­нен в Риме, и объ­яс­ня­ет ухуд­ше­ние сти­ля и раз­ли­чие легенд неис­кус­но­стью слу­чай­ных гра­ве­ров, при­вле­чен­ных для чекан­ки огром­но­го мно­же­ства монет. При­ме­ча­тель­но, что это самый круп­ный выпуск золотых монет в рес­пуб­ли­кан­ский пери­од; они были отче­ка­не­ны отча­сти для того, чтобы запла­тить вой­ску Цеза­ря, и отча­сти для того, чтобы покрыть издерж­ки на его чет­вер­ной три­умф; дей­ст­ви­тель­но по это­му слу­чаю Цезарь выпла­тил, сре­ди про­че­го, пре­мию в 80000 сестер­ци­ев каж­до­му три­бу­ну, 40000 сестер­ци­ев каж­до­му цен­ту­ри­о­ну и 20000 каж­до­му вете­ра­ну. Юлий Цезарь исполь­зо­вал свою долж­ность вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, чтобы взять золо­то для это­го гигант­ско­го выпус­ка из город­ской каз­ны.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

Комментарий аукциона ArtCoins Roma (http://www.acsearch.info/record.html?id=428693) (2010 г.):

Этот выпуск, под­пи­сан­ный маги­ст­ра­том Гир­ци­ем, напо­ми­на­ет о третьем кон­суль­стве Цеза­ря, а голо­ва под покры­ва­лом на авер­се, воз­мож­но, изо­бра­жа­ет боги­ню Вене­ру, покро­ви­тель­ни­цу рода Юли­ев. Сим­во­лы пон­ти­фи­ка и авгу­ра — долж­но­стей, кото­рые зани­мал Цезарь, — име­ют боль­шое поли­ти­че­ское и соци­аль­ное зна­че­ние, а не толь­ко рели­ги­оз­ное. Цезарь зани­мал мно­гие важ­ные и вли­я­тель­ные жре­че­ские долж­но­сти (фла­мин Юпи­те­ра в 87 или 86 г. до н. э., пон­ти­фик в 73 г. до н. э., вер­хов­ный пон­ти­фик в 63 г. до н. э. и авгур в 47 г. до н. э.). Жре­че­скую утварь на рим­ских моне­тах изо­бра­жа­ли как сим­вол жре­че­ских долж­но­стей. Кув­шин и литу­ус сим­во­ли­зи­ру­ют функ­ции, свя­зан­ные с дву­мя глав­ны­ми жре­че­ски­ми кол­ле­ги­я­ми: пон­ти­фи­ков и авгу­ров. Сов­мест­но эти функ­ции обес­пе­чи­ва­ли леги­тим­ность всех поли­ти­че­ских меро­при­я­тий и без­опас­ность рим­ско­го государ­ства. В рим­ской куль­ту­ре эти зна­ки ука­зы­ва­ли на наблюде­ние зна­ме­ний и жерт­во­при­но­ше­ние; на авгу­ров, кото­рые совер­ша­ли ауспи­ции, удо­сто­ве­ряв­шие боже­ст­вен­ную милость, и един­ст­вен­ные из всех жре­цов носи­ли литу­ус; на вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, кото­рый осу­ществлял выс­ший кон­троль над государ­ст­вен­ны­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми, гото­вя свя­щен­ное вино для воз­ли­я­ний и при­сут­ст­вуя при государ­ст­вен­ных обе­тах и жерт­во­при­но­ше­ни­ях, чтобы обес­пе­чить их соот­вет­ст­вие нра­вам и обы­ча­ям пред­ков. Они свя­зы­ва­ли поли­ти­че­скую власть с тра­ди­ци­он­ны­ми риту­а­ла­ми, кото­рые долж­ны были совер­шать рес­пуб­ли­кан­ские маги­ст­ра­ты.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

Комментарий аукциона Heritage Auctions (http://www.acsearch.info/record.html?id=550215) (2011 г.):

На авер­се этой моне­ты, веро­ят­но, изо­бра­же­на Веста, культ кото­рой был орга­ни­зо­ван пон­ти­фи­ка­ми. В то вре­мя, когда был отче­ка­нен этот выпуск, Юлий Цезарь зани­мал долж­ность вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка, гла­вы этой жре­че­ской кол­ле­гии. Неко­то­рые из преж­них ком­мен­та­то­ров попы­та­лись истол­ко­вать эту голо­ву под покры­ва­лом как ран­ний порт­рет Цеза­ря, но сего­дня это вызы­ва­ет все­об­щие сомне­ния. На ревер­се изо­бра­же­на жре­че­ская утварь, кото­рую исполь­зо­ва­ли рим­ские жре­че­ские кол­ле­гии под руко­вод­ст­вом вер­хов­но­го пон­ти­фи­ка Цеза­ря. Литу­ус — это жезл, с помо­щью кото­ро­го авгу­ры разде­ля­ли небо на квад­ра­ты, чтобы тол­ко­вать зна­ме­ния, кув­шин исполь­зо­вал­ся для воз­ли­я­ний вина, а топо­ром уби­ва­ли жерт­вен­ных живот­ных.

© 2012 г. Пере­вод О. В. Люби­мо­вой

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА