Жизнь двенадцати цезарей

От издателя

Текст приводится по изданию: Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. Москва. Изд-во «Наука», 1993.
Перевод М. Л. Гаспарова.
Издание подготовили М. Л. Гаспаров, Е. М. Штаерман. Отв. ред. С. Л. Утченко. Ред. изд-ва Н. А. Алпатова.

«Жизнь две­на­дца­ти цеза­рей» поль­зо­ва­лась боль­шой попу­ляр­но­стью в сред­ние века и сохра­ни­лась во мно­гих руко­пи­сях. Все они в конеч­ном сче­те вос­хо­дят к един­ст­вен­ной антич­ной руко­пи­си, кото­рая пере­жи­ла «тем­ные века» вар­вар­ских наше­ст­вий и была в рас­по­ря­же­ния при­двор­ной «ака­де­мии» Кар­ла Вели­ко­го. По этой руко­пи­си зна­ко­мил­ся со Све­то­ни­ем Эйн­хард, когда око­ло 818 г. писал свою «Жизнь Кар­ла Вели­ко­го», ста­ра­тель­но вос­про­из­во­дя­щую све­то­ни­ев­ские био­гра­фи­че­ские схе­мы. Потом эта руко­пись хра­ни­лась в зна­ме­ни­том аббат­стве св. Бони­фа­ция в Фуль­де, и с нее дела­лись спис­ки. Сохра­ни­лось любо­пыт­ное пись­мо, напи­сан­ное в 844 г. извест­ным люби­те­лем и соби­ра­те­лем клас­си­ков Сер­ва­том Лупом, абба­том Ферье, к Марк­вар­ду, абба­ту Прю­ма, где он про­сит раздо­быть для него из Фуль­ды руко­пись Све­то­ния для пере­пис­ки и при­слать «с самым надеж­ным посыль­ным». Ни Фульд­ская руко­пись, ни пер­вые спис­ки с нее до нас не дошли; одна­ко уже в этом тек­сте, по-види­мо­му, исчез­ло деле­ние на 8 книг и было поте­ря­но нача­ло сочи­не­ния, извест­ное еще Иоан­ну Лидий­цу в VI в.

Сохра­нив­ши­е­ся руко­пи­си «Цеза­реи» могут быть разде­ле­ны на четы­ре груп­пы. К пер­вой груп­пе отно­сит­ся ста­рей­ший и луч­ший спи­сок, так назы­вае­мый co­dex Mem­mia­nus IX в. (от име­ни фран­цуз­ско­го дипло­ма­та Hen­ri de Mes­mes, вла­дев­ше­го этой руко­пи­сью в XVI в.; ныне это cod. Pa­ri­si­nus 6115) и зна­чи­тель­но усту­паю­щий ему cod. Gu­dia­nus 268, XI в. Ко вто­рой груп­пе отно­сит­ся ряд руко­пи­сей, вос­хо­дя­щих к обще­му архе­ти­пу при­бли­зи­тель­но XI в.; луч­шая из них — cod. Va­ti­ca­nus 1904, XI—XII вв., кото­рый Им ста­вит даже выше, чем Gu­dia­nus, затем cod. Lau­ren­tia­nus 68, 7 XII в. и др. Третья груп­па, вос­хо­дя­щая к дру­го­му архе­ти­пу того же вре­ме­ни, пред­став­ле­на cod. Pa­ri­si­nus 6116, XII в. и др.; ее зна­че­ние мень­ше. Нако­нец, чет­вер­тую груп­пу обра­зу­ют спис­ки эпо­хи Воз­рож­де­ния, почти не име­ю­щие важ­но­сти для уста­нов­ле­ния пер­во­на­чаль­но­го тек­ста.

Пер­вы­ми печат­ны­ми изда­ни­я­ми Све­то­ния счи­та­ют­ся два рим­ских изда­ния 1470 г. и вене­ци­ан­ское 1471 г. В осно­ве их лежа­ли позд­ние, несо­вер­шен­ные руко­пи­си; текст их пере­пе­ча­ты­вал­ся из изда­ния в изда­ние более ста лет, обрас­тая конъ­ек­ту­ра­ми и ком­мен­та­ри­я­ми талант­ли­вых редак­то­ров: Сабел­ли­ка (Вене­ция, 1490), Беро­аль­да (Боло­нья, 1493 и 1506), Эраз­ма (Базель, 1518), Сте­фа­на (Париж, 1543), Каз­о­бо­на (Жене­ва, 1595). В 1564 г. Тур­неб впер­вые опуб­ли­ко­вал ряд чте­ний cod. Mem­mia­nus, а в 1610 г. Каз­о­бон впер­вые исполь­зо­вал эту руко­пись в сво­ем вто­ром (париж­ском) изда­нии Све­то­ния; с этих пор изда­те­ли опи­ра­ют­ся почти исклю­чи­тель­но на эту руко­пись и на работы пер­вых ком­мен­та­то­ров (Гре­вий и Гро­но­вий в XVII в., Бур­манн, Эрне­сти и Уден­дорп в XVIII в.). Кри­ти­че­ское изда­ние на осно­ве науч­но­го сопо­став­ле­ния руко­пи­сей заду­мы­вал еще Бент­ли в XVIII в.; впер­вые осу­ще­ст­вил его К. Л. Рот в 1858 г., за кото­рым в зна­чи­тель­ной мере, сле­ду­ют все позд­ней­шие изда­ния и иссле­до­ва­ния.

Разде­ле­ние тек­ста на кни­ги вос­ста­нов­ле­но Каз­о­бо­ном; деле­ние на гла­вы введе­но для удоб­ства цити­ро­ва­ния Эраз­мом, деле­ние на пара­гра­фы — Имом, кото­ро­му сле­ду­ет и насто­я­щее изда­ние (сле­ду­ет заме­тить, что в изда­нии Айу при­ня­та иная нуме­ра­ция пара­гра­фов, рас­про­стра­не­ния не полу­чив­шая).

Насто­я­щий пере­вод с ком­мен­та­ри­ем впер­вые издан в 1964 г. и пере­пе­ча­ты­ва­ет­ся с исправ­ле­ни­ем опе­ча­ток и незна­чи­тель­ны­ми изме­не­ни­я­ми в ком­мен­та­ри­ях.

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
1327007032 1327007054 1327008009 1355387432 1355678821 1356609466