История Рима от основания города

Книга I, гл. 20

Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I. Изд-во «Наука» М., 1989.
Перевод В. М. Смирина. Комментарий Н. Е. Боданской.
Ред. переводов М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе. Ред. комментариев В. М. Смирин. Отв. ред. Е. С. Голубцова.
Лат. текст: W. Weissenborn, H. J. Müller, 1898.
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5 6 7

20. (1) Затем Нума занял­ся назна­че­ни­ем жре­цов, хотя мно­гие свя­щен­но­дей­ст­вия совер­шал сам — осо­бен­но те, что ныне в веде­нии Юпи­те­ро­ва фла­ми­на. (2) Но так как в воин­ст­вен­ном государ­стве, дума­лось ему, боль­ше будет царей, подоб­ных Рому­лу, неже­ли Нуме, и они будут сами ходить на вой­ну, то, чтобы не оста­ва­лись в пре­не­бре­же­нии свя­зан­ные с цар­ским саном свя­щен­но­дей­ст­вия, он поста­вил безот­луч­но­го жре­ца — фла­ми­на Юпи­те­ра, отли­чив его осо­бым убо­ром и цар­ским куруль­ным креслом. К нему он при­со­еди­нил еще двух фла­ми­нов: одно­го для слу­же­ния Мар­су, дру­го­го — Кви­ри­ну71. (3) Выбрал он и дев для слу­же­ния Весте72; слу­же­ние это про­ис­хо­дит из Аль­бы и не чуж­до роду осно­ва­те­ля Рима. Чтобы они веда­ли хра­мо­вы­ми дела­ми безот­луч­но, Нума назна­чил им жало­ва­нье от каз­ны, а отли­чив их дев­ст­вом и про­чи­ми зна­ка­ми свя­то­сти, дал им общее ува­же­ние и непри­кос­но­вен­ность. (4) Точ­но так же избрал он две­на­дцать сали­ев для слу­же­ния Мар­су Гра­ди­ву73; им в знак отли­чия он дал разу­кра­шен­ную туни­ку, а поверх туни­ки брон­зо­вый нагруд­ник и пове­лел носить небес­ные щиты, име­ну­е­мые «анци­ли­я­ми»74, и с пес­но­пе­ни­я­ми про­хо­дить по горо­ду в тор­же­ст­вен­ной пляс­ке на три сче­та. (5) Затем он избрал пон­ти­фи­ка75 — Нуму Мар­ция, сына Мар­ка76, одно­го из отцов-сена­то­ров, — и пору­чил ему наблюдать за все­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми, кото­рые сам рас­пи­сал и с.28 назна­чил, ука­зав, с каки­ми имен­но жерт­ва­ми, по каким дням и в каких хра­мах долж­ны они совер­шать­ся и откуда долж­ны выда­вать­ся потреб­ные для это­го день­ги. (6) Да и все про­чие жерт­во­при­но­ше­ния, обще­ст­вен­ные и част­ные, под­чи­нил он реше­ни­ям пон­ти­фи­ка, чтобы народ имел, к кому обра­тить­ся за сове­том, и в боже­ст­вен­ном пра­ве ничто не поко­ле­ба­лось от небре­же­нья оте­че­ски­ми обряда­ми и усво­е­ния чуже­зем­ных; (7) чтобы тот же пон­ти­фик мог разъ­яс­нить не толь­ко чин слу­же­ния небо­жи­те­лям, но и пра­ви­ла погре­бе­нья, и спо­со­бы уми­ло­сти­вить под­зем­ных богов, а так­же какие зна­ме­ния, нис­по­сы­лае­мые в виде мол­ний или в каком-либо ином обра­зе, сле­ду­ет при­ни­мать в рас­чет и отвра­щать. А чтобы их полу­чать от богов, Нума посвя­тил Юпи­те­ру Эли­цию77 алтарь на Авен­тине и чрез пти­це­га­да­ние вопро­сил богов, какие зна­ме­ния долж­ны брать­ся в рас­чет.

20. Tum sa­cer­do­ti­bus crean­dis ani­mum adie­cit, quam­quam ip­se plu­ri­ma sac­ra obi­bat, ea ma­xi­me, quae nunc ad Dia­lem fla­mi­nem per­ti­nent. [2] sed quia in ci­vi­ta­te bel­li­co­sa plu­res Ro­mu­li quam Nu­mae si­mi­les re­ges pu­ta­bat fo­re itu­ros­que ip­sos ad bel­la, ne sac­ra re­giae vi­cis de­se­re­ren­tur, fla­mi­nem Iovi ad­si­duum sa­cer­do­tem crea­vit in­sig­ni­que eum ves­te et cu­ru­li re­gia sel­la ador­na­vit. huic duos fla­mi­nes adie­cit, Mar­ti unum, al­te­rum Qui­ri­no; [3] vir­gi­nes­que Ves­tae le­git, Al­ba oriun­dum sa­cer­do­tium et gen­ti con­di­to­ris haud alie­num. iis, ut ad­si­duae templi an­tis­ti­tes es­sent, sti­pen­dium de pub­li­co sta­tuit, vir­gi­ni­ta­te aliis­que cae­ri­mo­niis ve­ne­ra­bi­les ac sanctas fe­cit. [4] Sa­lios item duo­de­cim Mar­ti Gra­di­vo le­git tu­ni­cae­que pic­tae in­sig­ne de­dit et su­per tu­ni­cam aene­um pec­to­ri te­gu­men cae­les­tia­que ar­ma, quae an­ci­lia ap­pel­lan­tur, fer­re ac per ur­bem ire ca­nen­tes car­mi­na cum tri­pu­diis sol­lem­ni­que sal­ta­tu ius­sit. pon­ti­fi­cem dein­de Nu­mam Mar­cium, [5] Mar­ci fi­lium, ex pat­ri­bus le­git eique sac­ra om­nia exscrip­ta ex­sig­na­ta­que attri­buit, qui­bus hos­tiis, qui­bus die­bus, ad quae templa sac­ra fie­rent at­que un­de in eos sumptus pe­cu­nia ero­ga­re­tur. [6] ce­te­ra quo­que om­nia pub­li­ca pri­va­ta­que sac­ra pon­ti­fi­cis sci­tis su­bie­cit, ut es­set, quo con­sul­tum ple­bes ve­ni­ret, ne quid di­vi­ni iuris neg­le­gen­do pat­rios ri­tus pe­reg­ri­nos­que adscis­cen­do tur­ba­re­tur; [7] nec cae­les­tes mo­do cae­ri­mo­nias sed ius­ta quo­que fu­neb­ria pla­can­dos­que ma­nes ut idem pon­ti­fex edo­ce­ret, quae­que pro­di­gia ful­mi­ni­bus alio­ve quo vi­su mis­sa sus­ci­pe­ren­tur at­que cu­ra­ren­tur. ad ea eli­cien­da ex men­ti­bus di­vi­nis Iovi Eli­cio aram in Aven­ti­no di­ca­vit deum­que con­su­luit augu­riis, quae sus­ci­pien­da es­sent.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 71Фла­ми­ны были свя­за­ны с куль­та­ми отдель­ных богов. Ливий назы­ва­ет здесь толь­ко трех глав­ных: фла­ми­на Юпи­те­ра, фла­ми­на Мар­са и фла­ми­на Кви­ри­на. Функ­ции фла­ми­нов были столь же широ­ки, сколь раз­но­об­раз­ны были функ­ции богов, кото­рым они слу­жи­ли. Очень суще­ст­вен­на связь всех трех богов с рим­ской граж­дан­ской общи­ной. Юпи­тер вопло­щал ее могу­ще­ство и власть; Марс, изна­чаль­но свя­зан­ный с про­из­во­ди­тель­ны­ми сила­ми зем­ли, посте­пен­но ста­но­вит­ся в первую оче­редь воин­ским богом, Кви­рин вос­при­ни­ма­ет­ся как бог народ­ных собра­ний, «мир­ный Марс». Впро­чем, глав­ные фла­ми­ны слу­жи­ли и неко­то­рым дру­гим богам, у кото­рых сво­их фла­ми­нов не было. Фла­ми­ны игра­ли важ­ней­шую роль в обще­ст­вен­ных празд­не­ствах и обрядах. О древ­но­сти инсти­ту­та фла­ми­нов свиде­тель­ст­ву­ют свя­зан­ные с их долж­но­стью (осо­бен­но с долж­но­стью фла­ми­на Юпи­те­ра) мно­го­чис­лен­ные очень затруд­ни­тель­ные риту­аль­ные запре­ты и тре­бо­ва­ния.
  • 72Культ Весты (очень арха­и­че­ский) был куль­том свя­щен­но­го оча­га (ср. греч. hes­tia — «очаг») как домаш­не­го, так и обще­граж­дан­ско­го. В круг­лом хра­ме Весты (око­ло древ­не­го цар­ско­го дома) не было изо­бра­же­ний боги­ни — толь­ко свя­щен­ный огонь, кото­рый под­дер­жи­ва­ли шесть жриц-веста­лок. В день ново­го года (1 мар­та) этот огонь зано­во воз­жи­гал­ся тре­ни­ем. Во внут­рен­нем свя­ти­ли­ще (закры­том для всех, кро­ме веста­лок и вели­ко­го пон­ти­фи­ка — см. прим. 75) сто­я­ли Пал­ла­дий (ста­туя Афи­ны, по пре­да­нию спа­сен­ная Эне­ем из горя­щей Трои и счи­тав­ша­я­ся зало­гом бла­го­по­лу­чия Горо­да) и две фигур­ки пена­тов рим­ско­го наро­да. Здесь же хра­ни­лось все потреб­ное для свя­щен­но­дей­ст­вий. Риту­аль­но чистую «соле­ную муку» (и даже соль для нее) вестал­ки гото­ви­ли сами. За водой для свя­щен­но­дей­ст­вий они ходи­ли к свя­щен­но­му источ­ни­ку. В вестал­ки бра­ли деву­шек из луч­ших семей, слу­же­ние их про­дол­жа­лось 30 лет. Они не состо­я­ли под оте­че­ской вла­стью и поль­зо­ва­лись боль­шим ува­же­ни­ем, но вестал­ка, поте­ряв­шая цело­муд­рие, кара­лась смер­тью.
  • 73Суще­ст­во­ва­ли две жре­че­ские кол­ле­гии сали­ев («пля­су­нов» — от лат. sa­li­re — «пры­гать») — Пала­тин­ская и Кол­лин­ская, посвя­щен­ные соот­вет­ст­вен­но Мар­су Гра­ди­ву и Мар­су Кви­ри­ну. Учреж­де­ние пер­вой при­пи­сы­ва­ет­ся Нуме, вто­рой — Тул­лу Гости­лию (I, 27, 7). Язык гим­нов, испол­няв­ших­ся сали­я­ми, был столь арха­и­чен, что их пони­ма­ние было затруд­не­но уже в древ­но­сти.
  • 74Анци­лии — свя­щен­ные щиты осо­бой про­дол­го­ва­той фор­мы. По леген­де, пер­вый из них — залог спа­се­ния Рима — упал с небес в руки Нуме во вре­мя чумы. Чтобы спря­тать его сре­ди щитов, были изготов­ле­ны еще 11 неот­ли­чи­мых.
  • 75В исто­ри­че­ское вре­мя пон­ти­фи­ки состав­ля­ли жре­че­скую кол­ле­гию (с вели­ким пон­ти­фи­ком во гла­ве), кото­рой был пору­чен над­зор за все­ми обще­ст­вен­ны­ми (и част­ны­ми) бого­слу­же­ни­я­ми, состав­ле­ние кален­да­ря, веде­ние лето­пи­си и т. п.
  • 76Нума Мар­ций, по при­тя­за­ни­ям рода Мар­ци­ев, был сыном их родо­на­чаль­ни­ка Мар­ка Мар­ция (род­ст­вен­ник Нумы Пом­пи­лия), мужем Пом­пи­лии, доче­ри Нумы, и отцом царя Анка Мар­ция.
  • 77Эпи­тет «Эли­ций» (от лат. eli­ce­re — «вызы­вать с помо­щью маги­че­ских дей­ст­вий», «закли­нать») отра­жа­ет почи­та­ние Юпи­те­ра как бога мол­нии, гро­ма и дождя.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1260010226 1327007032 1327008059 1364000121 1364000122 1364000123