История Рима от основания города

Книга I, гл. 19

Тит Ливий. История Рима от основания города. Том I. Изд-во «Наука» М., 1989.
Перевод В. М. Смирина. Комментарий Н. Е. Боданской.
Ред. переводов М. Л. Гаспаров и Г. С. Кнабе. Ред. комментариев В. М. Смирин. Отв. ред. Е. С. Голубцова.
Лат. текст: W. Weissenborn, H. J. Müller, 1898.
СКРЫТЬ ЛАТИНСКИЙ ТЕКСТ
1 2 3 4 5 6 7

19. (1) Полу­чив таким обра­зом цар­скую власть, Нума решил город, осно­ван­ный силой ору­жия, осно­вать зано­во на пра­ве, зако­нах, обы­ча­ях. (2) Видя, что ко все­му это­му невоз­мож­но при­вык­нуть сре­ди войн, ибо рат­ная служ­ба оже­сто­ча­ет серд­ца, он счел необ­хо­ди­мым смяг­чить нра­вы наро­да, отучая его от ору­жия, и пото­му в самом низу Арги­ле­та воз­двиг храм Яну­са68 — пока­за­тель вой­ны и мира: откры­тые ворота озна­ча­ли, что государ­ство вою­ет, закры­тые — что все окрест­ные наро­ды зами­ре­ны. (3) С той поры, после цар­ст­во­ва­ния Нумы, закры­ва­ли его два­жды: пер­вый с.27 раз в кон­суль­ство Тита Ман­лия по завер­ше­нии Пер­вой Пуни­че­ской вой­ны, вто­рой (это боги дали увидеть наше­му поко­ле­нию) — после бит­вы при Акции, когда импе­ра­тор Цезарь Август уста­но­вил мир на суше и на море. (4) Свя­зав союз­ны­ми дого­во­ра­ми всех соседей, Нума запер храм, а чтобы с избав­ле­ньем от внеш­ней опас­но­сти не раз­вра­ти­лись празд­но­стью те, кого преж­де обузды­вал страх перед непри­я­те­лем и воин­ская стро­гость, он решил все­лить в них страх пред бога­ми — дей­ст­вен­ней­шее сред­ство для непро­све­щен­ной и, сооб­раз­но тем вре­ме­нам, гру­бой тол­пы. (5) А посколь­ку сде­лать, чтобы страх этот вошел в их души, нель­зя было ина­че, как при­ду­мав какое-нибудь чудо, Нума при­тво­рил­ся, буд­то по ночам схо­дит­ся с боги­ней Эге­ри­ей; по ее-де нау­ще­нию и учреж­да­ет он свя­щен­но­дей­ст­вия, кото­рые богам все­го угод­нее, назна­ча­ет для каж­до­го бога осо­бых жре­цов.

(6) Но преж­де все­го Нума разде­лил год — сооб­раз­но с ходом луны — на две­на­дцать меся­цев, а так как трид­ца­ти дней в лун­ном меся­це нет и лун­но­му году недо­ста­ет один­на­дца­ти дней до пол­но­го, обра­зу­е­мо­го кру­го­обо­ротом солн­ца, то, встав­ляя доба­воч­ные меся­цы, он рас­счи­тал вре­мя так, чтобы на каж­дый два­дца­тый год любой день при­хо­дил­ся на то же самое поло­же­ние солн­ца, что и в исход­ном году, а сово­куп­ная про­дол­жи­тель­ность всех два­дца­ти лет по чис­лу дней была пол­ной69. (7) Нума же учредил дни при­сут­ст­вен­ные и непри­сут­ст­вен­ные70, так как небес­по­лез­но было для буду­ще­го, чтобы дела, веду­щи­е­ся перед наро­дом, на какое-то вре­мя при­оста­нав­ли­ва­лись.

19. qui reg­no ita po­ti­tus ur­bem no­vam, con­di­tam vi et ar­mis, iure eam le­gi­bus­que ac mo­ri­bus de in­teg­ro con­de­re pa­rat. [2] qui­bus cum in­ter bel­la ad­sues­ce­re vi­de­ret non pos­se, quip­pe ef­fe­ra­ri mi­li­tia ani­mos, mi­ti­gan­dum fe­ro­cem po­pu­lum ar­mo­rum de­sue­tu­di­ne ra­tus, Ianum ad in­fi­mum Ar­gi­le­tum in­di­cem pa­cis bel­li­que fe­cit, aper­tus ut in ar­mis es­se ci­vi­ta­tem, clau­sus pa­ca­tos cir­ca om­nes po­pu­los sig­ni­fi­ca­ret. [3] bis dein­de post Nu­mae reg­num clau­sus fuit, se­mel T. Man­lio con­su­le post Pu­ni­cum pri­mum per­fec­tum bel­lum, ite­rum, quod nostrae aeta­ti dii de­de­runt ut vi­de­re­mus, post bel­lum Ac­tia­cum ab im­pe­ra­to­re Cae­sa­re Augus­to pa­ce ter­ra ma­ri­que par­ta. [4] clau­so eo cum om­nium cir­ca fi­ni­ti­mo­rum so­cie­ta­te ac foe­de­ri­bus iun­xis­set ani­mos, po­si­tis ex­ter­no­rum pe­ri­cu­lo­rum cu­ris ne lu­xu­ria­rent otio ani­mi, quos me­tus hos­tium dis­cip­li­na­que mi­li­ta­ris con­ti­nue­rat, om­nium pri­mum, rem ad mul­ti­tu­di­nem in­pe­ri­tam et il­lis sae­cu­lis ru­dem ef­fi­ca­cis­si­mam, deo­rum me­tum ini­cien­dum ra­tus est. [5] qui cum des­cen­de­re ad ani­mos si­ne ali­quo com­men­to mi­ra­cu­li non pos­set, si­mu­lat si­bi cum dea Ege­ria congres­sus noc­tur­nos es­se; eius se mo­ni­tu, quae ac­cep­tis­si­ma diis es­sent, sac­ra insti­tue­re, sa­cer­do­tes suos cui­que deo­rum prae­fi­ce­re.

[6] at­que om­nium pri­mum ad cur­sus lu­nae in duo­de­cim men­ses discri­bit an­num; quem, quia tri­ce­nos dies sin­gu­lis men­si­bus lu­na non explet, de­suntque dies so­li­do an­no, qui solsti­tia­li cir­cu­ma­gi­tur or­be, in­ter­ca­la­riis men­si­bus in­ter­po­nen­dis ita dis­pen­sa­vit, ut vi­ce­si­mo an­no ad me­tam ean­dem so­lis, un­de or­si es­sent, ple­nis om­nium an­no­rum spa­tiis dies congrue­rent. [7] idem ne­fas­tos dies fas­tos­que fe­cit, quia ali­quan­do ni­hil cum po­pu­lo agi uti­le fu­tu­rum erat.

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 68Янус был богом две­рей (лат. ianua — «дверь») и вхо­дов, а так­же богом вся­че­ских начи­на­ний. Его имя про­из­но­си­лось в молит­ве пер­вым, даже преж­де име­ни Юпи­те­ра. Свя­ти­ли­ще Яну­са пред­став­ля­ло собой неболь­шое пря­мо­уголь­ное стро­е­ние с дву­мя ворота­ми, нечто вро­де двой­ной арки, и име­ло назва­ние Ianus Ge­mi­nus. Гово­ря о том, что вра­та хра­ма со вре­мен Нумы закры­ва­лись два­жды, Ливий назы­ва­ет год кон­суль­ства Тита Ман­лия Торк­ва­та (235 г. до н. э. — хотя I Пуни­че­ская вой­на закон­чи­лась в 241 г. до н. э. в кон­суль­ство Авла Ман­лия Торк­ва­та) и вре­мя после бит­вы при Акции (бит­ва — 31 г., закры­тие врат хра­ма — 29 г. до н. э.). Воз­мож­но, что риту­ал закры­ва­ния две­рей свя­ти­ли­ща Яну­са соблюдал­ся не все­гда.
  • 69Созда­ние пер­во­го рим­ско­го кален­да­ря при­пи­сы­ва­лось антич­ной тра­ди­ци­ей Рому­лу (см.: Овидий. Фасты, I, 27 сл.; III, 97 сл.). Год, в соот­вет­ст­вии с этим исчис­ле­ни­ем, состо­ял из 10 лун­ных меся­цев. Рефор­ма кален­да­ря, тра­ди­ци­он­но свя­зы­вае­мая с име­нем Нумы, была про­веде­на, види­мо, веком поз­же, в этрус­ский пери­од и под этрус­ским вли­я­ни­ем, о чем свиде­тель­ст­ву­ют назва­ния неко­то­рых меся­цев.
  • 70В «при­сут­ст­вен­ные» дни (dies fas­ti) мож­но было зани­мать­ся обще­ст­вен­ной дея­тель­но­стью и вести судеб­ные дела. Заня­тие обще­ст­вен­ны­ми дела­ми в «непри­сут­ст­вен­ные» (ne­fas­ti), празд­нич­ные дни осуж­да­лось как нече­стье и тре­бо­ва­ло искуп­ле­ния очи­сти­тель­ной жерт­вой.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1327007032 1327007054 1327008009 1364000120 1364000121 1364000122