Историческая библиотека

Книга II

Текст приводится по изданиям:
Главы 1—2, 43—46: Кавказ и Дон в произведениях античных авторов. Ростов-на-Дону, 1990 (ссылается на: В. В. Латышев Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. 1947. № 4).
Главы 2, 4—7, 16, 26, 32, 34, 43: Древние авторы о Средней Азии (VI в. до н. э. — III в. н. э.). Ташкент, 1940. C. 26—30.
Главы 35—42: Хрестоматия по истории Древнего Востока. Часть 2. Москва, «Высшая Школа», 1980. Стр. 123—128. Перевод и комментарии В. В. Вертоградовой по изданию: Diodori Siculi Bibliothecae historicae quao supersunt ex nova recensione L. Dindorfii. Parisiis, 1842.
Нумерация примечаний заменена на сквозную.
OCR: Halgar Fenrirsson.
1 24 5 6 716263234 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46

I. После это­го он, царь Нин из Вави­ло­нии1, повел свои вой­ска в Арме­нию и при­вел в тре­пет мест­ное насе­ле­ние взя­ти­ем несколь­ких горо­дов. Бар­зон2, их царь, пони­мая, что он не в состо­я­нии сопро­тив­лять­ся, высту­пил навстре­чу вра­гу с подар­ка­ми и выра­зил ему покор­ность. Нин посту­пил со сво­ей сто­ро­ны вели­ко­душ­но, он оста­вил ему его власть над Арме­ни­ей, потре­бо­вав лишь при­сыл­ки вспо­мо­га­тель­ных отрядов и про­до­воль­ст­вия для сво­его вой­ска.

«Кав­каз и Дон в про­из­веде­ни­ях антич­ных авто­ров»

II. Когда дела у Нина шли так удач­но, он возы­мел горя­чее жела­ние под­чи­нить себе всю Азию от Танаи­са до Нила. Поэто­му он поста­вил сатра­пом Мидии одно­го из сво­их дру­зей, а сам отпра­вил­ся в поход, поко­ряя ази­ат­ские пле­ме­на, и в тече­ние сем­на­дца­ти лет сде­лал­ся вла­ды­кой всех про­чих наро­дов, кро­ме индий­цев и бак­трий­цев. (2) Отдель­ные сра­же­ния и чис­ло всех поко­рен­ных не запи­сал ни один писа­тель, а важ­ней­шие из пле­мен мы поста­ра­ем­ся про­бе­жать вкрат­це, сле­дуя Кте­сию Книд­ско­му3. (3) Нин поко­рил из при­мор­ских и сосед­них с ними обла­стей Еги­пет и Фини­кию, (…) под­чи­нил сво­ей вла­сти Тро­аду, Гел­лес­понт­скую Фри­гию, Про­пон­ти­ду, Вифи­нию, Кап­па­до­кию4 и при­пон­тий­ские вар­вар­ские пле­ме­на, зани­мав­шие обла­сти до Танаи­са, овла­дел зем­лей каду­си­ев и тапи­ров, затем гир­кан­ца­ми и дран­га­ми, кро­ме того дер­би­ка­ми, кар­ма­ни­я­ми и хором­не­ями5, затем бор­ка­ни­я­ми и пар­фя­на­ми, про­шел так­же Пер­сиду, Суси­а­ну и так назы­вае­мую Кас­пи­а­ну6, в кото­рую ведет весь­ма узкий про­ход, назы­вае­мый поэто­му Кас­пий­ски­ми ворота­ми7. (4) Он под­чи­нил себе и мно­гие дру­гие, менее зна­чи­тель­ные пле­ме­на, о кото­рых дол­го было бы гово­рить…

«Древ­ние авто­ры о Сред­ней Азии»

II. (1) Нин сде­лал сатра­пом Мидии одно­го из сво­их дру­зей и сам отпра­вил­ся поко­рять пле­ме­на Азии; в тече­ние сем­на­дца­ти лет он стал гос­по­ди­ном всех, кро­ме индов и бак­трий­цев… (3) Он заво­е­вал зем­ли каду­си­ев и тапи­ров8, гир­кан­цев, дран­гов9, дер­би­ков10, кар­ма­ний­цев11, хором­ний­цев12, бор­ка­ний­цев13, пар­фян… (4) Что каса­ет­ся до Бак­три­а­ны, труд­но доступ­ной и засе­лен­ной очень воин­ст­вен­ны­ми людь­ми, то он, после несколь­ких бес­плод­ных попы­ток, отло­жил вой­ну с ней…

IV. (1) Осно­вав Нине­вию, Нин с боль­шой арми­ей вошел в Бак­три­а­ну, где женил­ся на Семи­ра­миде…

V. (3) Зная харак­тер и мно­го­люд­ность жите­лей (Бак­трии) и то, что там име­лось мно­же­ство непри­ступ­ных укреп­лен­ных мест, он (Нин) собрал избран­ное огром­ное вой­ско из всех под­чи­нен­ных ему пле­мен… (4) две­сти десять тысяч кон­ни­цы и око­ло тыся­чи шести­сот пово­зок, воору­жен­ных сер­па­ми…

VI. (2) Сре­ди боль­шо­го коли­че­ства круп­ных горо­дов в Бак­три­ане был один заме­ча­тель­ный, назы­вае­мый Бак­тра (Балх), пре­вос­хо­див­ший всех вели­чи­ной и непри­ступ­но­стью кре­по­сти. Цар­ст­во­вав­ший там Окси­арт собрал всех людей воен­но­го воз­рас­та, четы­ре­ста тысяч… (4) Нин лег­ко овла­дел все­ми горо­да­ми, кро­ме Бак­тры, вслед­ст­вие ее непри­ступ­но­сти и сопро­тив­ле­ния…

VII. (1) Нин захва­тил сокро­ви­ща Бак­трии, состо­яв­шие из боль­шо­го коли­че­ства золота и сереб­ра…

XVI. (4) Семи­ра­мида вер­ну­лась со сво­им вой­ском в Бак­трию и реши­ла начать вой­ну с Инди­ей. (5) Она посла­ла вест­ни­ков во все стра­ны, пред­пи­сы­вая началь­ни­кам соста­вить вой­ско из луч­шей моло­де­жи и опре­де­ли­ла чис­ло, смот­ря по вели­чине пле­мен. Все долж­ны были через три года собрать­ся в Бак­тру. (6) Она так­же позва­ла кораб­ле­стро­и­те­лей из Сирии, Фини­кии и Кип­ра… (7) Так как на Инде не ожи­да­ли най­ти стро­е­во­го мате­ри­а­ла, то надо было достав­лять суда из Бак­трии…

XXVI. (1) (При вос­ста­нии Арба­ка и Бели­зида, мидян­ско­го и вави­лон­ско­го вое­но­на­чаль­ни­ков, про­тив царя Сар­да­на­па­ла) царь вызвал из Бак­трии боль­шое вой­ско и оно, дви­га­ясь очень быст­ро, было уже на пути. Но Арбак убедил бак­трий­цев, чтобы они при­со­еди­ни­лись к нему…

XXXII. (5) Кте­зий гово­рит, что после кру­ше­ния вла­сти асси­рий­цев мидяне вла­ды­че­ст­во­ва­ли [προσ­τῆ­ναι] над Ази­ей…

XXXIV. (1) При царе Артине от мидян отпа­ли пар­фяне, вру­чив свою зем­лю в город сакам. (2) Тогда меж­ду сака­ми и мидя­на­ми воз­ник­ла вой­на… нако­нец, был заклю­чен мир и пар­фяне сно­ва под­чи­ни­лись мидя­нам, но вожди их [προϋπάρ­χον­τες] заклю­чи­ли мир и воен­ный союз на веч­ные вре­ме­на. (3) В это вре­мя у саков цар­ст­во­ва­ла жен­щи­на с совер­шен­но воин­ст­вен­ны­ми наклон­но­стя­ми по име­ни Зари­на. Вооб­ще жен­щи­ны у это­го пле­ме­ни муже­ст­вен­ные и делят с мужья­ми опас­ность вой­ны… (4) Зари­на при­ве­ла в куль­тур­ное состо­я­ние [ἐξη­μερῶ­σαι] боль­шую часть зем­ли, постро­и­ла мно­го горо­дов…14

XXXV. (1) По фор­ме сво­ей Индия — четы­рех­гран­ная. Ту сто­ро­ну ее, что обра­ще­на к восто­ку, и ту, что к югу, омы­ва­ет Вели­кое море, ту, что к севе­ру, гора Эмод15 отде­ля­ет от Ски­фии, насе­лен­ной теми из ски­фов, кото­рых назы­ва­ют сака­ми16, чет­вер­тую же сто­ро­ну, обра­щен­ную к запа­ду, огра­ни­чи­ва­ет река, име­ну­е­мая Инд, пожа­луй, самая боль­шая из всех рек после Нила.

(2) Гово­рят, что про­тя­жен­ность всей Индии с восто­ка на запад состав­ля­ет два­дцать восемь тысяч ста­дий, а с севе­ра на юг — трид­цать две тыся­чи ста­дий. Имея столь обшир­ные раз­ме­ры, Индия, кажет­ся, из всех стран мира более все­го при­над­ле­жит кру­гу лет­не­го солн­це­сто­я­ния. И часто в воз­вы­шен­ных обла­стях ее мож­но видеть, что сол­неч­ные часы не отбра­сы­ва­ют тени, ночью там не вид­но Боль­шой и Малой Мед­веди­цы, а в самых отда­лен­ных частях ее даже Арк­тур не пока­зы­ва­ет­ся. Есте­ствен­но, что и тени, гово­рят, обра­ще­ны там к югу.

(3) Мно­го в Индии боль­ших гор, порос­ших все­воз­мож­ны­ми при­но­ся­щи­ми пло­ды дере­вья­ми, мно­го широ­ких пло­до­род­ных рав­нин, отли­чаю­щих­ся кра­сотой и пере­се­чен­ных мно­же­ст­вом рек.

Боль­шая часть индий­ских земель оро­ша­ет­ся и пото­му при­но­сит уро­жай два раза в год. Изоби­лу­ет Индия и раз­но­об­раз­ны­ми живот­ны­ми — как назем­ны­ми, так и летаю­щи­ми, отли­чаю­щи­ми­ся вели­чи­ной и силой. (4) Мно­го­чис­лен­ных и весь­ма круп­ных сло­нов взра­щи­ва­ет индий­ская зем­ля, в изоби­лии достав­ляя им корм, бла­го­да­ря чему индий­ские сло­ны зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дят сво­ей силой тех, что живут в Ливии. Поэто­му то обсто­я­тель­ство, что мно­гих сло­нов индий­цы отлав­ли­ва­ют и под­готав­ли­ва­ют для уча­стия в воен­ных бит­вах, порой ока­зы­ва­ет­ся решаю­щим момен­том, обес­пе­чи­ваю­щим победу.

XXXVI. (1) Подоб­ным же обра­зом оби­лие пло­дов, достав­ля­ю­щих про­пи­та­ние людям, весь­ма спо­соб­ст­ву­ет тому, что люди там отли­ча­ют­ся рос­ло­стью и дород­ст­вом. К это­му сле­ду­ет доба­вить, что они све­ду­щи в искус­ствах, быть может, отто­го, что дышат они чистым возду­хом и пьют тон­чай­ше­го соста­ва воду.

(2) Зем­ля их, изоби­лу­ю­щая взра­щен­ны­ми чело­ве­ком пло­да­ми, заклю­ча­ет в себе и мно­го рудо­нос­ных жил раз­ных метал­лов: есть в ней мно­го сереб­ра, золота, нема­ло меди и желе­за, а так­же оло­во и дру­гие метал­лы, необ­хо­ди­мые для изготов­ле­ния укра­ше­ний, пред­ме­тов повсе­днев­но­го поль­зо­ва­ния, и для воен­но­го сна­ря­же­ния.

(3) Поми­мо пло­дов Демет­ры17, в Индии про­из­рас­та­ет мно­го про­са, оро­шае­мо­го оби­ли­ем реч­ной вла­ги, мно­го раз­лич­ных бобо­вых, а так­же рис и так назы­вае­мый бос­пор18 и, кро­ме того, мно­гое дру­гое из того, что полез­но для про­пи­та­ния. И все это боль­шей частью — дико­рас­ту­щее.

Нема­ло в Индии и дру­гих съе­доб­ных пло­дов, год­ных на про­корм живот­ным, опи­сы­вать кото­рые было бы слиш­ком дол­го.

(4) Поэто­му Индия нико­гда, гово­рят, не зна­ла голо­да или общей недо­ста­чи того, что необ­хо­ди­мо для про­пи­та­ния. Ведь каж­дый год там быва­ет по два дожд­ли­вых сезо­на — один зим­ний, когда, как и у дру­гих, про­ис­хо­дит сев пше­ни­цы, дру­гой — лет­ний, во вре­мя кото­ро­го сеют рис и бос­пор, а так­же сезам и про­со. В боль­шин­стве слу­ча­ев жите­ли Индии полу­ча­ют пло­ды обо­их уро­жа­ев. А если пло­ды одно­го уро­жая не вызре­ва­ют, то и в этом слу­чае они не оста­ют­ся без пло­дов.

(5) И дико­рас­ту­щие пло­ды, и про­из­рас­таю­щие по боло­ти­стым местам раз­лич­ные кор­ни, бла­го­да­ря сво­ей сла­до­сти, достав­ля­ют людям оби­лие пищи. Ведь почти все рав­ни­ны этой стра­ны про­пи­та­ны слад­кой вла­гой от рек и лет­них лив­не­вых дождей, что име­ют уди­ви­тель­ное обык­но­ве­ние обиль­но выпа­дать в одно и то же вре­мя каж­дый год. Это про­ис­хо­дит отто­го, что теп­лая вла­га все вре­мя оседа­ет из окру­жаю­ще­го возду­ха, и отто­го что жар сва­ри­ва­ет в болотах кор­ни, осо­бен­но боль­ших трост­ни­ков.

(6) У индий­цев и зако­ны спо­соб­ст­ву­ют тому, чтобы нико­гда не было у них недо­стат­ка пищи. Ведь у дру­гих людей вра­ги, при­чи­няя вред сель­ской мест­но­сти, дела­ют ее непри­год­ной для зем­леде­лия. А посколь­ку у индий­цев зем­ледель­цы счи­та­ют­ся свя­щен­ны­ми и непри­кос­но­вен­ны­ми, они побли­зо­сти от сра­жаю­щих­ся зани­ма­ют­ся сво­и­ми работа­ми, не заме­чая опас­но­сти.

(7) Ведь обе вою­ю­щие сто­ро­ны уби­ва­ют друг дру­га в сра­же­ни­ях, а тем, кто зани­ма­ет­ся зем­леде­ли­ем, не при­чи­ня­ют ника­ко­го вреда, ибо счи­та­ют их все­об­щи­ми бла­го­де­те­ля­ми, и зем­ли про­тив­ни­ка не губят ни огнем, ни выруб­кой дере­вьев.

XXXVII. (1) В зем­ле индий­цев мно­го боль­ших и при­год­ных для судо­ход­ства рек, исто­ки кото­рых нахо­дят­ся в горах, рас­по­ло­жен­ных на севе­ре. Рас­те­ка­ясь по рав­нине, мно­гие из них соеди­ня­ют­ся друг с дру­гом и впа­да­ют в реку, назы­вае­мую Ган­га. (2) Эта река, имея в шири­ну трид­цать ста­дий, течет с севе­ра на юг и впа­да­ет в оке­ан. Она оги­ба­ет с восто­ка пле­мя ган­га­ридов, извест­ное сво­и­ми мно­го­чис­лен­ны­ми и самы­ми круп­ны­ми сло­на­ми. (3) Поэто­му-то зем­лей этой не смог овла­деть ни один чуже­зем­ный царь — все ино­зем­цы стра­ши­лись огром­но­го чис­ла и мощи этих живот­ных. Ведь даже Алек­сандр Македон­ский, захва­тив всю Азию, не под­чи­нил себе одних толь­ко ган­га­ридов, ибо дой­дя со всем сво­им вой­ском до реки Ган­ги и поко­рив всех про­чих индий­цев, он про­ведал, что ган­га­риды име­ют четы­ре тыся­чи сло­нов в воен­ном сна­ря­же­нии, и оста­вил наме­ре­ния высту­пать про­тив них.

(4) Дру­гая река, подоб­ная Ган­ге и назы­вае­мая Инд, кото­рая так­же берет нача­ло на севе­ре и впа­да­ет в оке­ан, слу­жит гра­ни­цей Индии. Пере­се­кая рав­нин­ные зем­ли, Инд при­ни­ма­ет в себя нема­ло при­то­ков, год­ных для судо­ход­ства. Наи­бо­лее извест­ные из них — Гипа­нис, Гидасп и Аке­син19.

(5) Поми­мо этих, мно­же­ство раз­ных дру­гих рек рас­те­ка­ет­ся по индий­ской зем­ле, давая ей воз­мож­ность покры­вать­ся все­воз­мож­ны­ми садо­вы­ми рас­те­ни­я­ми и пло­да­ми. Как появи­лось столь боль­шое коли­че­ство рек и такое оби­лие воды, тамош­ние фило­со­фы и есте­ство­ис­пы­та­те­ли объ­яс­ня­ют сле­дую­щим обра­зом: (6) «Зем­ли, окру­жаю­щие Индию, — гово­рят они, — такие, как Ски­фия, Бак­трия20 или Ари­а­на21 — рас­по­ло­же­ны выше Индии. Поэто­му есте­ствен­но, что в зем­лю, лежа­щую ниже, ото­всюду сте­ка­ют­ся воды, отче­го места эти посте­пен­но увлаж­ня­ют­ся и рож­да­ет­ся мно­же­ство рек».

(7) Сре­ди индий­ских рек отли­ча­ет­ся сво­ей стран­но­стью река, назы­вае­мая Сил­ла, выте­каю­щая из источ­ни­ка того же назва­ния: на ней одной из всех рек, что́ бы в нее ни бро­си­ли, не всплы­ва­ет, но уди­ви­тель­ным обра­зом погру­жа­ет­ся на дно.

XXXVIII. (1) Гово­рят, что всю Индию, кото­рая непо­мер­но вели­ка, насе­ля­ет мно­же­ство раз­лич­ных наро­дов, и из них ни один не име­ет изна­чаль­но ино­зем­но­го про­ис­хож­де­ния, но все они, кажет­ся, автох­тон­ны. Ведь индий­цы ни у себя нико­гда не при­ни­ма­ли ино­зем­ных коло­ний, ни сво­их не посы­ла­ли к дру­гим наро­дам.

(2) Рас­ска­зы­ва­ют, что древ­ней­шие люди у них употреб­ля­ли в пищу дико­рас­ту­щие пло­ды зем­ли, а вме­сто одеж­ды поль­зо­ва­лись шку­ра­ми мест­ных живот­ных, как это было и у элли­нов. Подоб­ным обра­зом и откры­тие реме­сел и про­че­го, полез­но­го для жиз­ни, про­ис­хо­ди­ло у них посте­пен­но; сама поль­за была про­вод­ни­ком у спо­соб­но­го от при­ро­ды чело­ве­ка, име­ю­ще­го во всем в каче­стве помощ­ни­ков руки, сло­во и сме­кал­ку.

(3) Самые све­ду­щие из индий­цев рас­ска­зы­ва­ют исто­рию, о кото­рой вре­мя вкрат­це теперь поведать.

Гово­рят, что в отда­лен­ней­шие вре­ме­на, когда люди жили отдель­ны­ми селе­нья­ми, при­шел к ним из запад­ных обла­стей Дио­нис22 со зна­чи­тель­ным вой­ском. Он овла­дел всей Инди­ей, ибо не встре­тил ни одно­го зна­чи­тель­но­го горо­да, кото­рый бы мог ока­зать сопро­тив­ле­ние. (4) Когда же насту­пи­ла силь­ная жара, и вои­ны Дио­ни­са нача­ли гиб­нуть от моро­вой болез­ни, отли­чав­ший­ся бла­го­ра­зу­ми­ем их пред­во­ди­тель отвел лагерь из рав­нин­ных мест в гор­ную область. Там дуно­ве­ние про­хлад­ных вет­ров и чистые проточ­ные воды, про­те­каю­щие воз­ле самых источ­ни­ков, изба­ви­ли лагерь от болез­ни.

Это гор­ное место, с помо­щью кото­ро­го Дио­нис отвра­тил от вой­ска болезнь, назы­ва­ет­ся Мерос23. Поэто­му и элли­ны пере­да­ют об этом боге сво­им потом­кам, буд­то Дио­нис был взра­щен в бед­ре.

(5) После это­го Дио­нис, вла­дев­ший искус­ст­вом сбо­ра и хра­не­ния пло­дов, поде­лил­ся этим искус­ст­вом с индий­ца­ми, а так­же пере­дал им сек­рет изготов­ле­ния вина и мно­гое дру­гое, полез­ное для жиз­ни. К тому же он стал осно­ва­те­лем извест­ных горо­дов, пере­ме­стив для это­го дерев­ни в более удоб­ные места. Он научил индий­цев почи­тать боже­ство и ввел зако­ны и суды. И вот, будучи зачи­на­те­лем мно­гих пре­крас­ных дел, сам стал счи­тать­ся богом и полу­чать боже­ст­вен­ные поче­сти. (6) Рас­ска­зы­ва­ют так­же про него, буд­то он водил с собой в воен­ном лаге­ре мно­же­ство жен­щин, и что в сра­же­ни­ях он поль­зо­вал­ся тим­па­на­ми и ким­ва­ла­ми — тру­ба еще не была откры­та.

После того как Дио­нис пять­де­сят два года цар­ст­во­вал в Индии, он умер в глу­бо­кой ста­ро­сти. А при­няв­шие вер­хов­ную власть его сыно­вья посто­ян­но пере­да­ва­ли ее сво­им потом­кам. Но в кон­це кон­цов, когда мино­ва­ло мно­же­ство поко­ле­ний, вер­хов­ная власть была упразд­не­на и горо­да пере­шли к демо­кра­ти­че­ско­му управ­ле­нию.

XXXIX. (1) Так рас­ска­зы­ва­ют о Дио­ни­се и его потом­ках индий­цы, живу­щие в горах. Они утвер­жда­ют, что и Геракл был у них и подоб­но элли­нам наде­ля­ют его пали­цей и льви­ной шку­рой. (2) Они так­же счи­та­ют, что телес­ной силой и храб­ро­стью Геракл зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дил всех людей и очи­стил от диких зве­рей зем­лю и море. Он был женат на мно­гих жен­щи­нах, от кото­рых имел мно­же­ство сыно­вей и одну толь­ко дочь. Когда дети достиг­ли зре­ло­сти, он разде­лил меж­ду ними поров­ну всю Индию, сде­лав всех сыно­вей царя­ми. А когда взрас­тил един­ст­вен­ную дочь, и ее поста­вил цари­цей над ее зем­лей.

(3) Геракл был осно­ва­те­лем мно­гих горо­дов. Самый боль­шой и извест­ный из них назы­вал­ся Пали­ботра24. В Пали­ботре он соорудил бога­тый цар­ский дво­рец и посе­лил мно­же­ство жите­лей, а город укре­пил рва­ми, напол­нен­ны­ми водой из боль­ших рек.

(4) И вот, оста­вив мир людей, Геракл удо­сто­ил­ся поче­стей, ока­зы­вае­мых бес­смерт­ным. Потом­ки же его про­дол­жа­ли еще цар­ст­во­вать на про­тя­же­нии мно­гих поко­ле­ний, и, совер­шая достой­ные дела, не пред­при­ни­ма­ли воен­ных похо­дов за пре­де­лы сво­их гра­ниц и не посы­ла­ли коло­ни­стов, чтобы селить­ся сре­ди дру­гих наро­дов.

Позд­нее, когда про­шло мно­го лет, боль­шая часть горо­дов пере­шла к демо­кра­ти­че­ско­му управ­ле­нию, и лишь неко­то­рые наро­ды про­дол­жа­ли сохра­нять цар­скую власть вплоть до похо­да Алек­сандра.

(5) Из обы­ча­ев, суще­ст­ву­ю­щих у индий­цев и весь­ма свое­об­раз­ных, вся­кий счел бы наи­бо­лее достой­ным удив­ле­ния то, чему учи­ли у них еще древ­ние фило­со­фы; по их зако­нам, никто вооб­ще не явля­ет­ся рабом, а будучи сво­бод­ны­ми, все при­зна­ют друг в дру­ге рав­ное досто­ин­ство. Ибо они дума­ют, что луч­ший спо­соб про­ти­во­сто­ять всем пре­врат­но­стям жиз­ни — это не воз­вы­шать­ся над дру­ги­ми и не быть в уни­чи­же­нии. Неле­по же, по их мне­нию, уста­нав­ли­вать зако­ны, рав­ные для всех, а в пра­вах людей не урав­ни­вать.

XL. (1) Все насе­ле­ние Индии делит­ся на семь раз­рядов. Пер­вый раз­ряд состав­ля­ют фило­со­фы. Чис­лом он усту­па­ет осталь­ным, но поче­том поль­зу­ет­ся наи­боль­шим. Ведь фило­со­фы, не неся ника­ких обще­ст­вен­ных повин­но­стей, ни над кем не гос­под­ст­ву­ют и нико­му не под­чи­ня­ют­ся. (2) Одна­ко част­ные лица при­гла­ша­ют их на жерт­во­при­но­ше­ния и на обряды, совер­шае­мые в честь умер­ших, ибо счи­та­ют их наи­бо­лее угод­ны­ми богам и более всех све­ду­щи­ми в делах пре­ис­под­ней. За эти услу­ги фило­со­фы полу­ча­ют бога­тые дары и почет. Боль­шую поль­зу при­но­сят они и обще­ст­вен­ным делам индий­цев, когда их при­гла­ша­ют на созы­вае­мую в нача­ле каж­до­го года боль­шую сход­ку, где они про­ро­че­ст­ву­ют наро­ду о засу­хах и навод­не­ни­ях, о вет­рах, болез­нях и мно­гом дру­гом, что может быть полез­но людям, их слу­шаю­щим. (3) Ведь узнав зара­нее о том, что их ожи­да­ет, люди и царь ста­ра­ют­ся избе­жать пред­сто­я­ще­го и все­гда зара­нее уготав­ли­ва­ют то, что может быть полез­ным. А кто из фило­со­фов оши­бет­ся в сво­их пред­ска­за­ни­ях, ника­кое иное нака­за­ние его не постигнет, ни хула, кро­ме того, что он дол­жен пре­бы­вать в мол­ча­нии всю остав­шу­ю­ся жизнь.

(4) Вто­рой раз­ряд насе­ле­ния состав­ля­ют зем­ледель­цы. Из всех он кажет­ся наи­бо­лее мно­го­чис­лен­ным. Зем­ледель­цы не участ­ву­ют ни в вой­нах, ни в дру­гих обще­ст­вен­ных повин­но­стях, а усерд­ст­ву­ют толь­ко в зем­леде­лии. И ника­кой воин, столк­нув­шись слу­чай­но в поле с зем­ледель­цем, не при­чи­нит ему вреда, ибо люди, счи­тая зем­ледель­цев все­об­щи­ми бла­го­де­те­ля­ми, удер­жи­ва­ют­ся от вся­кой по отно­ше­нию к ним неспра­вед­ли­во­сти. (5) Ведь обра­ба­ты­вае­мая зем­ля, пре­бы­ваю­щая в без­опас­но­сти и отяг­чен­ная пло­да­ми, достав­ля­ет людям изоби­лие все­го необ­хо­ди­мо­го для про­пи­та­ния.

Живут зем­ледель­цы в сель­ской мест­но­сти со сво­и­ми детьми и жена­ми и даже не стре­мят­ся посе­щать город. А пла­ту за зем­лю они достав­ля­ют царю, пото­му что вся зем­ля Индии — цар­ская, и нико­му из част­ных лиц не доз­во­ля­ет­ся вла­деть зем­лей. Кро­ме этой пла­ты, зем­ледель­цы постав­ля­ют чет­вер­тую часть уро­жая в цар­ские жит­ни­цы.

(6) Тре­тий раз­ряд состав­ля­ют коро­вьи пас­ту­хи и овча­ры и вооб­ще все пас­ту­хи, кото­рые не живут ни в деревне, ни в горо­де, а ведут коче­вую жизнь. Посколь­ку они сами зани­ма­ют­ся еще и охотой, то очи­ща­ют зем­лю от птиц и диких живот­ных. Усерд­но этим зани­ма­ясь, они дела­ют удоб­ной для обра­бот­ки индий­скую зем­лю, изоби­лу­ю­щую все­воз­мож­ны­ми дики­ми живот­ны­ми и пти­ца­ми, поедаю­щи­ми посе­вы.

XLI. (1) Чет­вер­тый раз­ряд состав­ля­ют ремес­лен­ни­ки. Одни из них дела­ют ору­жие, дру­гие изготав­ли­ва­ют раз­лич­ные пред­ме­ты, полез­ные для зем­леде­лия и дру­гих заня­тий. Они не толь­ко осво­бож­де­ны от пода­тей, но и полу­ча­ют про­до­воль­ст­вен­ные пай­ки из цар­ских жит­ниц.

(2) Пятый раз­ряд — вои­ны, пред­на­зна­чен­ные для воен­ных похо­дов. По чис­лен­но­сти они зани­ма­ют вто­рое место, а в мир­ное вре­мя более всех пре­да­ют­ся празд­но­сти и заба­вам.

Все вои­ны, как и воен­ные лоша­ди и сло­ны, полу­ча­ют про­пи­та­ние из цар­ских жит­ниц.

(3) Шестой раз­ряд — эфо­ры25. Они, вни­кая в раз­ные дела и наблюдая за всем, что про­ис­хо­дит в Индии, докла­ды­ва­ют об этом царю, а если государ­ство управ­ля­ет­ся не царем, то вла­стям.

(4) К седь­мо­му раз­ряду отно­сят­ся те, что заседа­ют в сове­те и сове­ща­ют­ся по обще­ст­вен­ным делам. Чис­лен­но этот раз­ряд самый мень­ший, но более всех отли­ча­ет­ся бла­го­род­ст­вом про­ис­хож­де­ния и рас­суди­тель­но­стью. Одни из них — совет­ни­ки царя, дру­гие — диой­ке­ты26 и судьи в тяж­бах, — сло­вом, из них выхо­дят все пред­во­ди­те­ли и началь­ни­ки.

(5) Тако­вы при­мер­но раз­ряды людей в государ­стве индий­цев. У них не доз­во­ля­ет­ся брать жену из дру­го­го рода, не доз­во­ля­ет­ся менять образ жиз­ни или заня­тия. К при­ме­ру, будучи вои­ном, зани­мать­ся зем­леде­ли­ем или, будучи ремес­лен­ни­ком, упраж­нять­ся в фило­со­фии.

XLII. (1) На зем­ле индий­цев живет мно­же­ство боль­ших сло­нов, отли­чаю­щих­ся необы­чай­ной силой и раз­ме­ра­ми. Опло­до­тво­ря­ет­ся это живот­ное не осо­бен­ным спо­со­бом, как утвер­жда­ют неко­то­рые, но подоб­но лоша­дям и про­чим чет­ве­ро­но­гим. Сло­ны носят во чре­ве самое мень­шее — один­на­дцать меся­цев, самое боль­шее — восем­на­дцать. (2) Рож­да­ют они, как и лоша­ди, обыч­но одно­го дете­ны­ша, и мате­ри кор­мят его моло­ком до шести лет. Боль­шин­ство из них уми­ра­ет в воз­расте людей-дол­го­жи­те­лей, а ста­рей­шие дожи­ва­ют до двух­сот лет.

(3) Есть у индий­цев осо­бые долж­ност­ные лица, при­став­лен­ные к ино­зем­цам, заботя­щи­е­ся о том, чтобы им не было при­чи­не­но ника­ко­го вреда. К заболев­шим ино­зем­цам они при­во­дят вра­чей и вся­че­ски о них пекут­ся. В слу­чае смер­ти — хоро­нят, а остав­ше­е­ся иму­ще­ство пере­да­ют род­ст­вен­ни­кам.

(4) Судьи у индий­цев точ­но выно­сят при­го­во­ры и суро­во обра­ща­ют­ся с про­ви­нив­ши­ми­ся.

Итак, об Индии и о том, что тол­ку­ют о дав­них ее делах, доста­точ­но того, что здесь рас­ска­за­но.

«Кав­каз и Дон в про­из­веде­ни­ях антич­ных авто­ров»

XLIII. (1) Теперь перей­дем к ски­фам, насе­ля­ю­щим сосед­нюю (с индий­ца­ми) стра­ну. Они сна­ча­ла зани­ма­ли незна­чи­тель­ную область, но впо­след­ст­вии, поне­мно­гу уси­лив­шись бла­го­да­ря сво­ей храб­ро­сти и воен­ным силам, заво­е­ва­ли обшир­ную терри­то­рию и снис­ка­ли сво­е­му пле­ме­ни боль­шую сла­ву и гос­под­ство. (2) Сна­ча­ла они жили в очень незна­чи­тель­ном коли­че­стве у реки Ара­к­са27 и были пре­зи­рае­мы за свое бес­сла­вие; но еще в древ­но­сти под управ­ле­ни­ем одно­го воин­ст­вен­но­го и отли­чав­ше­го­ся стра­те­ги­че­ски­ми спо­соб­но­стя­ми царя они при­об­ре­ли себе стра­ну в горах до Кав­ка­за, а в низ­мен­но­стях при­бре­жья Оке­а­на и Мео­тий­ско­го озе­ра и про­чие обла­сти до реки Танаи­са. (3) Впо­след­ст­вии, по скиф­ским пре­да­ни­ям, появи­лась у них рож­ден­ная зем­лей дева, у кото­рой верх­няя часть тела до поя­са была жен­ская, а ниж­няя — зме­и­ная. Зевс, сово­ку­пив­шись с ней, про­из­вел сына по име­ни Ски­фа, кото­рый, пре­взой­дя сла­вой всех сво­их пред­ше­ст­вен­ни­ков, назвал народ по сво­е­му име­ни ски­фа­ми. В чис­ле потом­ков это­го царя были два бра­та, отли­чав­ши­е­ся доб­ле­стью; один из них назы­вал­ся Пал, а дру­гой — Нап. (4) Когда они совер­ши­ли слав­ные подви­ги и разде­ли­ли меж­ду собой цар­ство, по име­ни каж­до­го из них назва­лись наро­ды, один пала­ми, а дру­гой напа­ми. Спу­стя несколь­ко вре­ме­ни потом­ки этих царей, отли­чав­ши­е­ся муже­ст­вом и стра­те­ги­че­ски­ми талан­та­ми, под­чи­ни­ли себе обшир­ную стра­ну за рекой Танаи­сом до Фра­кии и, напра­вив воен­ные дей­ст­вия в дру­гую сто­ро­ну, рас­про­стра­ни­ли свое вла­ды­че­ство до еги­пет­ской реки Нила. (5) Пора­бо­тив себе мно­гие зна­чи­тель­ные пле­ме­на, жив­шие меж­ду эти­ми пре­де­ла­ми, они рас­про­стра­ни­ли гос­под­ство ски­фов с одной сто­ро­ны до восточ­но­го оке­а­на28, с дру­гой до Кас­пий­ско­го моря и Мео­тий­ско­го озе­ра; ибо это пле­мя широ­ко раз­рос­лось и име­ло заме­ча­тель­ных царей, по име­ни кото­рых одни были назва­ны сака­ми, дру­гие мас­са­ге­та­ми, неко­то­рые ари­мас­па­ми и подоб­но им мно­гие дру­гие. (6) Эти­ми царя­ми были пере­се­ле­ны и мно­гие дру­гие поко­рен­ные пле­ме­на, а самых важ­ных высе­ле­ний было два: одно из Асси­рии в зем­лю меж­ду Пафла­го­ни­ей и Пон­том, дру­гое из Мидии, осно­вав­ше­е­ся у реки Танаи­са; эти пере­се­лен­цы назы­ва­лись сав­ро­ма­та­ми. (7) Эти послед­ние мно­го лет спу­стя, сде­лав­шись силь­нее, опу­сто­ши­ли зна­чи­тель­ную часть Ски­фии и, пого­лов­но истреб­ляя побеж­ден­ных, пре­вра­ти­ли боль­шую часть стра­ны в пусты­ню.

«Древ­ние авто­ры о Сред­ней Азии»

XLIII. (1) Пого­во­рим теперь о ски­фах, живу­щих на гра­ни­це с Инди­ей. Они вна­ча­ле жили на неболь­шом про­стран­стве, но ско­ро уве­ли­чи­ли его в силу сво­ей храб­ро­сти и муже­ства и сде­ла­лись пле­ме­нем с боль­шой сла­вой и муже­ст­вом. (2) Пер­вые ски­фы зани­ма­ли в неболь­шом чис­ле зем­лю у Ара­к­са… но один из их царей захва­тил про­стран­ство в гор­ных мест­но­стях до Кав­ка­за в рав­нине оке­а­на у Мэо­тий­ско­го озе­ра29 и еще зем­лю до Тана­ида…30 (4) даль­ше они про­ник­ли до Фра­кии, в Егип­те до Нила… (5) до Восточ­но­го оке­а­на… до Кас­пий­ско­го озе­ра и Мэо­тий­ско­го озе­ра. Неко­то­рые зна­ме­ни­тые цари дали назва­ния раз­ным вет­вям ски­фов — сакам, мас­са­ге­там, ари­мас­пам и дру­гим… (6) Сак­ские цари пере­се­ли­ли мидий­ских плен­ных [κα­ταπο­λεμη­θέν­τες] к Тана­иду (Сыр-Дарья).

XLIV. После это­го, когда в Ски­фии слу­чи­лось одна­жды меж­ду­цар­ст­вие, воца­ри­лись в ней жен­щи­ны, отли­чав­ши­е­ся силою. У этих наро­дов жен­щи­ны подоб­но муж­чи­нам при­уча­ют­ся к войне и нисколь­ко не усту­па­ют им в храб­ро­сти; поэто­му мно­го вели­ких подви­гов было совер­ше­но слав­ны­ми жен­щи­на­ми не толь­ко в Ски­фии, но и в сосед­них с ней зем­лях. (2) Напри­мер, когда пер­сид­ский царь Кир, могу­ще­ст­вен­ней­ший царь сво­его вре­ме­ни, со зна­чи­тель­ны­ми сила­ми дви­нул­ся похо­дом на Ски­фию, то скиф­ская цари­ца пере­би­ла пер­сид­ское вой­ско и само­го Кира захва­ти­ла в плен и рас­пя­ла. Соста­вив­ше­е­ся таким обра­зом пле­мя ама­зо­нок отли­ча­лось такой храб­ро­стью, что не толь­ко опу­сто­ши­ло мно­го сосед­них стран, но и поко­ри­ло даже зна­чи­тель­ную часть Евро­пы и Азии. (3) Так как мы упо­мя­ну­ли здесь об ама­зон­ках, то счи­та­ем не лиш­ним рас­ска­зать и о них, хотя наш рас­сказ, быть может, вслед­ст­вие сво­ей неве­ро­ят­но­сти, пока­жет­ся похо­жим на сказ­ку.

XLV. Жил у реки Тер­мо­дон­та31 народ под управ­ле­ни­ем жен­щин, кото­рые наравне с муж­чи­на­ми зани­ма­лись воен­ны­ми дела­ми. Гово­рят, что одна из них, имев­шая цар­скую власть, отли­ча­лась муже­ст­вом и силой; (2) соста­вив вой­ско из жен­щин, она ста­ла обу­чать его воен­но­му искус­ству и поко­ри­ла кое-кого из соседей. При­об­ре­тая все более и более доб­ле­сти и сла­вы, она посто­ян­но дела­ла набе­ги на сосед­ние пле­ме­на и, воз­гор­див­шись вслед­ст­вие удач, про­воз­гла­си­ла себя доче­рью Аре­са, а муж­чи­нам пре­до­ста­ви­ла пря­жу шер­сти и домаш­ние жен­ские работы; затем она изда­ла зако­ны, кото­ры­ми жен­щин вызы­ва­ла на воин­ст­вен­ные состя­за­ния, а муж­чи­нам пре­до­ста­ви­ла сми­ре­ние и раб­ство. (3) У детей муж­ско­го пола они кале­чи­ли ноги и руки, чтобы сде­лать их непри­год­ны­ми к воен­ной служ­бе, а у дево­чек выжи­га­ли пра­вую грудь, чтобы в пору телес­ной зре­ло­сти она не выда­ва­лась и не меша­ла им; по этой при­чине пле­мя ама­зо­нок и полу­чи­ло это назва­ние. (4) Отли­ча­ясь вооб­ще умом и воен­ны­ми талан­та­ми, цари­ца постро­и­ла боль­шой город при устье реки Тео­мо­дон­та, по име­ни Фемис­ки­ру, выстро­и­ла слав­ный дво­рец и, во вре­мя похо­дов обра­щая боль­шое вни­ма­ние на дис­ци­пли­ну, сна­ча­ла поко­ри­ла всех соседей до реки Танаи­са. (5) Совер­шив эти подви­ги, она, как гово­рят, герой­ски окон­чи­ла свою жизнь, муже­ст­вен­но сра­жа­ясь в одной бит­ве.

XLVI. Дочь ее, уна­сле­до­вав­шая цар­ство, в доб­ле­сти под­ра­жа­ла сво­ей мате­ри и в отдель­ных подви­гах даже пре­взо­шла ее: девиц она с само­го юно­го воз­рас­та при­уча­ла к охо­те, каж­дый день обу­ча­ла воен­но­му искус­ству (2) и уста­но­ви­ла пыш­ные жерт­во­при­но­ше­ния Аре­су и Арте­ми­де, по про­зва­нию Тав­ро­по­ле. Отпра­вив­шись вой­ною в стра­ну за рекой Танаи­сом, она поко­ри­ла все сосед­ние пле­ме­на вплоть до Фра­кии и, воз­вра­тив­шись домой с бога­той добы­чей, постро­и­ла вели­ко­леп­ные хра­мы упо­мя­ну­тым богам и сво­им крот­ким управ­ле­ни­ем снис­ка­ла себе вели­чай­шую любовь сво­их под­дан­ных. Затем она отпра­ви­лась вой­ной в дру­гую стра­ну, при­об­ре­ла боль­шую часть Азии и рас­про­стра­ни­ла свое вла­ды­че­ство до Сирии. (3) После ее кон­чи­ны род­ст­вен­ни­цы, насле­дуя цар­скую власть, власт­во­ва­ли со сла­вою и воз­вы­си­ли силу и сла­ву пле­ме­ни ама­зо­нок. (…)

ПРИМЕЧАНИЯ


  • 1Миф. осно­ва­тель асси­рий­ской дер­жа­вы, сын бога Бела, эпо­ним г. Нине­вии.
  • 2Миф. царь Арме­нии.
  • 3Кте­сий Книд­ский (V в. до н. э.) — исто­рик и гео­граф. [Счи­та­ет­ся мало­до­сто­вер­ным. — Hal­gar Fen­rirsson.]
  • 4Обла­сти в Малой Азии.
  • 5Каду­сии — пле­мя, оби­тав­шее на юго-восточ­ном бере­гу Кас­пий­ско­го моря, тапи­ры — пле­мя, оби­тав­шее в южной части Закав­ка­зья, гир­кан­цы — оби­та­те­ли южно­го побе­ре­жья Кас­пий­ско­го моря, яран­ги — восточ­но-иран­ский народ, жив­ший на р. Эти­мандре (совр. Гиль­менд), дер­би­ки — пле­мя, оби­тав­шее у зали­ва Кара-Бугаз, кар­ма­нии, хором­неи — пле­ме­на Малой Азии.
  • 6Пер­сида — область на восточ­ном бере­гу Пер­сид­ско­го зали­ва с горо­дом Пер­се­по­лем в цен­тре, Суси­а­на — область на бере­гу Пер­сид­ско­го зали­ва с цен­тром в г. Сузы, Кас­пи­а­на — область пле­ме­ни кас­пи­ев, оби­тав­ших на запад­ном побе­ре­жье Кас­пий­ско­го моря (совр. Азер­бай­джан).
  • 7Назва­ние ряда гор­ных про­хо­дов, рас­по­ло­жен­ных близ Кас­пий­ско­го моря: в север­ном Иране к югу от Кас­пий­ско­го моря и бере­го­вая поло­са в рай­оне Дер­бен­та (Дер­бент­ские ворота).
  • 8Каду­сии и тапи­ры (тапу­ры) — гор­ные пле­ме­на Копет-дага, на пере­ва­лах меж­ду Инди­ей и Гир­ка­ни­ей. Они не раз упо­ми­на­ют­ся Стра­бо­ном. Область тапу­ров рас­про­стра­ня­лась и к восто­ку от Гери-Руда. Еще ара­бы назы­ва­ли эту мест­ность Тапу­ри­ста­ном (см. Бар­тольд, Истор.-геогр. обзор Ира­на, 1903, Древ­ние авто­ры о Сред­ней Азии (VI в. до н. э. — III в. н. э.). Таш­кент — 1940. стр. 153).
  • 9Дран­ги — заран­ги или саран­ги — пле­мя в запад­ной части Афга­ни­ста­на.
  • 10Дер­би­ки — пле­мя в Кара-Кумах, соседи даев, веро­ят­но к севе­ру от них (ср. прим. 33).
  • 11Кар­ма­ния — Цен­траль­ная Пер­сия.
  • 12Хором­ний­цы — неиз­вест­ное пле­мя (не хорез­мий­цы ли?).
  • 13Бор­ка­ний­цы — неиз­вест­ное пле­мя.
  • 14Леген­да Кте­зия, при­веден­ная у Дио­до­ра о горо­дах саков, конеч­но, осно­ва­на на недо­ра­зу­ме­нии. Еще во II в. н. э. Пто­ло­мей под­чер­ки­ва­ет коче­вой образ жиз­ни саков и отсут­ст­вие у них горо­дов. Он гово­рит толь­ко о тор­го­вых сто­ян­ках hor­me­te­ria. Кте­зий, знав­ший кочев­ни­ков из вто­рых рук, от пер­сов, пере­но­сит на родо­во­го вождя, Зари­ну, чер­ты вави­лон­ской цари­цы Семи­ра­миды. Город Рок­со­на­ка, упо­ми­нае­мый Нико­ла­ем Дамас­ским как «сто­ли­ца саков», — оче­вид­но тоже толь­ко тор­го­вая сто­ян­ка. Г. В. Гри­го­рьев (Отчет об архе­ол. разв. в Янги­юль­ском рай­оне в 1934 г.) при­пи­сы­ва­ет сакам най­ден­ные им горо­ди­ща в рай­оне Чир­чи­ка, но эта гипо­те­за еще нуж­да­ет­ся в про­вер­ке.
  • 15Эмод — гор­ная цепь в север­ной Индии, при­мы­каю­щая к Гима­ла­ям.
  • 16Сака, Саки — само­на­зва­ние ряда пле­мен «скиф­ской» вет­ви ира­но­языч­ных наро­дов, а так­же древ­не­пер­сид­ское наиме­но­ва­ние пле­мен этой груп­пы.
  • 17Демет­ра — боги­ня зем­леде­лия в Гре­ции.
  • 18Бос­пор — один из видов про­са.
  • 19Гипа­нис, Гидасп, Аке­син — древ­не­гре­че­ские назва­ния, дан­ные индий­ским рекам (совр. Биас, Дже­лам, Чинаб).
  • 20Бак­трия — исто­ри­че­ская область на севе­ро-восто­ке совр. Афга­ни­ста­на и юго-восто­ке Сред­ней Азии (юг Узбе­ки­ста­на и Таджи­ки­ста­на); по мне­нию ряда уче­ных, в VI в. до н. э. была цен­тром государ­ст­вен­но­го обра­зо­ва­ния, вклю­чав­шим так­же Мар­ги­а­ну и Сог­ди­а­ну; заво­е­ва­на Киром II Вели­ким (550—530 гг. до н. э.).
  • 21Ари­а­на, Арейя (древ­не­пер­сид. Харай­ва, аве­стий­ская Харой­ва, у антич­ных авто­ров Арейя, Ария) — область в бас­сейне р. Гери­руд (Теджен), совр. Герат на севе­ро-запа­де Афга­ни­ста­на.
  • 22Дио­нис — один из богов гре­че­ской мифо­ло­гии.
  • 23Мерос — по-гре­че­ски бед­ро.
  • 24Пали­ботра (гре­че­ская пере­да­ча индий­ско­го назва­ния Пата­ли­пут­ра) — древ­няя сто­ли­ца Индии, нахо­див­ша­я­ся на р. Ганг.
  • 25Эфо­ры — выс­шие долж­ност­ные лица в Спар­те, кото­рые веда­ли судеб­ны­ми дела­ми и осу­ществля­ли кон­троль над все­ми государ­ст­вен­ны­ми учреж­де­ни­я­ми.
  • 26Диой­ке­ты — упра­ви­те­ли, веду­щие хозяй­ст­вен­ные дела.
  • 27Воз­мож­но, име­ет­ся в виду р. Сыр-Дарья.
  • 28Веро­ят­но, Индий­ский оке­ан.
  • 29Мэо­ти­ис­кое озе­ро — Азов­ское море.
  • 30Тана­ид — Дон, но Дон древ­ней­ши­ми авто­ра­ми посто­ян­но сме­ши­вал­ся с Сыр-Дарьей, кото­рая назы­ва­лась поэто­му то Яксар­том, то Тана­идом.
  • 31Совр. р. Тер­ме-чай.
  • ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
    1364004413 1364004421 1364004423 1454003000 1454004000 1454005000