Античный способ производства в источниках (Известия ГАИМК-78). Ленинград, 1933. Стр. 385—393 (гл. 2, 8), 484 (гл. 6, 7, 25). (Перепечатано: Мишулин
Глава 6—7, 25: Античный способ производства в источниках (Известия ГАИМК-78). Ленинград, 1933. Стр. 484.
OCR: Halgar Fenrirsson.
II. (1) После окончания (второй) Пунической войны (201 г. до н. э.) дела сицилийцев в течение 60 лет шли во всех отношениях хорошо, но затем вспыхнула война с рабами по следующей причине. Богатея в течение долгого времени и приобретя крупные состояния, сицилийцы покупали множество рабов. Уводя их толпами из питомников, они тотчас налагали на них клейма и отметки. (2) Молодых рабов они употребляли в качестве пастухов, остальных — так, как каждому было нужно. Господа обременяли их службой и очень мало заботились об их пропитании и одежде. Поэтому бо́льшая часть рабов жила грабежом, и была масса убийств, все равно как если бы разбойники, подобно армии, рассеялись по всему острову. (3) Римские преторы пытались бороться с рабами, но не осмеливались прибегать к наказаниям благодаря силе и влиянию господ, которым принадлежали разбойники, и были вынуждены поэтому допускать ограбление провинции. Большинство рабовладельцев были римские всадники, и в качестве судей над преторами, которых обвиняли провинции, они были страшны для римских властей. (4) Рабы, под гнетом страданий, подвергаясь часто неожиданным и унизительным наказаниям, не выдержали. Сходясь друг с другом в удобное время, они начали сговариваться об измене своим господам, пока не привели своего плана в исполнение. (5) Был один сириец, родом из Апамеи, раб Антигена из г. Энны, своего рода маг и чародей. Он хвастался, что может по указаниям богов, данным ему во сне, предсказывать будущее и, благодаря своей ловкости, обманул таким образом многих. Затем он начал предсказывать не только по снам, но стал прикидываться, будто видит богов наяву и от них узнает будущее. (6) Из всей его болтовни кое-что иногда сбывалось. А так как в несбывшемся никто его не изобличал, а на удачные предсказания все указывали, то молва о сирийце широко распространилась. Наконец, с помощью некоторого приспособления он умел в припадке «вдохновения» изрыгать огонь и таким образом пророчествовать о будущем. (7) В пустой орех или во что-нибудь подобное, составленное из двух высверленных половинок, он вкладывал раскаленный уголь и какое-нибудь вещество, которое его там задерживало. Затем, вложив все это в рот и дуя, он извлекал иногда искры, иногда пламя. Еще до восстания он говорил, что Сирийская богиня является ему и предсказывает, что он будет царем. Об этом он рассказывал не только другим, но постоянно говорил и своему господину. (8) Антиген, забавляясь ловким обманом, ради шутки выводил Евна — так звали чудотворца — к гостям, спрашивал об его будущей царской власти, а также о том, как он поступит тогда с каждым из присутствующих. Евн неизменно повторял свой рассказ, ловко мороча всем головы, и прибавлял, что он поступит с господами мягко. Среди гостей поднимался смех, и некоторые из них давали ему лучшие куски со стола, приговаривая, чтобы он, когда будет царем, вспомнил об их любезности. (9) Однако вся эта комедия окончилась тем, что Евн действительно стал царем, и та милость, о которой гости просили за столом в шутку, получена была ими не без труда. Восстание началось следующим образом. (10) В Энне жил некто Дамофил, весьма богатый и надменный человек. Он с исключительной бесчеловечностью обращался с рабами, жена же его Мегаллида не уступала мужу в жестокости и бесчеловечности по отношению к рабам. Доведенные до крайней степени ярости и угнетения, рабы сговорились восстать и убить господ. Придя к Евну, они спросили его, дают ли боги согласие на задуманный план. Он с обычными фокусами заявил, что боги согласны, и убеждал рабов тотчас же приняться за дело. (11) Собрав 400 сотоварищей по рабству, они, как только наступил благоприятный момент, вооружились, вторглись в Энну под предводительством изрыгавшего огонь Евна. Ворвавшись в дома, рабы принялись за массовые убийства, не щадя даже грудных детей: (12) отрывая их от груди матерей, разбивали о землю. Невозможно сказать, сколько было изнасиловано женщин на глазах их мужей. К ворвавшимся в Энну рабам присоединилось большое количество городских рабов, которые, расправившись сначала со своими господами, затем приняли участие в общей резне. (13) Когда окружающие Евна рабы узнали, что Дамофил находится вместе с женой в своем парке, неподалеку от города, они послали туда людей, которые и притащили их связанными в Энну, по дороге всласть над ними надругавшись. Дочь Дамофила и Мегаллиды рабы пощадили из-за ее человеколюбия и сострадания к рабам, которым она всегда старалась помочь по мере возможности. Из этого видно, что все, содеянное рабами по отношению к господам, не было результатом жестокости их натуры, но явилось воздаянием за совершенные над ними раньше обиды. (14) Дамофила и Мегаллиду, как мы сказали выше, посланные притащили в город и затем привели в театр, где собралось большинство восставших. Дамофил пытался что-то придумать для своего спасения, и на многих из толпы его слова начали действовать. Тогда рабы Гермий и Зевксис, смертельно его ненавидевшие, назвали его обманщиком и, не дождавшись суда народа, один вонзил ему в бок меч, а другой разрубил топором шею. Затем выбрали Евна царем — не за его храбрость или военные таланты, но исключительно за его шарлатанство, а также потому, что он являлся зачинщиком восстания. Кроме этого, думали, что его имя послужит хорошим предзнаменованием для расположения к нему подданных1. (15) Сделавшись царем в государстве восставших и созвав народное собрание, Евн приказал убить пленных эннейцев за исключением оружейных мастеров, которых он в оковах отправил на их работу. Мегаллиду он отдал ее бывшим рабыням с тем, чтобы они поступили с ней, как хотят[1]. Своих бывших господ, Антигена и Пифона, Евн убил собственноручно. (16) Надев царский венец и окружив себя придворным церемониалом, он сделал царицей свою сожительницу, сириянку из Апамеи. Членами совета Евн назначил людей, которые казались наиболее выдающимися по уму. Среди них особенно отличался своей сметливостью и мужеством Ахей, родом из Ахайи. В три дня он вооружил, насколько это было возможно, более
(24) Царь восставших Евн назвал себя Антиохом, а мятежников — сирийцами.
(25) Никогда еще не было такого восстания рабов, какое вспыхнуло в Сицилии. Вследствие его многие города подверглись страшным бедствиям; бесчисленное количество мужчин и женщин с детьми испытало величайшие несчастья, и всему острову угрожала опасность попасть под власть беглых рабов, усматривавших в причинении крайних несчастий свободным людям конечную цель своей власти. Для большинства это явилось печальным и неожиданным; для тех же, кто мог глубоко судить о вещах, случившееся казалось вполне естественным. (26) Благодаря изобилию богатств у тех, которые высасывали соки из прекрасного острова, почти все они стремились прежде всего к наслаждениям и обнаруживали высокомерие и наглость. Поэтому в равной мере усиливалось дурное обращение с рабами и росло отчуждение этих последних от господ, прорвавшееся в ненависть против них. Много тысяч рабов без всякого приказания стеклось, чтобы погубить своих господ. Сходные события произошли в это время в Малой Азии, где Аристоник добивался не приличествующей ему царской власти, а рабы безумствовали вместе с ним благодаря притеснениям господ и повергли многие города в великие несчастья.
(27) Каждый из крупных земельных собственников покупал для обработки земли целые выводки рабов. Одних заковывали, других изнуряли тяжестью работ и на всех накладывали заметные всем клейма. Поэтому такое количество рабов затопило всю Сицилию, что слышавшие об этом не верили и считали это преувеличением. Те из сицилийцев, которые приобретали большие богатства, соперничали с италийцами в высокомерии, жадности и злобе к рабам. Пускаясь на мелкий обман, те из италийцев, у которых было большое количество рабов, держали пастухов, но не кормили их, а предоставляли им жить грабежами. (28) При такой свободе, данной людям, которые по своей силе могли совершить все, что решили, людям своевольным и праздным, принужденным вследствие недостатка питания заниматься различными рискованными делами, — при таких обстоятельствах скоро начали увеличиваться разного рода бесчинства. Сначала рабы стали убивать на открытых местах людей, путешествовавших поодиночке и по двое; затем, собираясь толпами, начали нападать ночью на незащищенные сельские виллы, уничтожали их, имущество разграбляли, а пытавшихся сопротивляться убивали. (29) Дерзость грабителей возрастала все более и более. Сицилия перестала быть доступной ночью для путников, и исчезла всякая безопасность для местных жителей. Весь остров был полон насилий, грабежей и убийств. Естественно, что пастухи, проводящие жизнь в поле и вооруженные, были все исполнены высокомерия и дерзости. Вооруженные дубинами, копьями и большими пастушескими посохами, одетые в шкуры волков и кабанов, они имели почти воинственный и устрашающий вид. (30) За каждым следовала свора резвых собак: большое количество пищи — молока и мяса — делало дикими их души и тела…
(33) Не только в государственном быту те, кто стоит выше, должны относиться гуманно к тем, кто стоит ниже, но и в частной жизни необходимо, чтобы здравомыслящие люди кротко относились к своим рабам. Ибо чрезмерная гордость и суровость в государствах вызывает гражданские войны среди свободных, а в частных домах — заговоры рабов против господ и приводит в государствах к страшным восстаниям. Чем больше власть обращается жестоко и беззаконно, тем более и нравы подвластных от отчаяния звереют. Ибо всякий, униженный судьбой, добровольно уступает высшим и добро и славу; но, лишенный подобающего человеколюбия, он становится врагом своих жестоких господ.
(34) Был некто Дамофил из Энны, весьма богатый и надменный человек. Владея большим количеством земли и многочисленными стадами, он старался превзойти живших в Сицилии римлян не только роскошью, но и числом рабов и бесчеловечной жестокостью в обращении с ними. Во время поездок по своим владениям он разъезжал на великолепных конях в четырехколесных экипажах, в сопровождении вооруженных рабов. Кроме этого у него было большое количество красивых мальчиков, и он гордился окружающей его толпой грубых льстецов. (35) Его городской дом и сельские виллы были наполнены художественной посудой из серебра и заморскими коврами. Он давал пышные обеды, обставленные с царской роскошью, превосходя своею расточительностью и пышностью даже персов. Грубый и невоспитанный, он обладал бесконтрольной властью и огромным богатством. Сначала он вызвал отвращение к себе, затем раздражение и, наконец, причинил гибель самому себе и великое несчастье своему отечеству[4]. (36) Покупая большое количество рабов, он обращался с ними жестоко, накладывал клейма раскаленным железом на тела тех, кто были рождены свободными на своей родине, но испытали плен и рабскую судьбу. Одних он отправлял скованными на общие работы, других назначал пастухами, но не давал им ни одежды, ни достаточной пищи. (37) Не проходило дня, когда Дамофил в своем самоуправстве и жестокости не истязал бы нескольких из своих слуг за самые пустые провинности. Жена его Мегаллида, наслаждаясь изысканными наказаниями, не менее жестоко относилась к своим служанкам и приставленным к ее услугам рабам. И из-за оскорблений и мучительства обоих рабы озверели на своих господ и решили, что ничего более худшего по сравнению с тем, что они испытывают, с ними не случится…
(38) Однажды к Дамофилу из Энны пришли несколько нагих рабов и стали просить, чтобы он выдал им одежду. Тот не пожелал разговаривать и только заметил: «Что же, разве путешественники ездят голыми по стране и не дают готового снабжения тем, которые нуждаются в одежде?» Затем он приказал привязать их к столбам, и, подвергнув бичеванию, с высокомерием отослал обратно.
(39) В Сицилии жила дочь Дамофила, молодая девушка, отличавшаяся простотою нрава и человеколюбием. Она имела обыкновение утешать рабов, наказанных плетьми ее родителями, и своей гуманностью и помощью закованным рабам заслужила их горячую любовь. Во время восстания ее прежняя доброта вызвала сострадание к ней у тех, которые раньше испытали ее доброту: не только никто не осмелился наложить на девушку руки, но все они сохранили неприкосновенной от всякого оскорбления ее юность. Восставшие рабы выбрали из своей среды надежных людей, из которых самый усердный был Гермий. Они отвели девушку в Катану и передали ее родственникам…
(41) Евн, после того как был провозглашен царем, приказал убить всех, кроме тех гостей его господина, которые прежде во время пиров принимали с одобрением его прорицания и давали ему порции со стола…
(43) Произошло другое восстание рабов, и создалась крупная организация их. Некто Клеон, родом из области Тавра, в Киликии, привыкший с малых лет к разбойничьей жизни и ставший конюхом в Сицилии, не переставал заниматься дорожным промыслом и совершал всякого рода убийства. Узнавши об успехе восстания, поднятого Евном, и о том, что рабы, бывшие с ним, благоденствуют, Клеон сам поднял мятеж. Убедив некоторых из близких к нему рабов решиться на отчаянное дело, он напал на город Акрагант и на всю ближайшую область…
(46) Евн, поставив свое войско вне обстрела, бранил римлян, говоря, что не рабы, а они являются беглецами от опасностей. Перед осажденными рабы разыграли мимикой сюжеты из восстания, в которых изобразили мятеж против своих господ, хуля их надменность и чрезвычайную жестокость, приводящую их к гибели…
(48) Когда столь великое несчастье случилось с Сицилией, простой народ не только не сочувствовал богатым, но, напротив, радовался, так как завидовал неравномерному распределению богатств и неравенству положения. Зависть, порожденная бывшим прежде горем, перешла теперь в радость, когда увидели, как блестящая судьба обратила теперь свое лицо к тем, к кому она раньше относилась с презрением. Самое же замечательное во всем этом было то, что восставшие рабы, разумно заботясь о будущем, не сжигали мелких вилл, не уничтожали в них ни имущества, ни запасов плодов, и не трогали тех, которые продолжали заниматься земледелием, чернь же из зависти, под видом рабов, устремившись по деревням, не только расхищала имущество, но и сжигала виллы.
VI. (1) Стекавшиеся в Рим со всей Италии толпы народа… носились с мыслью улучшить свое положение. Они имели на своей стороне, в качестве руководителя и союзника, закон, они имели в лице (Тиберия Гракха) защитника, не знавшего ни угодничества ни страха (пред другими), но решившего до последнего издыхания пойти на всякие труды и опасности, лишь бы приобрести для народа землю…
VII. (1) Октавий, после своего отрешения от должности, не хотел считать себя частным человеком, но как должностное лицо он не осмеливался уже выступить с чем-нибудь, что соответствовало званию народного трибуна. Он сидел у себя спокойно дома, хотя ему и возможно было в то время, когда Гракх вносил постановление о лишении его должности трибуна, провести постановление о снятии с Гракха трибунских полномочий. В таком случае и Октавий и Гракх после того, как постановление приняло бы силу закона, стали бы частными лицами и не должны были бы оставаться трибунами, коль скоро постановления обоих внесены были с нарушением закона…
VIII. (1) Сирийцы беглые рабы отрубали у пленных руки, причем отрубали всю руку, не довольствуясь отрезыванием кисти…
XXV. (1) Гай Гракх, после того, как он произнес речь о низвержении аристократического образа правления и о создании демократического, снискал расположение во всех слоях… Каждый, лелея надежду получить от вносимых законов пользу для себя лично, готов был идти на все опасности.
ПРИМЕЧАНИЯ