Общая высота 35 см, высота головы 21,5 см.Инв. № 30. 006.Тулуза, Музей Сен-Реймон
Портрет Ливии. Тип «Безье — Киль».
Общая высота 35 см, высота головы 21,5 см.
Тулуза, Музей Сен-Реймон.
127. Портрет Ливии
Тип Безье — Киль: 14—
Илл. 101.
Тулуза, музей Сен-Реймон, инв. № 30. 006.
Голова с соединительной вставкой.
Белый, очень мелкозернистый мрамор, более блестящий, чем тот, что использован для трёх предыдущих голов [№№ 124, 125, 126].
Найдена в 1844 г. в Безье на улице
Размеры: общая высота 35 см, высота головы 21,5 см, длина 25 см.
Vidi.
Espérandieu, I, 528—
с. 356 Сохранность: Этот портрет почти не повреждён: лоб и верхние веки немного сколоты, и от края соединительной вставки слева отскочил обломок мрамора.
Описание: Голова, предназначенная для вставки в статую натуральной величины, немного повёрнута влево. Причёска типа «Прямой пробор» («Mittelscheitelfrisur»): две толстые волнистые пряди отходят от прямого пробора и закрывают верхнюю часть ушей, а затем скручиваются друг с другом и образуют более тонкую прядь, уложенную сзади в пучок; он размещается довольно высоко на затылке и состоит из переплетённых кос.
Нос крепкий, слегка выгнутый; подбородок выступающий; губы тонкие, лицо плоское, широкоскулое.
Комментарий: Иконографический тип, к которому относится этот портрет, в последние годы много комментировался: В. Поулсен380 и
Прежде чем рассматривать идентификацию изображённой как таковую, следует обратиться к репликам типа, к которому относится портрет из Безье: его характерной чертой является причёска с прямым пробором (Mittelscheitelfrisur): по обе стороны от прямого пробора две толстых волнистых пряди четырьмя волнами спускаются к ушам, верхнюю часть которых закрывают; эта причёска точно воспроизведена на портрете, который хранится в Киле и был опубликован в 1976 г. Б. Фрайер-Шауэнбург, предложившей отнести его к иконографии Ливии. На самом деле, родство (особенно сходство формы пучка) с портретами императрицы, на которых она ещё носит нодус, — то есть, с выделенными Бошунгом типами «Марбери Холл» (Marbury Hall) и «Копенгаген 615»382, — совершенно неоспоримо; оно подтверждается сходством физиономических черт, особенно заметным в профиль: в обоих случаях нос длинный и тонкий, слегка выгнутый, подбородок круглый, шея удлинённая.
Этот тип Безье-Киль, согласно классификации Бошунга, определённо стоит на полпути между типом с нодусом, характерным для эпохи Августа, и типом «Салюс», распространявшимся на монетах 22—
Тем не менее, Д. Бошунг недавно оспорил идентификацию этого портрета на основании физиономических различий, которые, по его мнению, обнаруживаются в форме надбровных дуг, лица, глаз, и предложил видеть в этой серии изображений Юлию, сестру Августа383; Однако, как мы уже видели, портрет из Безье и портрет из Фаюма, который подходит для сравнения благодаря прекрасной сохранности, изображают, конечно, одно и то же с. 357 лицо. Впрочем, идентификацию этих портретов с Ливией ещё совсем недавно признали Ж.-Ш. Балти384 и Э. Бартман, которые справедливо называют тип «Безье-Киль» промежуточным и отделяют его от типа «Салюс»385. В последней работе эта медленная эволюция представлена как отражение неопределённости истинного положения, занимаемого Ливией: она была одновременно женой и дочерью Августа и жрицей культа своего обожествлённого супруга и приобрела такой вес, какого прежде не имела ни одна женщина из императорской семьи; отсюда необходимость обновить её образ в момент прихода к власти её сына386. Вследствие этого тип Безье-Киль, расположенный между традиционным образом, прочно укрепившимся в эту эпоху и распространявшимся на протяжении стольких лет, и новым образом, явно имеющим божественные черты, который Ливия приняла в 23 г. н. э., отражает колебания политики в правление Тиберия и представляет собой своего рода компромисс.
ПРИМЕЧАНИЯ:
380V. Poulsen, Acta Arch., 17, 1946, n ° 5 p. 10—© 2015 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.