Портрет Ливии. Тип «Безье — Киль».
Белый мелкозернистый мрамор. 14—22 гг. н. э.
Общая высота 35 см, высота головы 21,5 см.
Инв. № 30. 006.Тулуза, Музей Сен-Реймон

Портрет Ливии. Тип «Безье — Киль».

Белый мелкозернистый мрамор. 14—22 гг. н. э.
Общая высота 35 см, высота головы 21,5 см.
Инв. № 30. 006.

Тулуза, Музей Сен-Реймон.

Происхождение:
Най­ден в 1844 г. в Безье, ул. П. П. Рике, дом Гас­ка.

Описание:

127. Порт­рет Ливии

Тип Безье — Киль: 14—22 гг. н. э.
Илл. 101.

Тулу­за, музей Сен-Рей­мон, инв. № 30. 006.
Голо­ва с соеди­ни­тель­ной встав­кой.
Белый, очень мел­ко­зер­ни­стый мра­мор, более бле­стя­щий, чем тот, что исполь­зо­ван для трёх преды­ду­щих голов [№№ 124, 125, 126].
Най­де­на в 1844 г. в Безье на ули­це П. П. Рике, дом Гас­ка.

Раз­ме­ры: общая высота 35 см, высота голо­вы 21,5 см, дли­на 25 см.

Vidi.

Espérandieu, I, 528—5 (Фау­сти­на Млад­шая); M. Wegner, 1939, p. 225 (не Фау­сти­на Млад­шая); V. Poulsen, 1946, n° 5 p. 10—12 (Ливия); W. H. Gross, 1962, p. 109—110 (Ливия); H. von Heintze, 1964, n° 18 p. 320; H. Bartels, 1963, p. 21, 58, 87; M. Clavel, 1970, p. 465—466, fig. 44—45 p. 476—477 (Ливия); F. Salviat — D. Terrer, 1980a, p. 48—49, 54, 72, fig. p. 48—49, 53, 70—71, 74 (Ливия); B. Freyer-Schauenburg, 1982b, p. 210—212, 216—218, 221, fig. 7—12 (Ливия); K. Fittschen — P. Zanker, 1983, p. 4 n. 7; D. Boschung, 1993, p. 49—50, fig. 17—8 ea (Юлия); J.-Ch. Balty — D. Cazes, n° 8 p. 94—101, fig. 15, 24, 88, 89, 93, 95, 97 (Ливия); J.-Ch. Balty // RR, n° 143 p. 204, fig. (Ливия); R. Winkes, 1995, n° 38 p. 112—113, fig. (Ливия); Ch. Br. Rose, 1997, n° 52 p. 126, 127, fig. 161 (Ливия); D. Cazes, 1999, p. 51—52 (Ливия); E. Bartman, 1999, p. 116, n° 47 p. 167, fig. 92 p. 116 (Ливия); S. Wood, 1999, pl. 39—40 (Ливия, тип «Удо­че­ре­ние», око­ло 14—23 гг. н. э.); O. Cavalier, 1999, p. 2, fig. 3; D. Boschung, 2002, n° 13—8 p. 59, pl. 421—3 (Ливия, тип Безье-Киль).

с. 356 Сохран­ность: Этот порт­рет почти не повреж­дён: лоб и верх­ние веки немно­го ско­лоты, и от края соеди­ни­тель­ной встав­ки сле­ва отско­чил обло­мок мра­мо­ра.

Опи­са­ние: Голо­ва, пред­на­зна­чен­ная для встав­ки в ста­тую нату­раль­ной вели­чи­ны, немно­го повёр­ну­та вле­во. При­чёс­ка типа «Пря­мой про­бор» («Mittelscheitelfrisur»): две тол­стые вол­ни­стые пряди отхо­дят от пря­мо­го про­бо­ра и зак­ры­ва­ют верх­нюю часть ушей, а затем скру­чи­ва­ют­ся друг с дру­гом и обра­зу­ют более тон­кую прядь, уло­жен­ную сза­ди в пучок; он раз­ме­ща­ет­ся доволь­но высо­ко на затыл­ке и состо­ит из пере­пле­тён­ных кос.

Нос креп­кий, слег­ка выгну­тый; под­бо­ро­док высту­паю­щий; губы тон­кие, лицо плос­кое, широ­ко­ску­лое.

Ком­мен­та­рий: Ико­но­гра­фи­че­ский тип, к кото­ро­му отно­сит­ся этот порт­рет, в послед­ние годы мно­го ком­мен­ти­ро­вал­ся: В. Поул­сен380 и В. Х. Гросс в рабо­те об изо­бра­же­ни­ях Юлии Авгу­сты381 сочли его порт­ре­том Ливии, но совсем недав­но Д. Бошунг иден­ти­фи­ци­ро­вал его как Юлию, сест­ру Авгу­ста (види­мо, име­ет­ся в виду дочь Авгу­ста, так как обе­их его сестёр зва­ли Окта­ви­я­ми. — О. В. Люби­мо­ва), на осно­ва­нии физио­но­ми­че­ских раз­ли­чий с несо­мнен­ны­ми порт­ре­та­ми импе­ра­три­цы.

Преж­де чем рас­смат­ри­вать иден­ти­фи­ка­цию изо­бра­жён­ной как тако­вую, сле­ду­ет обра­тить­ся к реп­ли­кам типа, к кото­ро­му отно­сит­ся порт­рет из Безье: его харак­тер­ной чер­той явля­ет­ся при­чёс­ка с пря­мым про­бо­ром (Mittelscheitelfrisur): по обе сто­ро­ны от пря­мо­го про­бо­ра две тол­стых вол­ни­стых пряди четырь­мя вол­на­ми спус­ка­ют­ся к ушам, верх­нюю часть кото­рых зак­ры­ва­ют; эта при­чёс­ка точ­но вос­про­из­веде­на на порт­ре­те, кото­рый хра­нит­ся в Киле и был опуб­ли­ко­ван в 1976 г. Б. Фрай­ер-Шау­эн­бург, пред­ло­жив­шей отне­сти его к ико­но­гра­фии Ливии. На самом деле, род­ство (осо­бен­но сход­ство фор­мы пуч­ка) с порт­ре­та­ми импе­ра­три­цы, на кото­рых она ещё носит нодус, — то есть, с выде­лен­ны­ми Бошун­гом типа­ми «Мар­бе­ри Холл» (Marbury Hall) и «Копен­га­ген 615»382, — совер­шен­но неоспо­ри­мо; оно под­твер­жда­ет­ся сход­ством физио­но­ми­че­ских черт, осо­бен­но замет­ным в про­филь: в обо­их слу­ча­ях нос длин­ный и тон­кий, слег­ка выгну­тый, под­бо­ро­док круг­лый, шея удли­нён­ная.

Этот тип Безье-Киль, соглас­но клас­си­фи­ка­ции Бошун­га, опре­де­лён­но сто­ит на пол­пу­ти меж­ду типом с ноду­сом, харак­тер­ным для эпо­хи Авгу­ста, и типом «Салюс», рас­про­стра­няв­шим­ся на моне­тах 22—23 гг. н. э.: скульп­тур­ные порт­ре­ты послед­не­го типа име­ют при­чёс­ку с пря­мым про­бо­ром, но вме­сто двух стро­гих прядей раз­гла­жен­ных волос, наблюдае­мых на экзем­пля­рах из Тулу­зы и Киля, обна­ру­жи­ва­ют­ся гораздо более тон­кие и мно­го­чис­лен­ные пряди с более мел­ки­ми вол­на­ми, уклад­ка кото­рых ско­рее напо­ми­на­ет иде­аль­ные фигу­ры клас­си­че­ской Гре­ции. Конеч­но, есть все осно­ва­ния пола­гать, что эта внеш­няя эво­лю­ция соот­вет­ст­ву­ет эво­лю­ции хро­но­ло­ги­че­ской; поэто­му тип Безье-Киль может дати­ро­вать­ся пери­о­дом меж­ду смер­тью Авгу­ста в 14 г. н. э. и появ­ле­ни­ем типа Салюс в 22—23 гг. н. э.

Тем не менее, Д. Бошунг недав­но оспо­рил иден­ти­фи­ка­цию это­го порт­ре­та на осно­ва­нии физио­но­ми­че­ских раз­ли­чий, кото­рые, по его мне­нию, обна­ру­жи­ва­ют­ся в фор­ме над­бров­ных дуг, лица, глаз, и пред­ло­жил видеть в этой серии изо­бра­же­ний Юлию, сест­ру Авгу­ста383; Одна­ко, как мы уже виде­ли, порт­рет из Безье и порт­рет из Фаю­ма, кото­рый под­хо­дит для срав­не­ния бла­го­да­ря пре­крас­ной сохран­но­сти, изо­бра­жа­ют, конеч­но, одно и то же с. 357 лицо. Впро­чем, иден­ти­фи­ка­цию этих порт­ре­тов с Ливи­ей ещё совсем недав­но при­зна­ли Ж.-Ш. Бал­ти384 и Э. Барт­ман, кото­рые спра­вед­ли­во назы­ва­ют тип «Безье-Киль» про­ме­жу­точ­ным и отде­ля­ют его от типа «Салюс»385. В послед­ней рабо­те эта мед­лен­ная эво­лю­ция пред­став­ле­на как отра­же­ние неопре­де­лён­но­сти истин­но­го поло­же­ния, зани­мае­мо­го Ливи­ей: она была одно­вре­мен­но женой и доче­рью Авгу­ста и жри­цей куль­та сво­его обо­жест­влён­но­го супру­га и при­об­ре­ла такой вес, како­го преж­де не име­ла ни одна жен­щи­на из импе­ра­тор­ской семьи; отсюда необ­хо­ди­мость обно­вить её образ в момент при­хо­да к вла­сти её сына386. Вслед­ст­вие это­го тип Безье-Киль, рас­по­ло­жен­ный меж­ду тра­ди­ци­он­ным обра­зом, проч­но укре­пив­шим­ся в эту эпо­ху и рас­про­стра­няв­шим­ся на про­тя­же­нии столь­ких лет, и новым обра­зом, явно име­ю­щим боже­ст­вен­ные чер­ты, кото­рый Ливия при­ня­ла в 23 г. н. э., отра­жа­ет коле­ба­ния поли­ти­ки в прав­ле­ние Тибе­рия и пред­став­ля­ет собой сво­его рода ком­про­мисс.

ПРИМЕЧАНИЯ:

380V. Poulsen, Acta Arch., 17, 1946, n ° 5 p. 10—12.

381W. H. Gross, 1962, p. 109—110.

382D. Boschung, 1993b, p. 45—47.

383Ibid., p. 48—49, fig. 17—18 Ea.

384J.-Ch. Balty — D. Cazes, 1995, p. 98.

385E. Bartman, 1999, p. 144—145 fig. 116—119.

386Ibid., p. 116.

Источники:
© 2006 г. Фото, текст: Rosso E. L’Image de l’empereur en Gaule Romaine. Portraits et inscriptions. Éditions du Comité des travaux historiques et scientifiques, Paris, 2006. С. 355—357, кат. № 127, илл. 101.
© 2015 г. Перевод с франц.: О. В. Любимова.
Ключевые слова: скульптура скульптурный sculptura римский римская римские имперский юлии-клавдии династия юлиев-клавдиев iulio-claudia iulii-claudii julii-claudii императрица ливия друзилла юлия августа g132 ливии друзиллы юлии августы livia drusilla iulia augusta re37 портрет портреты портретный портретная голова белый мелкозернистый мрамор женский голова римская g132 женская прическа тип безье-киль из безье инв № 30 006