Словарь античности

АЛЕКСАНДРИЯ (лат. Ale­xandria), посе­ле­ние, осно­ван­ное Алек­сан­дром Македон­ским и слу­жив­шее пер­во­на­чаль­но стра­те­ги­че­ским и адми­ни­ст­ра­тив­ным целям. Алек­сан­дрия, осно­ван­ная в 332—331 до н. э. в Егип­те, в дель­те Нила, была из-за удоб­но­го рас­по­ло­же­ния сто­ли­цей Пто­ле­ме­ев­ской дина­стии (323—30 до н. э.), а так­же меж­ду­на­род­ным тор­го­вым и куль­тур­ным цен­тром Восто­ка. Как пред­по­ла­га­ют в насто­я­щее вре­мя, широ­кие, име­ю­щие твер­дое покры­тие, пере­се­каю­щи­е­ся под пря­мы­ми угла­ми ули­цы Алек­сан­дрии были про­ло­же­ны соглас­но гиги­е­ни­че­ским сооб­ра­же­ни­ям (вли­я­ние про­хлад­ных север­ных вет­ров). План Алек­сан­дрии раз­ра­ботал архи­тек­тор Деги­но­крат. В «цар­ском квар­та­ле» нахо­ди­лись двор­цы и скле­пы пра­ви­те­лей, Мусей­он со зна­ме­ни­той биб­лио­те­кой и храм Сера­пи­са. На свя­зан­ном с мате­ри­ком с помо­щью дам­бы о. Фарос сто­ял постро­ен­ный в 299—279 до н. э. и раз­ру­шив­ший­ся лишь в 1326 сто­де­ся­ти­мет­ро­вый маяк — одно из семи чудес све­та. В 4—5 вв. посте­пен­но насту­пил эко­но­ми­че­ский и куль­тур­ный упа­док горо­да. Мусей­он, послед­няя цита­дель антич­ных наук, был раз­ру­шен в ходе оже­сто­чен­ных рели­ги­оз­ных рас­прей меж­ду языч­ни­ка­ми и хри­сти­а­на­ми в 391. Алек­сан­дрия была так­же цен­тром нео­пла­то­низ­ма, хри­сти­ан­ско­го бого­сло­вия и изу­че­ния кате­хи­зи­са. С араб­ски­ми заво­е­ва­ни­ем в 640 н. э. свя­зан окон­ча­тель­ный эко­но­ми­че­ский упа­док горо­да.

См. также:
АЛЕКСАНДРИЯ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭРЕТРИЯ, ЕРЕТРИЯ • ЭТОВИССА, ЕТОВИССА • ДАНА • ДЕРТОЗА, ДЕРТОССА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Мужской портрет.
Мрамор с крупными прожилками "чиполлино".
100-80 г. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
2. НАДПИСИ. Египет.
Трёхъязычная надпись Гая Корнелия Галла.
Между 29 и 27 гг. до н. э. Копия.
CIL III 14147. 5 = ILS 8995 = IGPhilae. II 128.
Рим, Музей Римской культуры.
3. АРХИТЕКТУРА. Египет.
Фарос Александрии. Реконструкция.
Александрия.
4. ГЛИПТИКА. Египет.
Царица — покровительница Александрии.
Сардоникс. Александрия. III—II вв. до н. э.
2,8 × 1,9 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Агриппы Постума.
Базанит.
Ок. 4 г. н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Агриппа Постум.
Базанит.
Ок. 4 г. н. э.
Париж, Лувр.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Агриппа Постум.
Базанит.
Ок. 4 г. н. э.
Париж, Лувр.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Агриппа Постум.
Базанит. Ок. 4 г. н. э.
Париж, Лувр.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Агриппа Постум.
Базанит.
Ок. 4 г. н. э.
Париж, Лувр.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Агриппа Постум.
Базанит. Ок. 4 г. н. э.
Париж, Лувр.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Марк Эмилий Лепид
58 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Александрии вправо, в башенной диадеме, с серьгой из одной точки и в ожерелье; волосы собраны в узел и спадают локонами на шею; ниже ALEXANDREA. Кайма из точек.
РЕВЕРС: Справа вверх PONF MAX, слева вниз TVTOR REG, вверху S C, внизу M LEPIDVS (Tutor regis, senatus consulto, pontifex maximus — «Опекун царя, по постановлению сената, верховный понтифик»). Фигура Марка Лепида в тоге, который стоит, повернувшись влево, и возлагает венок на голову юноши, Птолемея V; последний стоит анфас в греческом хитоне и держит скипетр в правой руке. Кайма из точек.
2. Медальон, медь
Коммод
Рим, 189 г.
АВЕРС: IMP. COMMODVS AVG. PIVS FELIX — драпированный бюст Коммода, в доспехах и в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VOTIS FELICIBVS — Коммод, с покрытой головой, совершает жертвоприношение на алтаре-треножнике у входа в порт, к которому подходит пять кораблей; у треножника стоит помогающий императору жрец. Справа маяк и ниже, на побережье — убитый бык.
3. Драхма, медь
Адриан
Александрия, 132—133 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ ΚΑΙC ΤΡΑΙΑΝ ΑΔΡΙΑΝΟC CΕΒ — драпированный бюст Адриана в доспехах и в лавровом венке, обращенный вправо.
РЕВЕРС: Исида Фария стоит, обращенная вправо, перед Фаросом Александрийским, держит систр и надутый парус.
В обрезе: Λ ΙΖ (= 17-й год правления).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА