Словарь античности

АМФОРА (греч. сосуд с дву­мя руч­ка­ми), оваль­ный сосуд с дву­мя руч­ка­ми, сде­лан­ный обыч­но из гли­ны (с рос­пи­сью или без нее), а так­же из метал­ла (брон­за, сереб­ро, золо­то), дере­ва или стек­ла. Слу­жил для хра­не­ния мас­ла и вина; исполь­зо­вал­ся так­же как урна для захо­ро­не­ния или при голо­со­ва­нии. Наряду с оваль­ны­ми пана­фи­ней­ски­ми амфо­ра­ми заслу­жи­ва­ют вни­ма­ния тон­ко­про­филь­ные нолан­ские амфо­ры, а так­же более гру­бые, высо­кие и узкие амфо­ры, исполь­зо­вав­ши­е­ся как транс­порт­ная тара. Объ­ем амфо­ры, при­ме­няв­шей­ся рим­ля­на­ми для изме­ре­ния жид­ко­стей, состав­лял 26,26 лит­ра.


Чер­но­фи­гур­ная дву­руч­ная амфо­ра. 6 в. до н. э.

См. также:
АМФОРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • КРУСТЫ • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Бегуны.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из Ватиканской группы G 23.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота: 46 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Бегуны. Деталь.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из Ватиканской группы G 23.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота: 46 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эротическая сцена.
Фреска из кубикула B дома под виллой Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Аякс, несущий тело Ахилла в окружении скифских лучников.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Гораций на вилле.
Камилло Миола (1840—1919).
Холст, масло.
1877 г.
Неаполь, Национальный музей Каподимонте.
7. МОЗАИКА. Греция.
Детство Диониса.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Похищение Гиласа нимфами.
Фреска из Геркуланума.
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
9. КЕРАМИКА. Южная Италия.
Кратер Медеи. Сторона A: Медея, улетающая в колеснице после убийства своих детей.
Краснофигурный кратер-калик. Лукания.
Ок. 400 г. до н. э.
Приписывается мастеру Поликоро.
Кливленд, Художественный музей.
10. ГЛИПТИКА. Рим.
Детство Диониса.
Камея. Сардоникс, агат.
Надпись: LAV. R. MED.
Неаполь, Национальный археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА