Словарь античности

АМФОРА (греч. сосуд с дву­мя руч­ка­ми), оваль­ный сосуд с дву­мя руч­ка­ми, сде­лан­ный обыч­но из гли­ны (с рос­пи­сью или без нее), а так­же из метал­ла (брон­за, сереб­ро, золо­то), дере­ва или стек­ла. Слу­жил для хра­не­ния мас­ла и вина; исполь­зо­вал­ся так­же как урна для захо­ро­не­ния или при голо­со­ва­нии. Наряду с оваль­ны­ми пана­фи­ней­ски­ми амфо­ра­ми заслу­жи­ва­ют вни­ма­ния тон­ко­про­филь­ные нолан­ские амфо­ры, а так­же более гру­бые, высо­кие и узкие амфо­ры, исполь­зо­вав­ши­е­ся как транс­порт­ная тара. Объ­ем амфо­ры, при­ме­няв­шей­ся рим­ля­на­ми для изме­ре­ния жид­ко­стей, состав­лял 26,26 лит­ра.


Чер­но­фи­гур­ная дву­руч­ная амфо­ра. 6 в. до н. э.

См. также:
АМФОРА (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДАКТИЛИОТЕКА • КРУСТЫ • ЛЕМНИЯ • ДРЕЗДЕН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Бегуны.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из Ватиканской группы G 23.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота: 46 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Два атлета с копьями.
Краснофигурная амфора. Аттика.
Мастер Клеофрада.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Пирующий Геракл.
Амфора-билингва, тип А. Аттика.
Художник Андокид (Furtwängler), художник Лисиппид (Beazley).
Глина. Ок. 520—510 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа: богиня Афина, слева — возница Иолай.)
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Похищение Гиласа нимфами.
Фреска из Геркуланума.
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Статуя Афины.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из группы Боулас.
Глина. Кон. V — нач. IV в. до н. э.
Высота 7,5 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Возвращение Гефеста на Олимп в сопровождении Диониса и сатира.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается Группе Медеи.
Глина.
Ок. 520 г. до н. э.
Аукционный дом Сотби, Нью-Йорк.
9. КЕРАМИКА. Этрурия.
Ваза с бегущей фигурой.
Чернофигурная амфора.
Мастер группы Микали.
Глина. VI в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Женщины у источника.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА