Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

А́МФОРА

Amphŏra, сосуд с дву­мя руч­ка­ми (an­sae) — отсюда dio­ta (δίω­τος) (Hor. od. 1, 9, 8) — круг­лый, посе­редине выпук­лый, квер­ху сужи­ваю­щий­ся в гор­лыш­ко (col­lum), обык­но­вен­но гли­ня­ный, изготов­лен­ный на гон­чар­ном стан­ке (Hor. a. p. 21), реже из стек­ла или жел­то­го мра­мо­ра (оник­са), ино­гда с нос­ком (an­si­ter­na) для выли­ва­ния (Cat. r. r. 11, 3), ино­гда и с нож­кой вни­зу, а ино­гда с заост­рен­ным дном. Амфо­ры слу­жи­ли для хра­не­ния не толь­ко вина (Hom. Od. 9, 204), но так­же олив­ко­во­го мас­ла, меда и т. п., даже золота (Nep. Hann. 3). Пере­бро­див­шее в боч­ках вино раз­ли­ва­лось (dif­fun­di) в амфо­ры и ста­ви­лось до употреб­ле­ния в кла­до­вые (hor­reum или apo­the­ca); амфо­ры креп­ко заку­по­ри­ва­лись проб­ка­ми (cor­tex или su­ber, Hor. od. 3, 8, 9) или зали­ва­лись еще гип­сом, гли­ной, смо­лой. На самих сосудах или на осо­бых эти­ке­тах (tes­se­rae) озна­ча­лись год и сорт (no­ta) вина.

Амфо­ра была так­же круп­ной мерой (как преж­де quad­ran­tal) для жид­ких тел и дели­лась на 2 ur­nae, 8 con­gii, 48 sex­ta­rii, 576 cya­thi (см. табл. IX в При­ло­же­нии). Пере­вод на новые меры дает Becker, Gal­lus 3, 280 слл. [Ср. Велиш­ский. Быт гре­ков и рим­лян, стр. 397].


См. также:
АМФОРА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 82.
См. по теме: КУПА • ДОЛИЙ • ДИАТРЕТА, СОСУД • ДОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Рождение Афины из головы Зевса.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается мастеру Антимена.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Два атлета с копьями.
Краснофигурная амфора. Аттика.
Мастер Клеофрада.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Геракл и немейский лев.
Чернофигурная амфора. Аттика.
Мастер Мюнхен 1410.
Глина. 530—520 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
5. ПРОЧЕЕ. Рим.
Помпеи, зернохранилище, в настоящее время используется для хранения артефактов, найденных при раскопках.
I в. н. э.
Помпеи, Археологический парк, Зернохранилище (VII, 7, 29).
6. КЕРАМИКА. Греция.
Битва Геракла с амазонками.
Чернофигурная шейная амфора. Аттика.
Приписывается мастеру Антимена.
Глина.
Ок. 510 г. до н. э.
Лондон, Британский музей.
7. КЕРАМИКА. Греция.
Мойры.
Чернофигурная амфора. Аттика.
Мастер Качелей. Глина. 540—530 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. ТОРЕВТИКА. Причерноморье.
Никопольская ваза.
Серебро, золото.
IV в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. КЕРАМИКА. Этрурия.
Ваза с бегущей фигурой.
Чернофигурная амфора.
Мастер группы Микали.
Глина. VI в. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
10. МОЗАИКА. Греция.
Детство Диониса.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА