Ф. Любкер. Реальный словарь классических древностей

А́МФОРА

Amphŏra, сосуд с дву­мя руч­ка­ми (an­sae) — отсюда dio­ta (δίω­τος) (Hor. od. 1, 9, 8) — круг­лый, посе­редине выпук­лый, квер­ху сужи­ваю­щий­ся в гор­лыш­ко (col­lum), обык­но­вен­но гли­ня­ный, изготов­лен­ный на гон­чар­ном стан­ке (Hor. a. p. 21), реже из стек­ла или жел­то­го мра­мо­ра (оник­са), ино­гда с нос­ком (an­si­ter­na) для выли­ва­ния (Cat. r. r. 11, 3), ино­гда и с нож­кой вни­зу, а ино­гда с заост­рен­ным дном. Амфо­ры слу­жи­ли для хра­не­ния не толь­ко вина (Hom. Od. 9, 204), но так­же олив­ко­во­го мас­ла, меда и т. п., даже золота (Nep. Hann. 3). Пере­бро­див­шее в боч­ках вино раз­ли­ва­лось (dif­fun­di) в амфо­ры и ста­ви­лось до употреб­ле­ния в кла­до­вые (hor­reum или apo­the­ca); амфо­ры креп­ко заку­по­ри­ва­лись проб­ка­ми (cor­tex или su­ber, Hor. od. 3, 8, 9) или зали­ва­лись еще гип­сом, гли­ной, смо­лой. На самих сосудах или на осо­бых эти­ке­тах (tes­se­rae) озна­ча­лись год и сорт (no­ta) вина.

Амфо­ра была так­же круп­ной мерой (как преж­де quad­ran­tal) для жид­ких тел и дели­лась на 2 ur­nae, 8 con­gii, 48 sex­ta­rii, 576 cya­thi (см. табл. IX в При­ло­же­нии). Пере­вод на новые меры дает Becker, Gal­lus 3, 280 слл. [Ср. Велиш­ский. Быт гре­ков и рим­лян, стр. 397].


См. также:
АМФОРА (Словарь античности)
«Реаль­ный сло­варь клас­си­че­ских древ­но­стей по Люб­ке­ру». Изда­ние Обще­ства клас­си­че­ской фило­ло­гии и педа­го­ги­ки. СПб, 1885, с. 82.
См. по теме: КУПА • ДОЛИЙ • ДИАТРЕТА, СОСУД • ДОМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Европа на быке.
Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Фиалы.
Глина. Ок. 440 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Бегуны.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из Ватиканской группы G 23.
Глина. Ок. 500 г. до н. э.
Высота: 46 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 540—530 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
5. КЕРАМИКА. Греция.
Борьба Геракла с немейским львом. Амфора краснофигурная. Аттика.
(Справа — богиня Афина, слева — возница Иолай).
Мастер Экзекий.
Глина. Ок. 550 г. до н. э.
Берлин, Государственные музеи.
6. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Эротическая сцена.
Фреска из кубикула B дома под виллой Фарнезина.
I в. до н. э. — I в. н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Похищение Гиласа нимфами.
Фреска из Геркуланума.
I в.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Аполлон и музы; воины.
Чернофигурная амфора. Аттика.
Мастер Ленинград 1488.
Глина. Резьба, пурпур, белая краска. Ок. 500 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. КЕРАМИКА. Греция.
Гермес-Мосхофор.
Чернофигурная амфора. Аттика.
Мастер Качелей. Глина. 540—530 гг. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. КЕРАМИКА. Греция.
Победивший атлет.
Панафинейская чернофигурная амфора. Аттика.
Из группы Боулас.
Глина. Конец V — начало IV вв. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
2. Денарий, серебро
Луций Плеторий (Цестиан?)
Рим, 71—70 гг. до н.э.
АВЕРС: Задрапированный бюст Юноны Монеты вправо, в диадеме, тройных сережках и ожерелье; волосы скручены назад и собраны в узел; сзади MONETA вниз, под подбородком S · C (senatus consulto). Кайма из точек.
РЕВЕРС: Обнаженный атлет-победитель (RRC, Hollstein: кулачный боец) бежит вправо, держит в левой руке наручный ремень (caestus) (RRM: ленту), над правым плечом — пальмовую ветвь; сзади L · PLAETORI вниз, впереди L · F · Q · S · C (quaestor, senatus consulto) вверх; внизу контрольная метка (амфора). Кайма из точек.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА