Словарь античности

БУРДЮК, кожа­ный сосуд для транс­пор­ти­ров­ки жид­ко­сти. В Риме при туше­нии пожа­ров при­ме­ня­лись бур­дю­ки из бычьих кишок, кото­ры­ми поль­зо­ва­лись пожар­ни­ки-сифо­на­рии, снаб­жен­ные насо­са­ми Кте­си­бия. Исполь­зо­вать бур­дю­ки с этой целью впер­вые пред­ло­жил Апол­ло­дор из Дамас­ка в 110 н. э.


Бур­дюк для вина делал­ся из шку­ры живот­ных. На рисун­ке изо­бра­жен сатир, зажи­маю­щий пра­вой рукой гор­ло почти пусто­го бур­дю­ка (чаша работы худож­ни­ка Эпи­к­те­та с его под­пи­сью, 520—490 гг. до н. э.).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИАДЕМА • АРТОЛАГАН • АРМАРИЙ • ГРИМ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Триумф Диониса (центральная часть).
Дом Диониса. Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя «силена».
Мрамор.
Флоренция, Палаццо Корсини.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Лежащий силен.
Белый мрамор.
1-я пол. II в. н. э. (?).
Равенна, Национальный музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Пьяный сатир.
Бронза.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Дионис на осле.
Мрамор.
II в. н. э.
Миннеаполис, Институт искусств.
6. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Икарий принимает Диониса в своем доме.
Неоаттический рельеф.
Мрамор. Конец I в. до н. э. — нач. I в. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
7. ТОРЕВТИКА. Рим.
Серебряная ручка сервировочного блюда с изображением индийского триумфа Вакха.
Серебро, позолота.
Нач. III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
8. ТОРЕВТИКА. Рим.
Ручка блюда с изображением индийского триумфа Вакха.
Серебро, позолота.
Начало III в. н. э.
Нью-Йорк, Метрополитен-музей.
9. ТОРЕВТИКА. Греция.
Дервенийский кратер.
Бронза. 330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
10. ТОРЕВТИКА. Греция.
Дервенийский кратер (деталь).
Бронза. 330—320 гг. до н. э.
Салоники, Археологический музей.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Луций Марций Цензорин
Рим, 82 г. до н.э.
АВЕРС: Голова Аполлона в лавровом венке вправо. Кайма из точек.
РЕВЕРС: L. CENSOR. (Lucius Censorinus) — сатир, Марсий, идет влево и несет бурдюк на плече; правая рука поднята; он обнажен, не считая котурнов на ногах; позади него колонна, увенчанная драпированной фигурой (BMCRR, RSC: Минерва (?); Babelon, CRR: драпированная фигура; RRC: Виктория)1. Кайма из точек.

1 На лучших сохранившихся экземплярах этой монеты угадываются формы статуи Аполлона Кифареда. Ср. также: Аполлон Кифаред. (Прим. ред. сайта).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА