ВЕРГИЛИЙ, Публий Вергилий Марон (лат. P. Vergilius Maro; в 5 в. возникает форма Virgilius), крупнейший римский поэт-эпик. Род. 15.10.70 до н. э. в Андах близ Мантуи, ум. 21.09.19 до н. э. в Брундизии. Происходил из состоятельной семьи; после завершения риторического и философского образования в Кремоне, Милане и Риме жил уединенной жизнью в Неаполе. В молодости входил в кружок философа-эпикурейца Сирона. Самое раннее произведение Вергилия — сборник «Catalepton» («Мелочи»), включающий 15 стихотворений разнообразной тематики (шутливо-эротические стихи и эпиграммы). Личность самого Вергилия здесь еще мало заметна; он находится под сильным влиянием Катулла. Впервые литературную славу Вергилий снискал изданием сборника из 10 написанных между 42 и 39 пастушеских стихотворений, известных под название «Буколики», или «Эклоги». Несмотря на отвлеченный предмет, «Буколики» тесно связаны с современной поэту жизнью — в них содержится похвала современникам автора Азинию Поллиону и Корнелию Галлу; в символической форме отражена судьба и самого Вергилия (среди земель, отбиравшихся в пользу ветеранов, оказалось и поместье отца Вергилия; при посредстве друзей Вергилий обратился за помощью к Октавиану, будущему императору Августу, который возвратил ему поместье; с этого времени Вергилий почитал Октавиана как бога). 4-я эклога заключает в себе знаменитое пророчество о рождении божественного младенца и начале золотого века. Христиане связывали это пророчество с рождением Христа, что в немалой степени способствовало высокой оценке Вергилия в христианском средневековье. «Буколики» написаны гекзаметром по образцу Феокрита; с них начинается развитие буколического жанра в римской поэзии. Это произведение Вергилия, ностальгически воспевающее счастливую и мирную жизнь идеализированных пастухов, явилось прообразом всех европейских буколик последующих времен, начиная с эпохи Возрождения (Петрарка, Тассо, Нюрнбергская школа поэтов, поэзия Барокко). В 37 Вергилий вошел в кружок Мецената, куда впоследствии ввел и своего друга Горация. По настоянию Мецената были созданы посвященные ему «Георгики» («О сельском хозяйстве»), написанная гекзаметром в традиции Гесиода и Лукреция дидактическая поэма в 4 книгах. В «Георгиках» Вергилий прославляет мирный тяжелый труд италийских крестьян, повествуя о сельском хозяйстве — возделывании олив и винограда, скотоводстве и пчеловодстве. Автор стремится не столько дать руководство по сельскому хозяйству, сколько указать истерзанному и подорванному гражданскими войнами обществу идеал простой и здоровой жизни трудолюбивого крестьянства. Отголоски современной Вергилию эпохи слышны в обращениях к Октавиану, восхваляемому и представляемому спасителем мира. Высокие художественные достоинства особенно проявляются в мастерских описаниях природы; похвала Италии и гимн весне дают основание для распространения оценки «Георгики» как наиболее совершенного произведения Вергилия. После завершения в 30 до н. э. «Георгик» Вергилий приступает к работе над «Энеидой». В новой поэме Вергилия основой сюжета стала судьба Энея и его жизнь со времени падения Трои до победы над вождем италийского племени рутулов Турном. В композиции «Энеиды» Вергилий сознательно ориентируется на Гомера: 1-6-я книги соответствуют «Одиссее», а 7—12-я — «Илиаде». До Вергилия сказание об Энее подвергалось литературной обработке Невием в поэме «Пуническая война» и Эннием в историческом эпосе «Анналы». Уже сам выбор сюжета «Энеиды» сделан в угоду Августу, который после усыновления Цезарем стал членом рода Юлиев, происходившего от Венеры, матери Энея. В двух отрывках поэмы — спуск Энея в подземный мир, где он видит души умерших героев, и описание щита — держава Августа представляется исполнением определенного судьбой течения римской истории. Поэма, по мнению автора нуждавшаяся в доработке, была, несмотря на отчетливо выраженную волю поэта, опубликована тотчас после его смерти. Вопреки опасениям Вергилия, «Энеида» вскоре стала национальным эпосом римлян, заменив собой «Анналы» Энния. Поэмы Вергилия являются шедеврами недостижимого совершенства и отличаются продуманностью композиции, огромной символической насыщенностью текста и непревзойденной во всей мировой поэзии выразительностью звуковых образов. Вергилий еще при жизни стал знаменитостью и хрестоматийным автором; на протяжении всей античности он оставался обязательным образцом для всех поэтов. О серьезном развитии научного изучения творчества Вергилия свидетельствует дошедший до нас комментарий Сервия. Христианство восприняло Вергилия как близкого по духу поэта; в латинском средневековье его популярность оставалась неизменной. Начиная с раннего Возрождения воспетый в «Божественной комедии» Данте Вергилий начинает оказывать на европейскую литературу исключительное влияние. В то время как в романских странах и в Англии отношение к Вергилию неизменно оставалось восторженным, немецкая классика отдавала предпочтение Гомеру за первозданность его творчества. Лишь в 20 в. культура Германии вновь обратилась к творчеству Вергилия. В живописи, опере и драме нового времени из «Энеиды» использовалась преимущественно сюжетная линия Дидоны. Т. н. «Приложение к Вергилию» («Appendix Vergiliana») представляет собой собрание малых поэм, в число которых включается и упомянутый сборник «Catalepton». Принадлежность большинства произведений этого сборника Вергилию оспаривается. Поэма «Этна» («Aetna»), по всей видимости, написана во времена Нерона; прочие стихотворения («Деревенское кушанье» — «Moretum»; «Трактирщица» — «Copa»; «Скопа» — «Ciris»; «Проклятия» — «Dirae»; «Лидия» — «Lydia»; «Элегии к Меценату») имеют различную художественную ценность и могут в равной степени быть отнесены как ко времени Вергилия, так и к более позднему периоду. Авторство Вергилия для пародийного эпиллия «Комар» («Culex») представляется сомнительным.
Словарь античности. Пер. с нем. — Москва, «Прогресс», 1989.