ВЕРГИЛИЙ, Публий Марон; Publius Vergilius Maro, 70—19 гг. до н. э., римский поэт. Родился в деревне Андес близ Мантуи в Южной Италии, где его отец имел небольшой участок. Учился в Кремоне, Медиолане (Милане) и Риме. В 41 г. до н. э. семейное имущество Вергилия подверглось конфискации (в пользу новых ветеранов). Быть может, благодаря вмешательству влиятельных друзей (Азиния Поллиона, Галла) Вергилий и получил какое-то пожалование, но он всегда тосковал по краю своего детства. По-видимому, Азиний Поллион ввел его в дома Августа и Мецената. В свою очередь, Вергилий уже весной 38 г. до н. э. представил Меценату Горация, с которым его до самой смерти связывала живая дружба. Произведения, незаслуженно приписываемые молодому Вергилию, сохранились в сборнике Appendix Vergiliana. В 42—39 гг. до н. э. Вергилий написал 10 Буколик, которые также называют Эклогами (от греч. слова ekloge — произведение, поэма), которые сразу принесли ему славу. В Буколиках Вергилий взял за образец идиллии Феокрита, перенеся этот жанр на римскую почву. Однако он не переводил дословно, несвободно выбирал элементы произведений Феокрита и объединял их в новое целое. Местом действия Буколик являются сказочная, условная страна Аркадия и италийская родина Вергилия. В идиллических сценах мы находим любовные жалобы несчастного Корридона на юношу, который пренебрегает дарами и любовью крестьянина (2), певческие состязания двух пастухов (3, 7); повесть о трагической смерти Дафниса и его апофеоз (5). Эти основные сюжетные линии автор перемежает аллюзиями на собственные переживания и современные события в Италии. Пастухи говорят на языке просвещенных классов. Идиллия Вергилия не реалистична, но носит придворный, аллегорический, а порой и философский характер. Эклоги 4 и 8 посвящены Азинию Поллиону, эклога 6 — Альфину Вару, который в трудные дни пришел на помощь Вергилию. В эклоге 4, обращаясь к пророчествам Сивиллы, Вергилий предсказывает начало новых времен, возвращение Золотого Века Сатурна. Изменение мира связано с рождением ребенка, которого напрасно старались каким-то образом определить еще в древности и в новое время. Выдвигалась гипотеза, что это дитя — лишь символ нарождающегося нового миропорядка. Некоторые христианские писатели отнесли содержание эклоги к рождению Христа, благодаря чему Вергилий в средние века был признан пророком. В науке нового времени эклога 4 имела множество различных интерпретаций. Эклога 10 посвящена поэту Галлу, скорбь которого после утраты возлюбленной Дикоры пытаются смягчить сами боги: Аполлон, Пан и вся природа. Соединяя греческие и латинские элементы, идеальную Аркадию с современной историей, Вергилий создал нечто совершенно новое. Он уже не был только подражателем александрийских поэтов, а стал оригинальным римским поэтом. В эклогах Вергилий мастерски использует различные формы изложения (монолог, диалог, певческий агон), а его гекзаметр чрезвычайно мелодичен. В 29 г. до н. э. Вергилий закончил поэму Георгики (Georgica) в 4 книгах, посвященную Меценату, который, вероятно, склонил поэта написать это произведение, подав ему мысль, отвечавшую текущей политике Августа, который стремился возродить разрушенное войной сельское хозяйство. Поэма должна была пробуждать любовь к земле и показать преимущества труда земледельца. Вергилий снова обратился к греческим литературным образцам (Гесиод, Эмпедокл, Арат, Никандр из Колофона), но за ним стояли представители римской специальной литературы (Катон Старший, Варрон Реатинский). Георгики описывают сельские работы, сохраняя традиционное их разделение: землепашество, садоводство и огородничество, разведение животных, бортничество. Этим содержанием последовательно заполнены 4 книги поэмы, рассказывающей о жизни и труде италийского крестьянина, который, сражаясь с враждебными силами природы, получает собственную силу, обеспечивая римскому народу мощь и благоденствие. Чтобы показать тесную связь между природой и человеческой жизнью с ее стремлениями, Вергилий обратился к философской поэме Лукреция. Поэт пытается убедить современников, что каждый человек (не только крестьянин) должен работать и развивать свои творческие способности, должен постигать божественные законы, управляющие миром, и воплощать их в себе. Только сельская жизнь носит надвременной характер и сохраняет добродетели Золотого Века, от которых мир так далеко отошел. Поэтому, чтобы оздоровить Рим, нужно привлечь внимание римлян к труду земледельца. Эти идеи хорошо согласовывались с программой Августа, желавшего возродить древние добродетели и обычаи. В Георгиках заслуживают внимания многочисленные, часто далеко отклоняющиеся от основной темы отступления, которые разнообразят и умножают поэтические достоинства поэмы: Юпитер, который изобрел труд, прекрасное описание бури, воспоминания о грозных и необычных небесных явлениях, предвещавших смерть Цезаря, похвала Италии, чарующее описание весны, восхваление счастья земледельца, описание бегов и боя быков, похвала садоводству. Георгики — поэма, славящая труд италийского крестьянина, с точки зрения стихосложения, языка и композиции является самым совершенным произведением Вергилия. Последние 10 лет своей жизни (29—19 гг. до н. э.) он посвятил работе над Энеидой (Eneis), которую задумал еще много лет назад. Энеида представляет собой героический эпос в 12 книгах, воспевающий странствия бежавшего после разрушения Трои Энея, которые закончились его прибытием в Лаций, а затем борьбу, которую тот должен был вести с Турном, царем рутулов, чтобы спокойно осесть в Лаций после свадьбы с дочерью царя латинян Лавинией. Однако Вергилий не ограничился изложением истории Энея, ибо целью поэмы было прославление Рима, а также рода Юлиев, к которому принадлежал Август. Вергилий дал римлянам блестящую генеалогию, возводя их происхождение к троянцам (эта легенда возникает впервые в греческой литературе в Александре Ликофрона), а основателем рода Юлиев он сделал Юла-Аскания, сына Энея и внука богини Венеры. Связывая легенду с историей, прошлое с настоящим, поэт вводит в повествование отступления, в которых проявляется главная мысль поэмы: в кн. I Юпитер описывает Венере, матери Энея, великое будущее Рима, а в кн. VI отец Анхиз показывает Энею в Гадесе души великих римлян и указывает Риму его путь. В кн. VIII Эвандр описывает землю, на которой в будущем должен стоять Рим, а Вулкан изображает на щите Энея важнейшие события римской истории. Композиция произведения ориентирована на Илиаду и Одиссею Гомера, причем кн. I—VI соответствуют скитаниям Одиссея (путешествие Энея), кн. VII—XII — сражениям Илиады (война в Лации). В кн. IV (любовь Дидоны и Энея) прослеживается влияние Аполлония Родоссского. Многим Вергилий обязан греческой трагедии. Царство мертвых в кн. VI уже было описано у Платона. Чисто гомеровскими являются некоторые элементы стиля (эпитеты, сравнения, образы) и композиционные связки (последовательность эпизодов, описание минувших событий жизни героя через его воспоминания, общие черты некоторых персонажей: Дидона — Калипсо). Действие Энеиды, начавшись с бегства Энея из Трои, в дальнейшем развивается в соответствии с замыслом, представляя некую праисторию Италии и Рима. Главная нить поэмы неуклонно ведет от Энея к Августу, а цель, обозначенная в кн. I, достигается после долгой борьбы через преодоление невероятных трудностей. Знание цели, следование великому предназначению и способность приносить жертвы характеризуют идеального героя. Эней, испытываемый судьбой, преодолел все. В той войне, что он вел, и в конечной победе должно было отразиться историческое деяние Августа, установление нового правления и долгого мира. Эта мысль и целостная концепция сделали Энеиду великим римским национальным эпосом. Язык Энеиды ориентирован на возвышенный язык древних эпиков, но не обладает архаической суровостью. Вергилий, объединяя традиционно эпические элементы с новыми достижениями неотериков в области техники стиха, довел гекзаметр до совершенства. Поэт умер, оставив Энеиду неоконченной. Она была издана посмертно, вопреки желанию поэта, по приказанию императора Августа. Позднейшие эпики (Силий Италик, Стаций) оставались под влиянием Вергилия, произведения которого очень быстро стали частью школьного чтения. В средние века Вергилия считали величайшим поэтом, а также чародеем и магом. Данте в Божественной комедии избрал его проводником по Аду и Чистилищу.