Словарь античности

ВЕСПАСИАН Тит Фла­вий (лат. T. Fla­vius Ves­pa­sia­nus) (17.11.9 — 24.06.79 н. э.), рим­ский импе­ра­тор с 1.07.69. Вес­па­си­ан был сыном откуп­щи­ка и стал пер­вым импе­ра­то­ром несе­на­тор­ско­го про­ис­хож­де­ния. Семья Вес­па­си­а­на про­ис­хо­ди­ла из г. Реа­те в стране саби­нов, где родил­ся и сам Вес­па­си­ан. При Тибе­рии Вес­па­си­ан вошел в состав сена­та. Коман­до­вал одним из рейн­ских леги­о­нов, участ­во­вал в заво­е­ва­нии Южной Бри­та­нии. В 51 был кон­су­лом, в 67 Нерон пору­чил ему подав­ле­ние иудей­ско­го вос­ста­ния. Летом 69 леги­о­ны восточ­ных про­вин­ций про­воз­гла­си­ли Вес­па­си­а­на импе­ра­то­ром. На сто­ро­ну Вес­па­си­а­на вста­ли и дунай­ские леги­о­ны, что поз­во­ли­ло ему победить сво­его сопер­ни­ка Вител­лия. В декаб­ре 69 Вес­па­си­ан был при­знан сена­том. Он вос­ста­но­вил порядок в рас­стро­ен­ной граж­дан­ской вой­ной Импе­рии, преж­де все­го в обла­сти финан­сов (напри­мер, ввел налог на обще­ст­вен­ные убор­ные, с чем свя­за­но про­ис­хож­де­ние пого­вор­ки «День­ги не пах­нут» — «Non olet»), а так­же в пра­во­судии и армии. Состав сена­та при Вес­па­си­ане был попол­нен пред­ста­ви­те­ля­ми муни­ци­паль­ной ари­сто­кра­тии Ита­лии и запад­ных про­вин­ций; горо­да Испа­нии полу­чи­ли граж­дан­ское пра­во лати­нян. В 74 из Ита­лии были изгна­ны стои­че­ские фило­со­фы как носи­те­ли оппо­зи­ци­он­ных настро­е­ний. Сопра­ви­те­лем Вес­па­си­ан сде­лал сво­его сына Тита, кото­рый в 70 завер­шил Иудей­скую вой­ну. Одно­вре­мен­но с этим вой­ска Вес­па­си­а­на пода­ви­ли вос­ста­ние бата­вов под пред­во­ди­тель­ст­вом Юлия Циви­ли­са. С 73—74 поли­ти­ка Вес­па­си­а­на была направ­ле­на на захват Деку­мат­ских полей (De­cu­ma­tes ag­ri). С 77 пол­ко­во­дец Вес­па­си­а­на Юлий Агри­ко­ла рас­ши­ря­ет рим­ское вла­ды­че­ство на севе­ре Бри­та­нии. При Вес­па­си­ане были воз­веде­ны мно­гие извест­ные построй­ки в Риме (наи­бо­лее зна­ме­нит Коли­зей) и в про­вин­ци­ях (преж­де все­го дорож­ное стро­и­тель­ство). Трез­вая и энер­гич­ная поли­ти­ка осно­ва­те­ля дина­стии Фла­ви­ев Вес­па­си­а­на дела­ет его самым выдаю­щим­ся после Авгу­ста пра­ви­те­лем ран­не­го прин­ци­па­та. Био­гра­фия Вес­па­си­а­на име­ет­ся у Све­то­ния, колос­саль­ный скульп­тур­ный порт­рет хра­нит­ся в Пер­га­мон-музее.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДЕЦЕНЦИЙ, ДЕЦЕНТИЙ • ДАМАСИФИМ, ДАМАЗИФИМ • ДАТАМ • ДЕЙОК, ДЕИОК •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Римский Форум. Реконструкция XIX в.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Базилика Юлия, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Священная дорога, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий, Храм Юпитера).
Художник Бекетти. 1893 г.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Флавий Веспасиан.
Мрамор.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Веспасиан.
Мрамор.
69—79 гг.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Зал императоров.
4. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА.
Реконструкция Табулария и памятников, расположенных у подножия Капитолия. Деталь.
(Новые Ростры, Золотой мильный столб, Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Тита, Арка Септимия Севера, Мундус, Храм Конкордии (Согласия), Табулярий).
Художник Констан Муайо. 1866 г.
Тушь, акварель.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
5. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Храм Сатурна, Капитолийский спуск, храм Веспасиана и Тита, Портик Божественного Согласия.

Рим, Римский Форум.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет Веспасиана.
Мрамор.
Ок. 70 г.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Веспасиан.
Белый мелкозернистый мрамор.
Римская работа, 69—98 гг.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана, Малый клуатр Чертозы.
8. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Вид Форума после раскопок. (Базилика Юлия, храм Сатурна, храм Веспасиана и Тита, храм Конкордии, Портик Божественного Согласия, Табулярий).
Художник Фердинан Дютер.
Тушь, акварель. 1874 г.
Париж, Высшая национальная школа изящных искусств.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Возвращение Веспасиана и юного Домициана в Рим после победы в гражданской войне 69 г. Рельеф B из палаццо Канчеллерия в Риме.
Гипсовый слепок. Оригинал — лунский мрамор, 81—96 гг. н. э.
Рим, Палаццо делла Канчеллерия.
10. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Портик Божественного Согласия, Табулярий, храм Веспасиана и Тита.

Рим, Римский Форум.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 77—78 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: Слева стоит Веспасиан в военной одежде, обращенный влево, опирается правой рукой на стоящее вертикально копье и поддерживает паразоний, лежащий на левой руке; справа стоит Виктория, обращенная влево, держит правой рукой венок над головой Веспасиана и пальмовую ветвь в левой руке.
В обрезе: COS. VIII
2. Денарий, серебро
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: S. P. Q. R. внутри дубового венка.
3. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PAX AVG. — Пакс (Мир), в драпировке, стоит влево, держит в протянутой правой руке крылатый кадуцей над лежащим на треножнике слева фоллисом (денежный мешок), и оливковую ветвь в левой руке, опираясь рукой на колонну.
4. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: IVDEA CAPTA — иудейка (как символ захваченной Иудеи), в драпировке, с покрытой головой, сидит вправо на доспехах справа от пальмы, подпирает свою голову в горестной позе левой рукой, облокотившись ей на левое колено; слева от пальмы стоит вправо Веспасиан, с обнаженной головой, в военной одежде, поставив левую ногу на доспехи, держит вертикально копье в правой руке и паразоний вверх — в левой.
В обрезе: S. C.
5. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 76 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: COS. VII — телка (BMCRE:«корова» Мирона) стоит вправо.
6. Денарий, серебро
Веспасиан
Эфес, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPAS. AVG. COS. III TR. P. P. P. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AVG. VESPAS. LIBERI IMP. — бюсты Тита и Домициана с обнаженными головами лицом друг к другу; между ними EPE.
7. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим*, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPASIAN. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Фронтальный вид храма Исиды, изображенного четырехколонным, на подиуме из пяти ступеней; между колонн, при входе во внутреннее святилище находится стоящая фронтально статуя Исиды, держащая патеру; справа и слева от ступеней на невысоких постаментах стоят статуи; наверху полукруглый фронтон с искусным орнаментом сверху; внутри него Исида, скачущая вправо на собаке.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 73 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESP. AVG. CEN. (Император Цезарь Веспасиан Август Цензор) — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: VESTA — круглый храм с четырьмя колоннами на подиуме из четырех ступеней; крыша, которая опирается на двойной fastigium, разделена на секции горизонтальными и поперечными дугами, круглая крыша украшена наверху; между двух центральных колонн статуя Весты (?) стоит влево на невысоком пьедестале и держит вертикально скипетр в левой руке, простирая правую руку; слева и справа от храма стоят статуи на невысоких постаментах — богиня (?) слева держит кошелек в поднятой правой руке; богиня справа держит патеру (?) в правой руке и вертикально длинный скипетр в левой руке.
9. Аурей, золото
Веспасиан
Рим, 75 г.
АВЕРС: IMP. CAESAR VESPASIANVS AVG. — голова Веспасиана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: COS. VI — бодающий бык вправо.
10. Сестерций, медь
Веспасиан
Рим, 71 г.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPAS. AVG. P. M. TR. P. P. P. COS. III — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Марс, в шлеме, обнаженный, если не считать плаща на левом плече, идет вправо, держит наклоненное копье в правой руке и трофей на левом плече.
В поле, внизу, слева и справа, большими буквами: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА