Словарь античности

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ (лат. li­ber­tus, li­ber­ti­nus), рабы, отпу­щен­ные на волю актом осво­бож­де­ния. Граж­дан­ские пра­ва воль­ноот­пу­щен­ни­ков оста­ва­лись огра­ни­чен­ны­ми, во мно­гих слу­ча­ях они по-преж­не­му были обя­за­ны слу­жить сво­им патро­нам. В Гре­ции было так­же рас­про­стра­не­но т. н. куль­то­вое осво­бож­де­ние, когда рабы посвя­ща­лись богу и бла­го­да­ря это­му ста­но­ви­лись сво­бод­ны­ми, хотя и не граж­да­на­ми. Поло­же­ние гре­че­ских воль­ноот­пу­щен­ни­ков было близ­ко к поло­же­нию мете­ков в Афи­нах. Кро­ме осво­бож­де­ния по воле сво­их гос­под, для рабов, осо­бен­но в позд­ние вре­ме­на, суще­ст­во­ва­ла воз­мож­ность выку­пить себя на свои сбе­ре­же­ния. Гре­че­ские воль­ноот­пу­щен­ни­ки не полу­ча­ли граж­дан­ских прав. В Риме при извест­ных обсто­я­тель­ствах они под­ни­ма­лись до высо­ких постов в государ­стве (в импе­ра­тор­ском управ­ле­нии и при­двор­ной служ­бе, осо­бен­но при Клав­дии). Сыно­вья воль­ноот­пу­щен­ни­ков во вре­ме­на Импе­рии мог­ли стать всад­ни­ка­ми и даже импе­ра­то­ра­ми (Пер­ти­накс и Дио­кле­ти­ан), но в основ­ном они при­над­ле­жа­ли к клас­су мел­ких про­из­во­ди­те­лей и были дове­рен­ны­ми лица­ми сво­их патро­нов в дело­вых и поли­ти­че­ских пред­при­я­ти­ях. Мно­гие воль­ноот­пу­щен­ни­ки были бан­ки­ра­ми, вра­ча­ми, учи­те­ля­ми.

См. также:
ВОЛЬНООТПУЩЕННИК (Смит. Словарь греческих и римских древностей, 3-е изд.)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КУРИОН • ПОКУПАТЕЛЬ • ЭПИБОМИЙ, ЕПИБОМИЙ, БЛЮСТИТЕЛЬ АЛТАРЯ • ЭПИГРАФЕИ, ЕПИГРАФЫ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Гробница Флавиев.
Северо-западная часть некрополя у Нуцерийских ворот.
50—30 гг. до н. э.
Помпеи.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробная стела Арриев в форме табернакля (балдахина).
Истрийский известняк.
1-я пол. I в. н. э.
Равенна, Национальный музей.
3. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Фуфии Климены и Фуфии Эвхэ.
Около 1—14 гг. н. э.
CIL VI 4193.
Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Галерея.
4. НАДПИСИ. Рим.
Погребальная плита М. Випсания Нарцисса, вольноотпущенника Агриппы.
Мрамор. Начало I в.
CIL VI 10094.
Рим, Римский национальный музей, Термы Диоклетиана.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Надгробный рельеф с портретами вольноотпущенников Публия Лициния Филоника и Публия Лициния Деметрия.
Мрамор.
Ок. 30—10 гг. до н. э.
Лондон, Британский музей.
6. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Аспасия, Исидория, Аспасия и Клавдии Эвходии.
Мрамор. 1-я половина II в. н. э.
CIL VI 10647.
Рим, Церковь Сан-Джованни-а-Порта-Латина.
7. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись вольноотпущенников Квинта Курция Антиоха и Мецилии Ареты.
1—200 гг. н. э.
BCAR. 1915. 228.
Рим, Муниципальный антикварий Целийского холма.
8. НАДПИСИ. Рим.
Надгробная надпись Секста Эмилия Барона.
52 г. до н. э.
CIL I 2965 = ILLRP 786a.
Рим, Капитолийские музеи.
9. НАДПИСИ. Рим.
Надпись Гая Орхивия Амемпта.
Мрамор.
67—69 гг. н. э.
CIL III 2082.
Сплит, Францисканский монастырь св. Антония.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Сцена из цикла об Энее.
Фреска из гробницы вольноотпущенника Статилия Тавра.
Кон. I в. до н. э.
Рим, Римский национальный музей.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА