ВОЛЬНООТПУЩЕННИК, libertus, ἀπελεύθερος.
(ГРЕЦИЯ). Информация о вольноотпущенниках, как и о рабах, главным образом относится к Афинам, но есть основания считать, что в этом вопросе существовало общее сходство между всеми греческими государствами, хотя Спарта имела некоторые отличительные особенности. Если вспомнить, что рабы в Греции главным образом (хотя и не исключительно) происходили из негреческих и более или менее варварских народов, однако не выделялись (подобно неграм) каким-либо особым внешним признаком, то можно увидеть, насколько естественную позицию занял Аристотель: а именно, что некоторым людям природой предназначено быть рабами, но все же они должны иметь перед собой перспективу свободы в награду за хорошую работу (Polit. VII. 10; Oecon. I. 5, ed. Bekker). Таким образом, освобождение являлось важнейшим пунктом в философском рассмотрении этой проблемы, благодаря этому уменьшается значение высказанного Аристотелем одобрения рабства.
Конечно, освобождение обычно совершалось хозяином раба, но иногда государство предоставляло рабу свободу в награду за важные общественные услуги, компенсируя (по-видимому) хозяину ущерб (Plato, de Leg. XI. p. 914). Так, рабы, сражавшиеся в битве при Аргинусах, в награду получили свободу и даже гражданство (Aristoph. Ran. 33, 192, 693); и то же самое было обещано рабам, сражавшимся при Херонее (Dio Chrysost. XV. 21). Известны другие исторические примеры; а в Афинах всегда освобождались рабы, разоблачившие опасный заговор (Lysias, pro Call. 5; περὶ τοῦ σηκοῦ, 16); ясно, что такое правило давало обвинителю опасные возможности.
Отдельный хозяин мог освободить своего раба либо из благодарности или привязанности, либо потому, что раб покупал свою свободу. Часто рабы могли самостоятельно зарабатывать деньги; в то же время они не могли от своего лица заключить признаваемый законом договор со своими хозяевами. Поэтому процедура была следующей: раб помещал деньги в какой-то храм; тогда бог, которому был посвящен храм, покупал раба у хозяина, и в заключаемый при этом контракт включалась свобода раба. В Дельфах и в других местах было найдено много надписей, содержащих подобные договоры. В большинстве случаев освобождение связано с определенными условиями: раб должен выполнить какие-то обязанности или выплатить какие-то деньги бывшему хозяину, или, если раб умрет бездетным, бывший хозяин должен стать его наследником (по-видимому, в Афинах это было правилом даже без особого договора: Rhetor. ad Alex. I. 16; Isaeus, de Nicostr. hered. 9; и ср. Bunsen, de Jur. hered. Ath. p. 51); иногда раб даже обязан был служить хозяину до смерти последнего. Следует отметить, что в надписях упоминается почти вдвое больше освобожденных женщин, чем мужчин. Хозяин нередко освобождал своих рабов по завещательному распоряжению; указания такого рода содержатся в завещаниях философов Платона, Аристотеля, Теофраста, Стратона, Ликона, Эпикура, как сообщает Диоген Лаэрций (III. 30; — V. 1, 15; 2, 55; 3, 63; 4, 72; — X. 21).
Чтобы обеспечить вольноотпущеннику гарантии, освобождение часто совершали в театре (Aeschin. c. Ctes. § 44) или ином общественном месте, где было с.62 как можно больше свидетелей. Однако не существовало общепризнанной формы освобождения, и государство как таковое эти не интересовалось, хотя в некоторых государствах в фискальных целях велись списки вольноотпущенников (Curtius, Anecd. Delph. p. 13 sqq.).
После завершения процесса освобождения и выполнения всех условий вольноотпущенник (за исключением особых случаев, как рабы, сражавшиеся при Аргинусах) получал статус метека (μέτοικος), то есть постоянно проживающего иноземца; в качестве такового он обязан был избрать своим патроном (προστάτης) освободившего его хозяина. Далее он имел определенные обязанности по отношению к своему патрону (по-видимому — сверх обязанностей обычного метека), за неисполнение которых мог быть привлечен к суду [APOSTASIOU DIKÉ]; самым серьезным проступком был выбор другого патрона (Meier and Schöm. Att. Proc. p. 473, &c.; Petit, Leg. Att. II. 6, p. 261; ср. Plato, de Leg. XI. p. 915). Он должен был платить метекион (μετοίκιον) или ежегодный налог в 12 драхм, и, кроме того триоболон (τριόβολον); этот триоболон, вероятно, был налогом, который рабовладельцы должны были платить государству за каждого имеющегося у них раба, так что триоболон, выплачиваемый вольноотпущенниками, должен был возместить государству ущерб, который в противном случае оно несло бы при каждом освобождении раба (Boeckh, Publ. Econ. p. 331 = Sthh.3 I. 403.) Неизвестно, распространялась ли взаимосвязь патрона и вольноотпущенника на детей последнего, но в одной из дельфийских надписей специально указано, что если кто-либо из детей вольноотпущенника умрет бездетным, то наследником будет патрон. О вольноотпущеннике говорили, что он «сам себе хозяин» (καθ’ ἑαυτὸν, Dem. pro Phorm. p. 945, § 4), и выражение «жил отдельно» (χωρὶς ᾤκει) в Dem. c. Euerg. et Mnesib. p. 1161, § 72 явно означает то же, что и «был освобожден»; вероятно, в Dem. Phil. I. p. 50, § 36 «живущие отдельно» (τοὺς χωρὶς οἰκοῦντας) означает то же самое, хотя контекст явно подразумевает некоторую разницу между ними и метеками, несомненно, вызванную незавершенностью освобождения многих вольноотпущенников.
По-видимому, вольноотпущенники, как и все постоянно проживающие иноземцы, много занимались коммерцией, и двое из банкиров, имена которых во всей афинской истории известны лучше всего, — Пасион и Формион, — оба сначала были рабами, а через несколько лет после освобождения получили афинское гражданство. Для Пасиона это было наградой за оказанные государству услуги.
Упоминаний об освобождении государственных рабов в Афинах не имеется; обычно они работали в рудниках и с ними обращались более сурово, чем с прочими, поэтому маловероятно, чтобы их часто освобождали. Но в Спарте освобождение илотов (которые, собственно говоря, были не рабами, а крепостными) происходило часто. После освобождения их называли неодамодами (Neodamodes, Pollux, III. 83); они составляли немалую часть спартанских армий с их первого упоминания в 421 г. до н. э. (Thucyd. V. 34) до последнего упоминания в 369 г. до н. э. (Xenoph. Hellen. VI. 5, 24). Освобождение илотов требовало государственного решения и не могло осуществляться отдельным лицом (Ephorus, у Strabo, VIII. p. 365). Еще один класс освобожденных рабов в Спарте составляли мотаки (μόθακες) или мотоны (μόθωνες), дети, выросшие вместе с детьми граждан (Phylarchus у Athenaeus, VI. 102. См. у Миллера Dorians, II. 3, § 6.) Другие классы названы в той же главе Афинея афетами (ἀφέται), адеспотами (ἀδέσποτοι), ериктерами (ἐρυκτῆρες) и деспосионавтами (δεσποσιοναῦται). Деспосионавты служили на флоте; об остальных классах ничего не известно. (По этому вопросу см. особенно Büchsenschütz, Besits und Erwerb im griechischen Alterthume, pp. 168—
2. РИМ. Гай, I. 11, и Юстиниан, Inst. I. 5, определяют вольноотпущенников как тех, «которые отпущены на волю из законного рабства» («qui ex justa servitute manumissi sunt»). Вольноотпущенники как класс обозначались словом libertini, но отдельно взятый вольноотпущенник по отношению к своему бывшему хозяину назывался libertus (т. е., liberatus, освобожденный). Во времена цензора Аппия Клавдия и немного позднее слово libertinus означало сына вольноотпущенника (Suet. Claud. 24); но у сохранившихся латинских авторов это слово не имеет такого значения.
Первоначально существовала только одна категория вольноотпущенников, а именно, вольноотпущенные граждане (liberti cives): в сущности, они обладали всеми правами, частными и публичными, свободнорожденного римского гражданина. Иными словами, если полноправный владелец раба по праву квиритов (ex jure Quiritium) освобождал его с помощью одной из трех гражданских или предписанных законом процедур манумиссии (виндикта (vindicta), ценз (census), завещание (testamentum)), то раб становился гражданином (civis): любая иная процедура манумиссии или даже гражданская манумиссия, совершенная бонитарным владельцем, оставляла его рабом с точки зрения закона, хотя покровительство претора давало ему возможность пользоваться фактической свободой (Gaius, III. 56). Дети вольноотпущенных граждан были свободнорожденными (ingenui).
Законодательством двух первых императоров были созданы два новых класса вольноотпущенников. Закон Элия — Сентия 4 г. н. э. установил, что рабы, которые в качестве наказания были закованы в цепи или заклеймены своими хозяевами, под пытками изобличены в преступлении, заключены в тюрьму, по приказу хозяина сражались на арене, поступили в гладиаторскую школу, в случае последующего освобождения должны иметь статус не выше, чем враги, сдавшиеся на милость победителя (peregrini dediticii, Gaius, I. 13). Закон Юния — Норбана, около 19 г. н. э., придал законный статус рабам, освобожденным в обстоятельствах, которые препятствовали получению ими гражданского статуса, но и не делали их дедитициями; — число таких рабов должно было значительно увеличиться благодаря другим статьям закона Элия — Сентия (Gaius, I. 18, 38); они должны были получить статус латинских колонистов (Latini Coloniarii), то есть, право торговли (commercium) без права законного брака (conubium), хотя этот закон прямо запрещал им составлять завещание, становиться душеприказчиками или получать наследства или легаты по завещанию других граждан (Gaius, I. 23, 24: см. LATINITAS): они назывались юнианскими латинами (Latini Juniani). Поэтому в III в. н. э. Ульпиан пишет (Reg. I. 5): «Есть три рода вольноотпущенников: римские граждане, юнианские латины и включенные в число дедитициев» («Libertinorum genera sunt tria: cives Romani, Latini Juniani, dediticiorum numero»).
Дедитиции (dediticii) имели право владеть собственностью на тех же правах, что и прочие иноземцы (peregrini), но после их смерти она неизменно переходила к патрону, так как они не могли составлять завещание и не имели своих наследников (sui heredes) или агнатов; они не должны были жить на расстоянии ближе 100 миль от Рима или вторично подвергаться манумиссии; наказанием за это было повторное обращение в рабство; и никаким способом они не могли повысить свой гражданский статус (Gaius, I. 15, 26, 27). Права юнианских латинов и способы приобретения ими гражданского статуса указаны в статье LATINITAS. с.63 Юстиниан отменил оба этих класса и, таким образом, восстановил прежний простой закон и сделал всех освобожденных рабов римскими гражданами (Inst. I. 5, 3; Cod. 7, 5; 7, 6).
Главный пункт, в котором вольноотпущенный гражданин уступал свободнорожденному, — это его отношение к патрону или бывшему хозяину. Вольноотпущенник обязан был проявлять по отношению к патрону послушание (obsequium) и почтение (reverentia), как ребенок по отношению к отцу (Dig. 37, 15, 9), в связи с этим вольноотпущенник не мог предъявить иск своему патрону без разрешения претора, а инфамирующий иск (actio famosa) не мог предъявить ни при каких обстоятельствах (Dig. 37, 14, 1; 37, 15, 5, 1; ib. 7, 2; Gaius, IV. 183; Inst. IV. 16, 3): за нарушение этой обязанности вольноотпущенник подлежал повторному обращению в рабство (in servitutem revocari; Suet. Claud. 25; Dig. 37, 14, 5, pr.). Также вольноотпущенник обязан был обеспечивать содержание своему патрону, его родителям и детям, если их благосостояние ухудшалось; он мог взять на себя обязательство оказывать патрону определенные услуги (operae officiales) простой клятвой (jurata promissio liberti), которая между обычными людьми не создавала бы вообще никаких законных обязательств (Dig. 38, 1, 7, 3), хотя эти обязательства не могли распространяться так далеко, чтобы обратить его в зависимость, несовместимую со свободой (Dig. 44, 5, 1, 5). Наконец, патрон имел некоторые права на наследование имущества вольноотпущенника, если тот умер без завещания и не оставил потомства; а если имущество вольноотпущенника превышало определенный минимум, то патрон мог притязать на получение определенной доли по завещанию. Это слишком обширный вопрос, чтобы рассматривать его здесь, но он подробно описан Гаем, III. 39—
После смерти патрона его права переходили к его детям (Gaius, III. 58; Dig. 38, 1, 29), и, в той мере, в какой эти права распространялись на вольноотпущенных граждан, они не могли быть завещаны постороннему лицу, так как основывались на фикции родства. Но осторианский сенатусконсульт (Inst. III. 8) позволил патрону передавать одного или несколько вольноотпущенников любому ребенку, находящемуся в его власти, путем прижизненного заявления или по завещанию; а если в момент смерти отца ребенок все еще находился в его власти, то становился единственным патроном переданных таким образом вольноотпущенников, а остальные дети исключались из наследования.
Патрон мог утратить свои права, полностью или частично, в результате злоупотребления ими (Dig. 37, 14, 15) или пренебрежения собственными обязанностями в отношении вольноотпущенника (Dig. ib. 5, 1; 38, 2, 14, pr.). Кроме того, особой милостью императора вольноотпущенник мог сделаться свободнорожденным — двумя различными путями. Получив право золотого кольца (jus anulorum aureorum), он приобретал положение свободнорожденного по отношению ко всем людям, за исключением своего патрона; привилегии последнего оставались неизменными (Fragm. Vat. 226; Dig. 38, 2, 3, pr.; 40, 10, 6). В случае возобновления рода (natalium restitutio) он становился свободнорожденным во всех отношениях; взаимосвязь вольноотпущенника и патрона уничтожалась (Dig. 40, 11, 2).