Античные писатели

АГРИППИНА (млад­шая) Юлия; Ag­rip­pi­na (Mi­nor) Iulia, 15—59 гг. н. э. Стар­шая дочь Гер­ма­ни­ка, жена импе­ра­то­ра Клав­дия. В 54 г. после мужа (кото­ро­го, воз­мож­но, сама отра­ви­ла) поса­ди­ла на трон сво­его сына от пер­во­го бра­ка Неро­на; по его при­ка­зу была уби­та. Напи­са­ла несо­хра­нив­шу­ю­ся авто­био­гра­фию, кото­рой, одна­ко, поль­зо­ва­лись более позд­ние исто­ри­ки, сре­ди кото­рых был и Тацит.

Антич­ные писа­те­ли. Сло­варь. — СПб.: Изда­тель­ство «Лань», 1999.
См. по теме: ДОССЕНН • КИНЕФ • КУРИАЦИЙ МАТЕРН • ДОСИФЕЙ МАГИСТР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Нерон и Агриппина Младшая. Рельеф из Себастейона в Афродисиаде.
Мрамор.
54—58 гг.
Афродисиада, Археологический музей.
2. ГЛИПТИКА. Рим.
«Камея Клавдия».
Пятислойный оникс, оправа: золото.
Ок. 49 г. н. э.
Вена, Музей истории искусств.
3. ГЛИПТИКА. Рим.
Агриппина Младшая, дочь Германика.
Сардоникс.
Начало I в.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Женский портрет.
Мрамор. I в. н. э.
Торчелло, Музей Торчелло.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальный портрет Агриппины Младшей. Тип «Анкона».
Белый мрамор. Ок. 51 г. н. э.
Сен-Бернар-де-Коменж, Музей Коменжа.
6. ГЛИПТИКА. Рим.
Агриппина Младшая.
Трехслойный сардоникс. Рим. I в.
5,9 × 4,7 см.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Агриппина Младшая (предположительно).
Мрамор. Середина I в. н. э.
Падуя, Археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Агриппина Младшая (предположительно).
Мрамор. Середина I в. н. э.
Падуя, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портретная статуя Агриппины Младшей.
Мрамор.
Нач. II в. н. э. Значительные современные реставрации.
Флоренция, Лоджия Ланци.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портретная статуя Агриппины Младшей.
Мрамор.
Нач. II в. н. э. Значительные современные реставрации.
Флоренция, Лоджия Ланци.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Дидрахма, серебро
Нерон
Цезарея Каппадокийская, 58—60 гг.
АВЕРС: NERO CLAVD. DIVI CLAVD. F. CAESAR AVG. GERMANI. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AGRIPPINA AVGVSTA MATER AVGVSTI — драпированный бюст Агриппины вправо, ее вьющиеся волосы спадают со лба вниз и сзади заплетены в длинную косу, два локона спадают на шею.
2. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 50—54 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. GERM. P. M. TRIB. POT. P. P. — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AGRIPPINAE AVGVSTAE — драпированный бюст Агриппины Младшей вправо; на голове венок из зерновых колосьев, из которых один, длинный, из узла спускается на спину; ее волосы заплетены в длинную косу, два локона спадают на шею.
3. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. X IMP. XIIX — голова Клавдия в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: AGRIPPINA AVGVSTA CAESARIS AVG. — драпированный бюст Агриппины Младшей вправо; спереди волосы уложены в три узла локонов и сзади заплетены в косу.
4. Денарий, серебро
Клавдий
Рим, 50—54 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. GERM. P. M. TRIB. POT. P. P. — голова Клавдия, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: AGRIPPINAE AVGVSTAE — драпированный бюст Агриппины Младшей вправо; на голове венок из зерновых колосьев, из которых один, длинный, из узла спускается на спину; ее волосы заплетены в длинную косу, два локона спадают на шею.
5. Аурей, золото
Клавдий
Рим, 50—54 гг.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAES. DRVSVS GERM. PRINC. IVVENT. — драпированный бюст молодого Нерона с обнаженной головой влево.
РЕВЕРС: AGRIPPINAE AVGVSTAE — драпированный бюст Агриппины в венке из зерновых колосьев вправо.
6. Кистофор, серебро
Клавдий
Эфес, 50—51 гг.
АВЕРС: TI. CLAVD. CAES. AVG. AGRIPP. AVGVSTA — голова Клавдия, в лавровом венке, и обнаженная голова Агриппины, парно, влево.
РЕВЕРС: DIANA EPHESIA — культовая статуя Дианы Эфесской стоит анфас, руки от запястий перемотаны лентой, на голове полос.
7. Сестерций, медь
Клавдий
Балканы, 50—54 гг.
АВЕРС: AGRIPPINA AVG. GERMANICI F. CAESARIS AVG. — драпированный бюст Агриппины Младшей вправо, волосы заплетены в длинную косу сзади.
РЕВЕРС: Два мула тянут влево карпентум (двухколесная повозка, двуколка); крышу поддерживают две стоящие по углам фигуры, бока повозки богато украшены.
8. Аурей, золото
Нерон
Лугдун, 54 г.
АВЕРС: AGRIPP. AVG. DIVI CLAVD. NERONIS CAES. MATER — бюсты Нерона и Агриппины Младшей лицом к лицу.
РЕВЕРС: NERONI CLAVD DIVI F. CAES. AVG. GERM. IMP. TR. P. — по кругу вокруг надписи EX. S. C. в центре, внутри дубового венка.
9. Сестерций, медь
Калигула
Рим, 37—38 гг.
АВЕРС: C. CAESAR AVG. GERMANICVS PON. M. TR. POT. — голова Калигулы в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: AGRIPPINA DRVSILLA IVLIA — три сестры Калигулы стоят во фронт, все в драпировках, у всех волосы заплетены на затылке в узел; слева — Агриппина, в образе Секуритас (Безопасность), повернув голову вправо, держит рог изобилия в правой руке и опирается этой же рукой на колонну, положив левую руку на плечо Друзиллы; в центре стоит Друзилла, в образе Конкордии (Согласие), повернув голову влево, держит патеру в правой руке и рог изобилия — в левой; справа стоит Юлия, в образе Фортуны (Судьба), повернув голову влево, держит корабельный руль в правой руке и рог изобилия — в левой.
В обрезе: S. C.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА