ДИОНИСИЙ ГАЛИКАРНАССКИЙ; Dionysios, лат. Dionysius, I в. до н. э., греческий ритор, историк. В 30—8 гг. до н. э. жил и преподавал в Риме. Горячий приверженец аттицизма, он сформулировал его теологические принципы во множестве критических и риторических работ, иллюстрируя их образцами стиля аттических ораторов IV в. до н. э., призывая им подражать. Из произведения О древних ораторах (Peri ton archaion rhetoron hypomnematistoi) сохранилась часть, в которой рассматривается творчество Лисия, Исократа и Исея, а также стиль Демосфена, Гиперида и Эсхина. Частью того же самого произведения является предположительно работа под заглавием Об ораторском искусстве Демосфена (Peri tes Demosihenus lekseos), в которой Дионисий доказывает превосходство Демосфена над всеми его предшественниками в прозе, в его мастерстве составления фраз и манере произнесения речей. В оригинальном трактате О составлении слов (Peri syntheseos onomaton), одном из наиболее удачных своих произведений, Дионисий обращает особое внимание на звуковую сторону слова, занимается подбором слов и связыванием их в предложения. Порядок слов должен отвечать требованиям как логики, так и эстетики. Дионисий занимался стилем Фукидида (Peri tu Thukydidu chrakteros), Платона, проблемой подражания (Peri mimeseos). Ему также приписывали авторство пособия по риторике (утраченного). Отдельную монографию он посвятил Динарху. Стилистические рассуждения, касающиеся Платона, Фукидида и Демосфене, мы находим в 3 литературных письмах (в двух письмах к Аммею и письме к Гнею Помпею). Исследования в области стилистического анализа (часто первооткрывательские) снискали ему прозвище «критик» (ho kritikos). Сформулированные им риторические правила Дионисий применил на практике в объемном (20 кн.) историческом произведении Римская древность (Romaike archaiologia). Оно охватывает древнейшую историю Рима от основания города до первой Пунической войны (264 г. до н. э.) и должно было представлять собой дополнение к трудам Полибия и Посидония. Сохранилось 11 первых книг, остальные мы имеем в выдержках Константина Багрянородного (Порфирогенета) и в одной из миланских рукописей. Труд Дионисия ориентирован практически: целью историографии является наставление в нравственности и воспитание политиков. Полный восхищения величием римлян, он доказывает их эллинское происхождение, давая соответствующую интерпретацию многочисленным мифам, наряду с историей войн, он широко представил, зачастую с ошибками, историю институтов и обычаев, которые обеспечили римлянам мировое господство. Принимал без критики сведения, приводимые римскими анналистами, используя также произведения Тимея и Полибия. Тенденция к драматизации описаний событий выявляет эллинистическое влияние, а приверженность риторике находит свое выражение в многочисленных и длинных речах, в которых Дионисий старается реализовать программу аттицизма, хотя само произведение большей частью написано на греческом языке эпохи эллинизма (койне).
См. также:
ДИОНИСИЙ (Любкер. Реальный словарь классических древностей)
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999.