Словарь античности

ДОСПЕХИ, обо­ро­ни­тель­ное воору­же­ние, кото­рое у гре­ков и рим­лян в целом было одним и тем же. Голо­ву вои­на покры­вал шлем из кожи (ga­lea) или метал­ла (cas­sis) с шелом­ни­ком или без него. Туло­ви­ще защи­ща­лось пан­ци­рем (lo­ri­ca) из метал­ла, кожи и полот­на; осо­бы­ми вида­ми пан­ци­ря были чешуй­ча­тый пан­цирь и коль­чу­га. Ноги от лоды­жек до колен были защи­ще­ны поно­жа­ми. Для допол­ни­тель­ной обо­ро­ны исполь­зо­ва­лись боль­шие оваль­ные (scu­tum) или малень­кие круг­лые (cli­peus) или полу­круг­лые щиты. Кро­ме бое­вых, суще­ст­во­ва­ли так­же искус­но сра­ботан­ные парад­ные доспе­хи, бога­то укра­шав­ши­е­ся рельеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, и гла­ди­а­тор­ские доспе­хи, шле­мы кото­рых были под­час весь­ма вычур­ны­ми (шлем из Пом­пей).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФИППИЙ • ЭПИБАТЫ, ЕПИБАТЫ • АММЕНТ • БАЛЛИСТА •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты.
Мрамор.
Последняя четв. I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
2. КЕРАМИКА. Греция.
Ахилл и Аякс, играющие в настольную игру.
(Слева — Ахилл, справа — Аякс.)
Чернофигурная амфора (тип A). Аттика.
Мастер Экзекий (гончар и художник).
Глина. Ок. 530—520 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Григорианский этрусский музей.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Обращение императора к солдатам (adlocutio).
Рельеф на южной стороне.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя полководца из Тиволи.
Мрамор.
Ок. 90—70 гг. до н. э.
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Массимо в Термах.
5. ГЛИПТИКА. Египет.
Птолемей II и Арсиноя II.
Сардоникс.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты. Деталь.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты. Деталь.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты (деталь).
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив левую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, облокотившись левой рукой на щит; возле нее два круглых щита, один продолговатый и шлем.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONTIF. MAX. TRIB. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONT. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита, один продолговатый и шлем (?).
В поле, слева и справа: S. C.
5. Сестерций, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA AVG. TR. P. — драпированный бюст Гальбы в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, держит копье в правой руке, облокотившись левой рукой на круглый щит сбоку, который стоит на шлеме; подле нее поножи.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита и поножи.
В поле, слева и справа: S. C.
7. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
NERO CLAVD CAESAR AVG GER P M TR P IMP P P, laureate head of Nero to right with globe at point of bust / Roma seated to left on a cuirass, holding Victory in her right hand and a parazonium with her left; three shields and a helmet behind her; S-C across fields, ROMA in exergue.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее два (три?) круглых щита и шлем.
В поле, слева и справа: S. C.
8. Денарий, серебро
Клодий Макр
Карфаген (?), 68 г.
АВЕРС: ROMA — голова Ромы в шлеме, внизу, слева и справа от нее: S. C.
РЕВЕРС: L. CLODI. MACRI. — трофей с двумя овальными щитами.
9. Сестерций, медь
Филипп I Араб
Рим, 3-я мастерская, 245 г.
АВЕРС: M. IVL. PHILIPPVS CAES. — драпированный бюст Филиппа II с обнаженной головой вправо.
РЕВЕРС: PRINCIPI IVVENT. — Филипп II в военной одежде стоит вправо, держит копье наперевес в правой руке и шар в левой руке.
В поле слева и справа: S. C.
10. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА