Словарь античности

ДОСПЕХИ, обо­ро­ни­тель­ное воору­же­ние, кото­рое у гре­ков и рим­лян в целом было одним и тем же. Голо­ву вои­на покры­вал шлем из кожи (ga­lea) или метал­ла (cas­sis) с шелом­ни­ком или без него. Туло­ви­ще защи­ща­лось пан­ци­рем (lo­ri­ca) из метал­ла, кожи и полот­на; осо­бы­ми вида­ми пан­ци­ря были чешуй­ча­тый пан­цирь и коль­чу­га. Ноги от лоды­жек до колен были защи­ще­ны поно­жа­ми. Для допол­ни­тель­ной обо­ро­ны исполь­зо­ва­лись боль­шие оваль­ные (scu­tum) или малень­кие круг­лые (cli­peus) или полу­круг­лые щиты. Кро­ме бое­вых, суще­ст­во­ва­ли так­же искус­но сра­ботан­ные парад­ные доспе­хи, бога­то укра­шав­ши­е­ся рельеф­ны­ми изо­бра­же­ни­я­ми, и гла­ди­а­тор­ские доспе­хи, шле­мы кото­рых были под­час весь­ма вычур­ны­ми (шлем из Пом­пей).

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФИППИЙ • ЭПИБАТЫ, ЕПИБАТЫ • АММЕНТ • ГВАРДИЯ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты.
Мрамор.
Последняя четв. I в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Рельеф с преторианцами.
Серый мрамор с прожилками. Ок. 51—52 гг.
Париж, Лувр.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Калигулы в доспехах.
Мрамор.
37—41 гг.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Августа из Прима-Порты. Деталь.
Мрамор.
Ок. 20—17 гг. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Кьярамонти, Новое крыло, 14.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Траяна.
Мрамор. Ок. 110 г. н. э.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
8. ГЛИПТИКА. Рим.
«Гемма Августа».
Оникс. Ок. 12—7 гг. до н. э.
Вена, Музей истории искусств.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст с головой Клавдия.
Италийский мрамор.
I в. н. э.
Флоренция, Галерея Уффици.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Бюст Калигулы в доспехах.
Мрамор.
37—41 гг.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 67 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. P. MAX. TR. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив левую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
2. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке влево.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, облокотившись левой рукой на щит; возле нее два круглых щита, один продолговатый и шлем.
В поле, слева и справа: S. C.
3. Сестерций, орихалк
Гальба
Рим, 68 г.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA AVG. TR. P. — драпированный бюст Гальбы в дубовом венке вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, держит копье в правой руке, облокотившись левой рукой на круглый щит сбоку, который стоит на шлеме; подле нее поножи.
В поле, слева и справа: S. C.
4. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 66 г.
АВЕРС: IMP. NERO CAESAR AVG. PONTIF. MAX. TRIB. POT. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита.
В поле, слева и справа: S. C.
5. Сестерций, орихалк
Нерон
Рим, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее три круглых щита и поножи.
В поле, слева и справа: S. C.
6. Сестерций, орихалк
Нерон
Лугдун, 65 г.
АВЕРС: NERO CLAVD. CAESAR AVG. GER. P. M. TR. P. IMP. P. P. — голова Нерона в лавровом венке вправо, с шаром в точке опоры бюста.
NERO CLAVD CAESAR AVG GER P M TR P IMP P P, laureate head of Nero to right with globe at point of bust / Roma seated to left on a cuirass, holding Victory in her right hand and a parazonium with her left; three shields and a helmet behind her; S-C across fields, ROMA in exergue.
РЕВЕРС: ROMA — Рома, в шлеме и в военной одежде, сидит влево на доспехах, поставив правую ногу на шлем, держит Викторию на вытянутой правой руке, положив левую руку на паразоний на боку; возле нее два (три?) круглых щита и шлем.
В поле, слева и справа: S. C.
7. Аурей, золото
Квинтилл
Медиолан, 270 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. QVINTILLVS AVG. — драпированный бюст Квинтилла в лавровом венке и в доспехах, обращенный вправо.
РЕВЕРС: MARTI PAC. — Марс стоит, повернувшись влево, держа оливковую ветвь и копье наперевес.
В обрезе: P.
8. Медальон, бронза
Гордиан III
Рим, 243—244 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIVS FELIX AVG. — обращенный влево драпированный бюст Гордиана III в лавровом венке, в доспехах, с видимыми на обоих плечах птеригами.
РЕВЕРС: ADLOCVTIO AVGVSTI — сцена adlocutio: Гордиан, сопровождаемый солдатом позади него, стоит на невысокой платформе, обращаясь к четырем солдатам, двое из которых, стоящие влево, держат копья и щиты; на заднем плане знамя (vexillum), военный значок (signum) и штандарт легиона (aquila).
9. Денарий, серебро
Клодий Макр
Карфаген (?), 68 г.
АВЕРС: ROMA — голова Ромы в шлеме, внизу, слева и справа от нее: S. C.
РЕВЕРС: L. CLODI. MACRI. — трофей с двумя овальными щитами.
10. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА