ЖЕНЩИНЫ. Во времена некоторых догреческих средиземноморских культур, в Египте и крито-минойской культуре, женщины — занимали высокое место в обществе, следы этого сохранились в Карии и Ликии. В архаическую эпоху в Греции женщины, как это видно из гомеровского эпоса (в частности, «Одиссеи»), пользовались относительной самостоятельностью. В классическую эпоху ситуация в этом отношении складывается менее благоприятно, однако можно отметить существенные различия в положении женщин между отдельными полисами. В Афинах жизнь как молодой девушки, так и замужней женщины протекала почти исключительно дома. Они не имели практически доступа к образованию и общественной жизни. Только гетеры, обладавшие в большинстве случаев известным уровнем образованности, могли поддержать беседу с мужчинами и определенным образом вызвать их духовный подъем. Общая ситуация вызывала пренебрежительное отношение к браку и презрительные высказывания о женщинах выдающихся поэтов и философов. В правовом отношении положение женщины также было менее благоприятно, чем положение мужчины, например женщина не могла распоряжаться своим имуществом. В области религиозной жизни, прежде всего в мистериальных культах, женщины пользовались определенным равноправием, в частности, они могли быть жрицами. В Спарте положение женщины было значительно свободнее, чем в Афинах. Воспитание девочек было сходно с воспитанием мальчиков, этому способствовало прежде всего внимание к их физическому развитию (занятия спортом). Замужние женщины занимали видное положение в своем доме, выступая в качестве госпожи (kyria), они имели право распоряжаться своим имуществом. В эллинистическую эпоху самостоятельность женщин заметно возросла. Этому способствовало развитие взглядов некоторых философских направлений, прежде всего Стои, провозглашавших равноправие мужчин и женщин. В это время были созданы и более благоприятные условия для получения женщинами образования. Экономически женщины также стали во многом более самостоятельными. Они могли приобретать многие профессии. Так, существовали актрисы, певицы, поэтессы, врачи и спортсменки. Женщины среднего сословия часто работали рядом со своими мужьями, овладев навыками их ремесла. Наемного женского труда не существовало (хотя среди рабов были женщины). В числе выдающихся гречанок известны поэтесса Сапфо и супруга Перикла Аспасия. В Риме уже во времена Республики женщины занимали более уважаемое положение, чем в Греции. Находясь в течение всей своей жизни в зависимости от мужчин, вначале отца, затем супруга, как хозяйки дома (domina) они обладали некоторой самостоятельностью. Участие римских женщин в общественной жизни было обычным явлением. Возможностей получения образования у них было больше, чем у гречанок, по крайней мере большинство девушек-римлянок получали начальное образование. Значительна была их роль и в государственном культе: весталки пользовались в римском обществе большим уважением. Постепенно становилось все более благоприятным и их правовое положение. Во времена Империи права женщин почти уравнялись с правами мужчин: они имели возможность распоряжаться своим имуществом. Женщины из высших слоев оказывали заметное влияние на политическую жизнь общества (Октавия, Ливия). Женщинам разрешалось вступать в брак по собственной инициативе. Однако это сказалось на снижении ценности браков, ослаблении связанных с ними обычаев и появлении разводов. Женщины из низших слоев общества при конкубинате с мужчинами из высших слоев могли подняться в своем социальном положении. Во времена Империи обнаружился повышенный интерес женщин, в особенности из высших слоев общества, к литературе, искусству, даже к изучению истории и философии. Положение женщин снова ухудшилось в позднеантичное время в связи с распространением христианства, хотя именно женщины способствовали его признанию. В течение раннего христианства женщины были относительно равноправны в богослужениях, однако позднее под влиянием иудаизма их участие было ограничено. Женщины не могли быть рукоположены в священники, по всей вероятности, их влияние на общину ограничивалось благотворительностью: они могли стать только диаконисами. Известную независимость от опеки мужчин принесло женщинам отшельничество: они могли становиться монахинями и даже аббатисами. Однако замужние женщины могли посвятить себя лишь домашнему хозяйству. В сравнении с римским временем свобода их общественных занятий оказалась сильно урезанной, хотя их правовое положение до юстиниановского времени едва ли изменилось. Постепенно под влиянием Востока распространилось воззрение о неполноценности женщин. Это нашло свое выражение в законодательстве (например, в законе о разводе), а также в общественном мнении. Браки вновь стали заключаться только с согласия родителей невесты. В области политики себя проявили лишь немногие женщины, например Пульхерия, сестра императора Феодосия II, его жена Евдоксия и в особенности супруга императора Юстиниана I Феодора. Хотя в целом уровень женского образования, если не принимать во внимание некоторых женщин из высших слоев, был крайне невысоким, однако история знает примеры жизни высокообразованных женщин, таких, как философ Ипатия и уже упоминавшаяся Евдоксия.
|
||
1.
Диассарий, орихалк Антонин Пий Фракия, Визия, 147—161 гг. | ||
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо. РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит. | ||
2.
Антониниан, посеребренная медь Аврелиан Сердика, III мастерская, 270—275 гг. | ||
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS P. F. AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо. РЕВЕРС: RESTITVT. ORBIS — женщина стоит вправо, преподносит венок императору, стоящему влево, со скипетром в левой руке. В нижнем поле: ✱ В обрезе: KA·Г | ||
3.
Денарий, серебро Веспасиан Эфес, 69—70 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. VESPAS. AVG. — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: PACI ORB. TERR. AVG. — бюст женщины, в драпировке, в короне с башнями, вправо. Под бюстом: q | ||
4.
Сестерций, медь Адриан Рим, 119—122 гг. | ||
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIANVS HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: PONT. MAX. TR. POT. COS. III — Адриан, в тоге, сидит влево на курульном кресле на платформе справа, протянув правую руку; перед ним стоит драпированная женщина вправо, на левой руке она держит ребенка, ее правая рука над вторым ребенком сбоку нее. В поле, слева и справа: S. C. В обрезе: LIBERTAS RESTITVTA |