Словарь античности

ЖЕНЩИНЫ. Во вре­ме­на неко­то­рых догре­че­ских сре­ди­зем­но­мор­ских куль­тур, в Егип­те и кри­то-миной­ской куль­ту­ре, жен­щи­ны — зани­ма­ли высо­кое место в обще­стве, следы это­го сохра­ни­лись в Карии и Ликии. В арха­и­че­скую эпо­ху в Гре­ции жен­щи­ны, как это вид­но из гоме­ров­ско­го эпо­са (в част­но­сти, «Одис­сеи»), поль­зо­ва­лись отно­си­тель­ной само­сто­я­тель­но­стью. В клас­си­че­скую эпо­ху ситу­а­ция в этом отно­ше­нии скла­ды­ва­ет­ся менее бла­го­при­ят­но, одна­ко мож­но отме­тить суще­ст­вен­ные раз­ли­чия в поло­же­нии жен­щин меж­ду отдель­ны­ми поли­са­ми. В Афи­нах жизнь как моло­дой девуш­ки, так и замуж­ней жен­щи­ны про­те­ка­ла почти исклю­чи­тель­но дома. Они не име­ли прак­ти­че­ски досту­па к обра­зо­ва­нию и обще­ст­вен­ной жиз­ни. Толь­ко гете­ры, обла­дав­шие в боль­шин­стве слу­ча­ев извест­ным уров­нем обра­зо­ван­но­сти, мог­ли под­дер­жать бесе­ду с муж­чи­на­ми и опре­де­лен­ным обра­зом вызвать их духов­ный подъ­ем. Общая ситу­а­ция вызы­ва­ла пре­не­бре­жи­тель­ное отно­ше­ние к бра­ку и пре­зри­тель­ные выска­зы­ва­ния о жен­щи­нах выдаю­щих­ся поэтов и фило­со­фов. В пра­во­вом отно­ше­нии поло­же­ние жен­щи­ны так­же было менее бла­го­при­ят­но, чем поло­же­ние муж­чи­ны, напри­мер жен­щи­на не мог­ла рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом. В обла­сти рели­ги­оз­ной жиз­ни, преж­де все­го в мисте­ри­аль­ных куль­тах, жен­щи­ны поль­зо­ва­лись опре­де­лен­ным рав­но­пра­ви­ем, в част­но­сти, они мог­ли быть жри­ца­ми. В Спар­те поло­же­ние жен­щи­ны было зна­чи­тель­но сво­бод­нее, чем в Афи­нах. Вос­пи­та­ние дево­чек было сход­но с вос­пи­та­ни­ем маль­чи­ков, это­му спо­соб­ст­во­ва­ло преж­де все­го вни­ма­ние к их физи­че­ско­му раз­ви­тию (заня­тия спор­том). Замуж­ние жен­щи­ны зани­ма­ли вид­ное поло­же­ние в сво­ем доме, высту­пая в каче­стве гос­по­жи (ky­ria), они име­ли пра­во рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом. В элли­ни­сти­че­скую эпо­ху само­сто­я­тель­ность жен­щин замет­но воз­рос­ла. Это­му спо­соб­ст­во­ва­ло раз­ви­тие взглядов неко­то­рых фило­соф­ских направ­ле­ний, преж­де все­го Стои, про­воз­гла­шав­ших рав­но­пра­вие муж­чин и жен­щин. В это вре­мя были созда­ны и более бла­го­при­ят­ные усло­вия для полу­че­ния жен­щи­на­ми обра­зо­ва­ния. Эко­но­ми­че­ски жен­щи­ны так­же ста­ли во мно­гом более само­сто­я­тель­ны­ми. Они мог­ли при­об­ре­тать мно­гие про­фес­сии. Так, суще­ст­во­ва­ли актри­сы, певи­цы, поэтес­сы, вра­чи и спортс­мен­ки. Жен­щи­ны сред­не­го сосло­вия часто работа­ли рядом со сво­и­ми мужья­ми, овла­дев навы­ка­ми их ремес­ла. Наем­но­го жен­ско­го труда не суще­ст­во­ва­ло (хотя сре­ди рабов были жен­щи­ны). В чис­ле выдаю­щих­ся гре­ча­нок извест­ны поэтес­са Сап­фо и супру­га Перик­ла Аспа­сия. В Риме уже во вре­ме­на Рес­пуб­ли­ки жен­щи­ны зани­ма­ли более ува­жае­мое поло­же­ние, чем в Гре­ции. Нахо­дясь в тече­ние всей сво­ей жиз­ни в зави­си­мо­сти от муж­чин, вна­ча­ле отца, затем супру­га, как хозяй­ки дома (do­mi­na) они обла­да­ли неко­то­рой само­сто­я­тель­но­стью. Уча­стие рим­ских жен­щин в обще­ст­вен­ной жиз­ни было обыч­ным явле­ни­ем. Воз­мож­но­стей полу­че­ния обра­зо­ва­ния у них было боль­ше, чем у гре­ча­нок, по край­ней мере боль­шин­ство деву­шек-рим­ля­нок полу­ча­ли началь­ное обра­зо­ва­ние. Зна­чи­тель­на была их роль и в государ­ст­вен­ном куль­те: вестал­ки поль­зо­ва­лись в рим­ском обще­стве боль­шим ува­же­ни­ем. Посте­пен­но ста­но­ви­лось все более бла­го­при­ят­ным и их пра­во­вое поло­же­ние. Во вре­ме­на Импе­рии пра­ва жен­щин почти урав­ня­лись с пра­ва­ми муж­чин: они име­ли воз­мож­ность рас­по­ря­жать­ся сво­им иму­ще­ст­вом. Жен­щи­ны из выс­ших сло­ев ока­зы­ва­ли замет­ное вли­я­ние на поли­ти­че­скую жизнь обще­ства (Окта­вия, Ливия). Жен­щи­нам раз­ре­ша­лось всту­пать в брак по соб­ст­вен­ной ини­ци­а­ти­ве. Одна­ко это ска­за­лось на сни­же­нии цен­но­сти бра­ков, ослаб­ле­нии свя­зан­ных с ними обы­ча­ев и появ­ле­нии раз­во­дов. Жен­щи­ны из низ­ших сло­ев обще­ства при кон­ку­би­на­те с муж­чи­на­ми из выс­ших сло­ев мог­ли под­нять­ся в сво­ем соци­аль­ном поло­же­нии. Во вре­ме­на Импе­рии обна­ру­жил­ся повы­шен­ный инте­рес жен­щин, в осо­бен­но­сти из выс­ших сло­ев обще­ства, к лите­ра­ту­ре, искус­ству, даже к изу­че­нию исто­рии и фило­со­фии. Поло­же­ние жен­щин сно­ва ухуд­ши­лось в позд­не­ан­тич­ное вре­мя в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ства, хотя имен­но жен­щи­ны спо­соб­ст­во­ва­ли его при­зна­нию. В тече­ние ран­не­го хри­сти­ан­ства жен­щи­ны были отно­си­тель­но рав­но­прав­ны в бого­слу­же­ни­ях, одна­ко позд­нее под вли­я­ни­ем иуда­из­ма их уча­стие было огра­ни­че­но. Жен­щи­ны не мог­ли быть руко­по­ло­же­ны в свя­щен­ни­ки, по всей веро­ят­но­сти, их вли­я­ние на общи­ну огра­ни­чи­ва­лось бла­готво­ри­тель­но­стью: они мог­ли стать толь­ко диа­ко­ни­са­ми. Извест­ную неза­ви­си­мость от опе­ки муж­чин при­нес­ло жен­щи­нам отшель­ни­че­ство: они мог­ли ста­но­вить­ся мона­хи­ня­ми и даже абба­ти­са­ми. Одна­ко замуж­ние жен­щи­ны мог­ли посвя­тить себя лишь домаш­не­му хозяй­ству. В срав­не­нии с рим­ским вре­ме­нем сво­бо­да их обще­ст­вен­ных заня­тий ока­за­лась силь­но уре­зан­ной, хотя их пра­во­вое поло­же­ние до юсти­ни­а­нов­ско­го вре­ме­ни едва ли изме­ни­лось. Посте­пен­но под вли­я­ни­ем Восто­ка рас­про­стра­ни­лось воз­зре­ние о непол­но­цен­но­сти жен­щин. Это нашло свое выра­же­ние в зако­но­да­тель­стве (напри­мер, в законе о раз­во­де), а так­же в обще­ст­вен­ном мне­нии. Бра­ки вновь ста­ли заклю­чать­ся толь­ко с согла­сия роди­те­лей неве­сты. В обла­сти поли­ти­ки себя про­яви­ли лишь немно­гие жен­щи­ны, напри­мер Пульхе­рия, сест­ра импе­ра­то­ра Фео­до­сия II, его жена Евдок­сия и в осо­бен­но­сти супру­га импе­ра­то­ра Юсти­ни­а­на I Фео­до­ра. Хотя в целом уро­вень жен­ско­го обра­зо­ва­ния, если не при­ни­мать во вни­ма­ние неко­то­рых жен­щин из выс­ших сло­ев, был крайне невы­со­ким, одна­ко исто­рия зна­ет при­ме­ры жиз­ни высо­ко­об­ра­зо­ван­ных жен­щин, таких, как фило­соф Ипа­тия и уже упо­ми­нав­ша­я­ся Евдок­сия.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: АВГУСТАЛИИ • КАПСАРИЙ • БАСКАНИЯ • СЧЕТОВОД, КАЛЬКУЛЯТОР •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Венера Таврическая).
Мрамор.
Возможно, греческая работа II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Римская матрона.
Мрамор.
98—117 гг.
Копенгаген, Новая Карлсбергская глиптотека.
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова женщины, так называемая Сириянка.
Мрамор.
160-е гг.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Книдская.
Среднезернистый мрамор.
Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. скульптора Ипполито Буцци (1562—1634).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Статуя Корнелии Антонии из Писидии.
Мрамор.
160—170-е гг.
Стамбул, Археологический музей.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита Книдская.
Среднезернистый мрамор.
Торс — римская копия II в. н. э., остальное — реставрация XVII в. скульптора Ипполито Буцци (1562—1634).
Рим, Римский национальный музей, Палаццо Альтемпс.
7. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
«Сафо».
Фреска IV стиля из Помпей (VI Insula Occidentalis).
55—79 гг. н. э.
Неаполь, Национальный археологический музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Афродита (Венера Таврическая).
Мрамор.
Возможно, греческая работа II в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Портрет женщины, так называемая «Сириянка».
Мрамор.
3-я четверть II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Венера Медичи.
Паросский мрамор.
Греческая копия конца II — начала I в. до н. э. греческого образца.
Флоренция, Галерея Уффици, Трибуна (Зал 18).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Диассарий, орихалк
Антонин Пий
Фракия, Визия, 147—161 гг.
АВЕРС: Μ. ΑΥΡΗΛΙΟϹ ΟΥΗΡΟϹ ΚΑΙϹΑΡ — обнаженная голова Марка Аврелия вправо.
РЕВЕРС: ΒΙΖΥΗΝΩΝ — сцена погребальной трапезы. Мужчина возлежит на ложе, протягивая правую руку к женщине, сидящей перед ним; перед ложем небольшой столик; слева маленькая мужская фигура, стоящая под деревом, на котором висит кираса, и погрузившая руку в амфору; справа передняя часть лошади, стоящей влево, с поднятой правой передней ногой; наверху овальный щит.
2. Антониниан, посеребренная медь
Аврелиан
Сердика, III мастерская, 270—275 гг.
АВЕРС: IMP. C. AVRELIANVS P. F. AVG. — бюст императора в лучистом венце и в доспехах вправо.
РЕВЕРС: RESTITVT. ORBIS — женщина стоит вправо, преподносит венок императору, стоящему влево, со скипетром в левой руке.
В нижнем поле:
В обрезе: KA·Г
3. Денарий, серебро
Веспасиан
Эфес, 69—70 гг.
АВЕРС: IMP. CAES. VESPAS. AVG. — голова Веспасиана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: PACI ORB. TERR. AVG. — бюст женщины, в драпировке, в короне с башнями, вправо.
Под бюстом: q
4. Сестерций, медь
Адриан
Рим, 119—122 гг.
АВЕРС: IMP. CAESAR TRAIANVS HADRIANVS AVG. — драпированный бюст Адриана в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: PONT. MAX. TR. POT. COS. III — Адриан, в тоге, сидит влево на курульном кресле на платформе справа, протянув правую руку; перед ним стоит драпированная женщина вправо, на левой руке она держит ребенка, ее правая рука над вторым ребенком сбоку нее.
В поле, слева и справа: S. C.
В обрезе: LIBERTAS RESTITVTA
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА