Словарь античности

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, риту­аль­ное дей­ст­вие, отно­ся­ще­е­ся к древ­ней­шим куль­то­вым фор­мам. При помо­щи жерт­во­при­но­ше­ния люди наде­я­лись полу­чить помощь и бла­го­сло­ве­ние богов, пред­от­вра­тить несча­стье, иску­пить вину и очи­стить­ся от пре­ступ­ле­ния, при­не­сти бла­го­дар­ность за полу­чен­ную помощь и спа­се­ние, почтить боже­ство и всту­пить с ним в связь. Жерт­во­при­но­ше­ния совер­ша­лись так­же при испол­не­нии клят­вы (клят­вен­ное жерт­во­при­но­ше­ние), при заклю­че­нии дого­во­ра, жерт­во­при­но­ше­ние умер­шим — при погре­бе­нии или у моги­лы. Объ­ек­том жерт­во­при­но­ше­ния было все, что люди счи­та­ли необ­хо­ди­мым для жиз­ни или цен­ным. Важ­ней­шую роль в антич­но­сти игра­ли бес­кров­ные жерт­во­при­но­ше­ния: у зем­ледель­цев — пло­ды (жерт­во­при­но­ше­ние начат­ков) или при­готов­лен­ные из них куша­нья — каши, пече­нья, в куль­те геро­ев — мед, моло­ко и олив­ко­вое мас­ло. Боль­шое зна­че­ние име­ло вино при совер­ше­нии воз­ли­я­ний. При вос­ку­ре­ни­ях сжи­га­лись мест­ные (лавр и т. п.) или дра­го­цен­ные восточ­ные бла­го­во­ния (ладан и т. д.). Кро­ва­вы­ми жерт­во­при­но­ше­ни­я­ми были при­но­си­мые в жерт­ву живот­ные, по бо́льшей части сви­нья, овца, круп­ный рога­тый скот (Suo­ve­tau­ri­lia), а так­же козы и мел­кие домаш­ние живот­ные, рыба и посвя­щен­ные дан­но­му боже­ству живот­ные (лошадь для Посей­до­на, соба­ка для Гека­ты, петух для Аскле­пия, гусь для Иси­ды и т. д.). Живот­ных сжи­га­ли вме­сте с умер­ши­ми, зака­пы­ва­ли или топи­ли (при жерт­во­при­но­ше­нии под­зем­ным богам, жерт­во­при­но­ше­нии умер­шим, жерт­во­при­но­ше­нии при клят­вах и очи­ще­нии и при жерт­во­при­но­ше­нии с целью вопро­ше­ния о буду­щем). При жерт­во­при­но­ше­нии пищи часть ее сжи­га­лась, а бо́льшая и луч­шая часть съе­да­лась жерт­ву­ю­щим и жре­цом. Жерт­во­при­но­ше­ние совер­ша­лось с соблюде­ни­ем стро­гих пред­пи­са­ний отно­си­тель­но без­упреч­но­сти и кра­соты спе­ци­аль­но выбран­ных живот­ных, употреб­ляв­шей­ся при этом утва­ри и участ­ни­ков жерт­во­при­но­ше­ния (обла­че­ния, куль­то­вая чистота совер­шаю­щих жерт­во­при­но­ше­ние, запо­ведь мол­ча­ния). Если про­ис­хо­ди­ли какие-либо нару­ше­ния, жерт­во­при­но­ше­ние сле­до­ва­ло повто­рить. Жерт­во­при­но­ше­ния совер­ша­лись так­же в фор­ме вотив­ных даров (изо­бра­же­ния боль­ных частей тела) в хра­мах богов здо­ро­вья; жерт­во­при­но­ше­ние волос при вступ­ле­нии в зре­лый воз­раст или при вступ­ле­нии деву­шек в брак. Фор­мой жерт­во­при­но­ше­ния был так­же лек­ти­стер­ний. Тра­ди­ция еди­нич­ных чело­ве­че­ских жерт­во­при­но­ше­ний в гре­ко-рим­ском мире в исто­ри­че­ское вре­мя (при­не­се­ние в жерт­ву трех пер­сов перед Сала­мин­ской бит­вой; погре­бе­ние зажи­во четы гал­лов и гре­ков в 228 и 216 до н. э. в Риме) спор­на. Хри­сти­ане отка­зы­ва­лись от всех жерт­во­при­но­ше­ний, в том чис­ле и от при­ня­тых в куль­те импе­ра­то­ров, и тем самым про­ти­во­по­став­ля­ли себя государ­ст­вен­ным вла­стям, рас­смат­ри­вав­шим отправ­ле­ние куль­та импе­ра­то­ра как дока­за­тель­ство лояль­но­сти. В ран­нем хри­сти­ан­стве жерт­во­при­но­ше­ни­ем счи­та­лись молит­ва, мило­сты­ня, дея­тель­ная любовь к ближ­не­му; т. к. Хри­стос сам при­нес себя в жерт­ву, жерт­во­при­но­ше­ние усмат­ри­ва­ли позд­нее так­же в Тай­ной вече­ре.

Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭФЕССКИЕ ГРАМОТЫ, ЕФЕСИЙСКИЕ ГРАМОТЫ • ЭПУЛОНЫ • ЭФФАТУМ • ЭНКОЙМЕСИС •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Жертвоприношение Ифигении.
Фреска из Помпей (Дом Трагического поэта).
Неаполь, Национальный археологический музей, Зал LXXVIII.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Победное жертвоприношение.
4. АРХИТЕКТУРА. Рим.
Реконструкция Алтаря Мира Августа (Ara Pacis).

Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Панель, изображающая Энея, приносящего жертвы пенатам.
13—9 гг. до н. э.
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Эней, приносящий жертвы Пенатам.
Правая часть западного фасада алтаря Августова Мира (верхняя панель).
Рим, Музей Алтаря мира Августа (Ara Pacis Augustae).
7. СКУЛЬПТУРА. Этрурия.
Погребальная урна со сценой жертвоприношения Ифигении.
Травертин. II—I вв. до н. э.
Рим, Этрусский национальный музей виллы Джулия.
8. СКУЛЬПТУРА. Сирия.
Саркофаг гимнасиарха Герострата.
Мрамор.
II в. н.э.
Стамбул, Археологический музей.
9. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Афродита и Гермес.
Табличка из Локри (Калабрия).
Терракота.
Ок. 475—450 гг. до н. э.
Мюнхен, Государственное античное собрание.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Сцена люстрации.
Рельеф на аттике южной стороны.
Мрамор. 175—196 гг.
Рим, Арка Константина.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. Денарий, серебро
Гальба
Рим, 68—69 гг.
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево.
РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке.
2. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обращенный влево обнаженный Аполлон в венке, с патерой в протянутой правой руке, совершает жертвоприношение над горящим алтарем, держа в левой руке ветвь.
В правом поле: Ε.
3. Аурей, золото
Требониан Галл
Рим, 253 г.
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. TREB. GALLVS AVG. — драпированный бюст Требониана Галла в доспехах и в лучистом венце, обращенный вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. IIII COS. II — Требониан Галл, с покрытой головой, стоит фронтально, повернув голову влево, совершает над алтарем жертвориношение из патеры в правой руке и держит скипетр в левой руке.
4. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева.
В правом поле: .
5. Медальон, бронза
Коммод
Рим, 191—192 гг.
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке.
6. Асс, медь
Домициан
Рим, 88 г.
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне.
В обрезе: S. C.
7. Асс, медь
Септимий Север
Рим, 207 г.
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон).
РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо.
В обрезе: S. C.
8. Аурей, золото
Север Александр
Рим, 226 г.
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой.
9. Аурей, золото
Коммод
Рим, 183—184 гг.
АВЕРС: M. COMM. ANTON. AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо.
РЕВЕРС: Коммод, с покрытой головой, в тоге, стоит во фронт, голова влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева, в левой руке держит свиток у бока.
VOT. SVSC. DEC. P. M. TR. P. VIIII IMP. VII
В обрезе: COS. IIII P. P.
10. Аурей, золото
Гордиан III
Рим, 240—241 гг.
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIUS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III в лавровом венке.
РЕВЕРС: P. M. TR. P. III COS. P. P. — Гордиан стоит с покрытой головой с патерой в левой руке и приносит жертву у алтаря.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА