ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, ритуальное действие, относящееся к древнейшим культовым формам. При помощи жертвоприношения люди надеялись получить помощь и благословение богов, предотвратить несчастье, искупить вину и очиститься от преступления, принести благодарность за полученную помощь и спасение, почтить божество и вступить с ним в связь. Жертвоприношения совершались также при исполнении клятвы (клятвенное жертвоприношение), при заключении договора, жертвоприношение умершим — при погребении или у могилы. Объектом жертвоприношения было все, что люди считали необходимым для жизни или ценным. Важнейшую роль в античности играли бескровные жертвоприношения: у земледельцев — плоды (жертвоприношение начатков) или приготовленные из них кушанья — каши, печенья, в культе героев — мед, молоко и оливковое масло. Большое значение имело вино при совершении возлияний. При воскурениях сжигались местные (лавр и т. п.) или драгоценные восточные благовония (ладан и т. д.). Кровавыми жертвоприношениями были приносимые в жертву животные, по бо́льшей части свинья, овца, крупный рогатый скот (Suovetaurilia), а также козы и мелкие домашние животные, рыба и посвященные данному божеству животные (лошадь для Посейдона, собака для Гекаты, петух для Асклепия, гусь для Исиды и т. д.). Животных сжигали вместе с умершими, закапывали или топили (при жертвоприношении подземным богам, жертвоприношении умершим, жертвоприношении при клятвах и очищении и при жертвоприношении с целью вопрошения о будущем). При жертвоприношении пищи часть ее сжигалась, а бо́льшая и лучшая часть съедалась жертвующим и жрецом. Жертвоприношение совершалось с соблюдением строгих предписаний относительно безупречности и красоты специально выбранных животных, употреблявшейся при этом утвари и участников жертвоприношения (облачения, культовая чистота совершающих жертвоприношение, заповедь молчания). Если происходили какие-либо нарушения, жертвоприношение следовало повторить. Жертвоприношения совершались также в форме вотивных даров (изображения больных частей тела) в храмах богов здоровья; жертвоприношение волос при вступлении в зрелый возраст или при вступлении девушек в брак. Формой жертвоприношения был также лектистерний. Традиция единичных человеческих жертвоприношений в греко-римском мире в историческое время (принесение в жертву трех персов перед Саламинской битвой; погребение заживо четы галлов и греков в 228 и 216 до н. э. в Риме) спорна. Христиане отказывались от всех жертвоприношений, в том числе и от принятых в культе императоров, и тем самым противопоставляли себя государственным властям, рассматривавшим отправление культа императора как доказательство лояльности. В раннем христианстве жертвоприношением считались молитва, милостыня, деятельная любовь к ближнему; т. к. Христос сам принес себя в жертву, жертвоприношение усматривали позднее также в Тайной вечере.
|
||
1.
Денарий, серебро Гальба Рим, 68—69 гг. | ||
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево. РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке. | ||
2.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥΗ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу драпированные бюсты Макрина, слева, в доспехах и в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ — обращенный влево обнаженный Аполлон в венке, с патерой в протянутой правой руке, совершает жертвоприношение над горящим алтарем, держа в левой руке ветвь. В правом поле: Ε. | ||
3.
Аурей, золото Требониан Галл Рим, 253 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAE. C. VIB. TREB. GALLVS AVG. — драпированный бюст Требониана Галла в доспехах и в лучистом венце, обращенный вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. IIII COS. II — Требониан Галл, с покрытой головой, стоит фронтально, повернув голову влево, совершает над алтарем жертвориношение из патеры в правой руке и держит скипетр в левой руке. | ||
4.
AE, медь Макрин Маркианополь, 217—218 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой. РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΙΤΩΝ (ΤΩΝ в обрезе в перевернутом положении по отношению к тексту легенды) — обнаженный Аполлон стоит, повернув голову влево, держит в левой руке большой лук, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над небольшим горящим алтарем слева. В правом поле: Ⲉ. | ||
5.
Медальон, бронза Коммод Рим, 191—192 гг. | ||
АВЕРС: L. AELIVS AVRELIVS COMMODVS AVG. PIVS FELIX — парный портрет вправо с головой Коммода в лучистом венце и лавровом венке и головой амазонки (Марции или Ромы) в шлеме с козырьком и с гребнем и пельтой на груди. РЕВЕРС: P. M. TR. P. XVII IMP. VIII COS. VII P. P. — слева стоит, заложив правую руку за спину, обнаженный Геркулес, держа поставленную на камень дубину, драпированную львиной шкурой; справа стоит влево Коммод, в жреческой одежде, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой и держит свиток в левой руке. | ||
6.
Асс, медь Домициан Рим, 88 г. | ||
АВЕРС: IMP. CAES. DOMIT. AVG. GERM. P. M. TR. P. VIII CENS. PER. P. P. — голова Домициана, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: COS. XIIII LVD. SAEC. FEC. — Домициан, в тоге, с непокрытой головой, стоит влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над горящим алтарем, украшенным гирляндой; слева стоит почти фронтально музыкант, играющий на лире, правее стоит музыкант, играющий на флейте; на заднем плане шестиколонный храм с венком на фронтоне. В обрезе: S. C. | ||
7.
Асс, медь Септимий Север Рим, 207 г. | ||
АВЕРС: IVLIA AVGVSTA — драпированный бюст Юлии Домны вправо; волосы искусно уложены шестью волнами и собраны на затылке в большой узел (шиньон). РЕВЕРС: VESTA MATER — фронтальный вид круглого храма, изображенного четырехколонным, со стоящей статуей на крыше и сидящей статуей в центре; перед храмом шесть фигур (RIC: шесть весталок): две, в драпировке и с покрытой головой, стоящие напротив друг друга, слева и справа, посыпающие ладан из правых рук над горящим алтарем, украшенным гирляндами, и держащие коробочки в левых руках; по сторонам от них четыре другие фигуры, в драпировках и с покрытой головой, — две справа и две слева — из них по одной стоят анфас, а другие обращены влево и вправо. В обрезе: S. C. | ||
8.
Аурей, золото Север Александр Рим, 226 г. | ||
АВЕРС: IMP. C. M. AVR. SEV. ALEXAND. AVG. — драпированный бюст императора в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: P. M. TR. P. V COS. II P. P. — император влево в лавровом венке и в тоге совершает священнодействия у треножного алтаря с патерой в правой руке и свитком в левой. | ||
9.
Аурей, золото Коммод Рим, 183—184 гг. | ||
АВЕРС: M. COMM. ANTON. AVG. PIVS BRIT. — драпированный бюст Коммода, в доспехах, в лавровом венке, вправо. РЕВЕРС: Коммод, с покрытой головой, в тоге, стоит во фронт, голова влево, совершает жертвоприношение из патеры в правой руке над алтарем-треножником слева, в левой руке держит свиток у бока. VOT. SVSC. DEC. P. M. TR. P. VIIII IMP. VII В обрезе: COS. IIII P. P. | ||
10.
Аурей, золото Гордиан III Рим, 240—241 гг. | ||
АВЕРС: IMP. GORDIANVS PIUS FEL. AVG. — драпированный бюст Гордиана III в лавровом венке. РЕВЕРС: P. M. TR. P. III COS. P. P. — Гордиан стоит с покрытой головой с патерой в левой руке и приносит жертву у алтаря. |