Словарь античности

ЗЕВС (греч. Zeus, лат. Jupi­ter), вер­хов­ный гре­че­ский бог, вос­хо­дя­щий к индо­ев­ро­пей­ско­му боже­ству неба, отец богов и людей, царь сре­ди богов по образ­цу поло­же­ния царя в чело­ве­че­ском обще­стве, млад­ший сын Кро­но­са (вслед­ст­вие это­го назы­ва­ет­ся поэта­ми Кро­нидом или Кро­ни­о­ном) и Реи. Отцу Зев­са было пред­ска­за­но, что он будет сверг­нут одним из сво­их потом­ков. Поэто­му он про­гла­ты­вал сво­их ново­рож­ден­ных детей. Пред­по­ла­гае­мое место рож­де­ния Зев­са — о. Крит, где он был скрыт от сво­его отца Кро­на и вскорм­лен Амал­те­ей. Воз­му­жав, Зевс лишил отца вла­сти и заста­вил его вер­нуть на свет ранее про­гло­чен­ных им детей. Разде­лив со сво­и­ми бра­тья­ми Посей­до­ном и Аидом власть над миром, Зевс полу­чил в удел небо. Место­пре­бы­ва­ни­ем Зев­са счи­тал­ся Олимп. Он поко­рил всех сво­их вра­гов (гиган­тов и Тифо­на). От пер­вой супру­ги Мети­ды Зевс поро­дил Афи­ну. Глав­ной женой Зев­са счи­та­ет­ся Гера, его сест­ра. Их детьми были Арес, Геба, Гефест и Или­фия. Зевс имел детей от мно­гих дру­гих богинь и смерт­ных жен­щин: от Дио­ны — Афро­ди­ту, от Феми­ды — гор, от Мне­мо­си­ны — муз, от Лето — Апол­ло­на и Арте­ми­ду, от Демет­ры — Пер­се­фо­ну, от Еври­но­мы — харит, от Майи — Гер­ме­са, от Семе­лы — Дио­ни­са, от Данаи — Пер­сея, от Леды — Еле­ну и Дио­с­ку­ров, от Алк­ме­ны — Герак­ла, от Эги­ны — Эака, от Евро­пы — Мино­са, Рада­ман­та и Сар­пе­до­на, от Антио­пы — Амфи­о­на и Зета, от Ио — Эпа­фа, от Кал­ли­сто — Арка­да. Зевс был боже­ст­вом пого­ды, вос­седав­шим на небе­сах или на горе Олимп, соби­ра­те­лем туч и нис­по­сла­те­лем дождя, пове­ли­те­лем мол­ний и гро­ма. Под име­нем Зевс Гер­кей (от греч. her­kos — огра­да) он почи­тал­ся как охра­ни­тель домаш­не­го хозяй­ства, под име­нем Кте­сий (При­об­ре­та­тель) охра­нял при­па­сы и счи­тал­ся пода­те­лем богат­ства; Зев­су Мей­ли­хию (Крот­ко­му), бла­го­склон­но­му к каю­щим­ся богу, в Афи­нах был посвя­щен празд­ник Диа­сий. Зевс Ксе­ний (xe­nos — чуже­стра­нец) покро­ви­тель­ст­во­вал чуже­стран­цам, Зевс Гике­сий (hi­ke­tes — при­бе­гаю­щий к покро­ви­тель­ству) — ищу­щим защи­ты у его алта­ря. При­ся­га (hor­kos) и клят­ва счи­та­лись освя­щен­ны­ми Зев­сом Гор­ки­ем, т. к. в каче­стве хра­ни­те­ля миро­во­го поряд­ка он следил за испол­не­ни­ем зако­нов; Зевс Элев­те­рий (Сво­бод­ный) защи­щал сво­бо­ду; Зевс Сотер (Спа­си­тель) охра­нял пра­ва лич­но­сти и государ­ства. В Додоне Зев­су как богу ман­ти­ки (гада­ния) при­над­ле­жал весь­ма почи­тав­ший­ся ора­кул; счи­та­лось, что в каче­стве при­мет для гада­ния он посы­лал мол­нии, гром, метео­ры, сны и про­чее. Зев­су Ликею в г. Ликей (Арка­дия) при­но­си­лись чело­ве­че­ские жерт­вы. Ему были посвя­ще­ны дуб и орел. Зевс изо­бра­жал­ся с орлом, ски­пет­ром и пуч­ком мол­ний как непре­мен­ны­ми атри­бу­та­ми, ино­гда — вос­седаю­щим на троне. Широ­кой извест­но­стью поль­зо­ва­лась хри­со­эле­фан­тин­ная ста­туя Зев­са в Олим­пии работы Фидия, дошед­шая до нас лишь по изо­бра­же­ни­ям на моне­тах. Из сохра­нив­ших­ся изо­бра­же­ний Зев­са самое извест­ное — Зевс из Отри­ко­ли элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни. В искус­стве и лите­ра­ту­ре после­дую­щих эпох име­на Зевс и Юпи­тер, как пра­ви­ло, исполь­зу­ют­ся как сино­ни­мы (кар­ти­ны Скья­воне, Веро­не­зе, Г. фон Бале­на, Л. Корин­та; опе­ра Ген­де­ля).


Зевс. Рим­ская копия с позд­не­клас­си­че­ской ста­туи (Бер­лин, Государ­ст­вен­ные музеи).

См. также:
ЗЕВС (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ДИАКТОР • ДРИОП • ЭМАТИОН, ЕМАФИОН • ЭПАФ, ЕПАФ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. КЕРАМИКА. Греция.
Европа на быке.
Амфора краснофигурная. Аттика.
Мастер Фиалы.
Глина. Ок. 440 г. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Сфинкс и юноша, ее жертва.
Римская копия фрагмента трона Зевса из Олимпии работы Фидия.
Бронза.
Вена, Музей Эфеса.
3. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Голова Зевса-Амона.
Мрамор.
Неаполь, Национальный археологический музей.
4. СКУЛЬПТУРА. Греция.
Бронзовая статуя Зевса или Посейдона.
Бронза.
Ок. 460 г. до н. э.
Афины, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Похищение Европы. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
6. КЕРАМИКА. Этрурия.
Зевс в образе быка и Европа.
Краснофигурный кратер.
Глина. Ок. 450 г. до н. э.
Тарквиния, Национальный археологический музей.
7. МОЗАИКА. Греция.
Нереиды.
Кипр, Дом Эона.
Сер. IV в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
8. КЕРАМИКА. Греция.
Ваза Франсуа: сторона AB, со сценами свадьбы Пелея; процессия богов (Зевс и Гера).
Чернофигурный волютный кратер. Аттика.
Ок. сер. VI в. до н. э.
Флоренция, Национальный археологический музей.
9. ГЛИПТИКА.
Нимфа и Фавн (Антиопа и Зевс?).
Италия. Конец XVI века.
Камея. Агат—оникс, золото.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ (ΩΝ в обрезе перевернуто по отношению к легенде) — Зевс, с обнаженным торсом, в венке и драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой.
В левом поле: Ε.
2. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний стоит влево, в руках у него — звезда и скипетр; над головой — полумесяц, слева — две монограммы; все внутри венка.
В обрезе: ΖϘΡ (обозначение даты).
3. Тетрадрахма, серебро
Александр II Забина
Неизвестный монетный двор в Киликии, 128—123 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, в правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр с тремя лепестками лотоса на наконечнике; слева — монограмма и буква Η, под троном — монограмма.
4. Тетрадрахма, серебро
Александр III Великий
Пелла, 336—328 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Зевса в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΦΙΛΙΠΠΟΥ — юноша на лошади вправо, в руках держит пальмовую ветвь и поводья; внизу — изображение кантара (греческой чаши).
5. Тетрадрахма, серебро
Александр II Забина
Антиохия, 128—123 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, в правой руке у него Ника с венком, в левой — скипетр с тремя лепестками лотоса на наконечнике; слева — ΙΣΙ, под троном — звезда и буква A.
6. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 119—118 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний стоит влево, в руках у него — звезда и скипетр; над головой — полумесяц, слева — монограмма; все внутри венка.
В обрезе: ΔϘΡ (обозначение даты).
7. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Антиохия, 148—147 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΘΕΟΠΑΤΟΡΟΣ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Зевс Никифор, в лавровом венке, сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке, на вытянутой правой руке стоит Ника, в руках у которой — венок; слева — монограмма Φ.
В обрезе: обозначение даты (ΕΞΡ).
8. Тетрадрахма, серебро
Антиох X Евсеб Филопатор
Антиохия, 95—94 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха X в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево, в левой руке он держит скипетр, на правой стоит Ника с венком; слева — буква Α и монограмма, под троном — еще одна монограмма; все внутри венка.
9. Тетрадрахма, серебро
Антиох V Эвпатор
Антиохия, 164—162 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха V в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево и в левой руке держит скипетр, на вытянутой правой руке у него стоит Ника, надевающая венок на имя царя; слева — монограмма.
В обрезе: ΕΥΠΑΤΟΡΟΣ
10. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 118—117 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний, стоящий влево, в руках у него звезда и скипетр, над головой — полумесяц; слева — две монограммы.
В обрезе: обозначение даты (ΕϘΡ).
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА