Словарь античности

ЗЕВС (греч. Zeus, лат. Jupi­ter), вер­хов­ный гре­че­ский бог, вос­хо­дя­щий к индо­ев­ро­пей­ско­му боже­ству неба, отец богов и людей, царь сре­ди богов по образ­цу поло­же­ния царя в чело­ве­че­ском обще­стве, млад­ший сын Кро­но­са (вслед­ст­вие это­го назы­ва­ет­ся поэта­ми Кро­нидом или Кро­ни­о­ном) и Реи. Отцу Зев­са было пред­ска­за­но, что он будет сверг­нут одним из сво­их потом­ков. Поэто­му он про­гла­ты­вал сво­их ново­рож­ден­ных детей. Пред­по­ла­гае­мое место рож­де­ния Зев­са — о. Крит, где он был скрыт от сво­его отца Кро­на и вскорм­лен Амал­те­ей. Воз­му­жав, Зевс лишил отца вла­сти и заста­вил его вер­нуть на свет ранее про­гло­чен­ных им детей. Разде­лив со сво­и­ми бра­тья­ми Посей­до­ном и Аидом власть над миром, Зевс полу­чил в удел небо. Место­пре­бы­ва­ни­ем Зев­са счи­тал­ся Олимп. Он поко­рил всех сво­их вра­гов (гиган­тов и Тифо­на). От пер­вой супру­ги Мети­ды Зевс поро­дил Афи­ну. Глав­ной женой Зев­са счи­та­ет­ся Гера, его сест­ра. Их детьми были Арес, Геба, Гефест и Или­фия. Зевс имел детей от мно­гих дру­гих богинь и смерт­ных жен­щин: от Дио­ны — Афро­ди­ту, от Феми­ды — гор, от Мне­мо­си­ны — муз, от Лето — Апол­ло­на и Арте­ми­ду, от Демет­ры — Пер­се­фо­ну, от Еври­но­мы — харит, от Майи — Гер­ме­са, от Семе­лы — Дио­ни­са, от Данаи — Пер­сея, от Леды — Еле­ну и Дио­с­ку­ров, от Алк­ме­ны — Герак­ла, от Эги­ны — Эака, от Евро­пы — Мино­са, Рада­ман­та и Сар­пе­до­на, от Антио­пы — Амфи­о­на и Зета, от Ио — Эпа­фа, от Кал­ли­сто — Арка­да. Зевс был боже­ст­вом пого­ды, вос­седав­шим на небе­сах или на горе Олимп, соби­ра­те­лем туч и нис­по­сла­те­лем дождя, пове­ли­те­лем мол­ний и гро­ма. Под име­нем Зевс Гер­кей (от греч. her­kos — огра­да) он почи­тал­ся как охра­ни­тель домаш­не­го хозяй­ства, под име­нем Кте­сий (При­об­ре­та­тель) охра­нял при­па­сы и счи­тал­ся пода­те­лем богат­ства; Зев­су Мей­ли­хию (Крот­ко­му), бла­го­склон­но­му к каю­щим­ся богу, в Афи­нах был посвя­щен празд­ник Диа­сий. Зевс Ксе­ний (xe­nos — чуже­стра­нец) покро­ви­тель­ст­во­вал чуже­стран­цам, Зевс Гике­сий (hi­ke­tes — при­бе­гаю­щий к покро­ви­тель­ству) — ищу­щим защи­ты у его алта­ря. При­ся­га (hor­kos) и клят­ва счи­та­лись освя­щен­ны­ми Зев­сом Гор­ки­ем, т. к. в каче­стве хра­ни­те­ля миро­во­го поряд­ка он следил за испол­не­ни­ем зако­нов; Зевс Элев­те­рий (Сво­бод­ный) защи­щал сво­бо­ду; Зевс Сотер (Спа­си­тель) охра­нял пра­ва лич­но­сти и государ­ства. В Додоне Зев­су как богу ман­ти­ки (гада­ния) при­над­ле­жал весь­ма почи­тав­ший­ся ора­кул; счи­та­лось, что в каче­стве при­мет для гада­ния он посы­лал мол­нии, гром, метео­ры, сны и про­чее. Зев­су Ликею в г. Ликей (Арка­дия) при­но­си­лись чело­ве­че­ские жерт­вы. Ему были посвя­ще­ны дуб и орел. Зевс изо­бра­жал­ся с орлом, ски­пет­ром и пуч­ком мол­ний как непре­мен­ны­ми атри­бу­та­ми, ино­гда — вос­седаю­щим на троне. Широ­кой извест­но­стью поль­зо­ва­лась хри­со­эле­фан­тин­ная ста­туя Зев­са в Олим­пии работы Фидия, дошед­шая до нас лишь по изо­бра­же­ни­ям на моне­тах. Из сохра­нив­ших­ся изо­бра­же­ний Зев­са самое извест­ное — Зевс из Отри­ко­ли элли­ни­сти­че­ско­го вре­ме­ни. В искус­стве и лите­ра­ту­ре после­дую­щих эпох име­на Зевс и Юпи­тер, как пра­ви­ло, исполь­зу­ют­ся как сино­ни­мы (кар­ти­ны Скья­воне, Веро­не­зе, Г. фон Бале­на, Л. Корин­та; опе­ра Ген­де­ля).


Зевс. Рим­ская копия с позд­не­клас­си­че­ской ста­туи (Бер­лин, Государ­ст­вен­ные музеи).

См. также:
ЗЕВС (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: ЭЛИЦИЙ • ЭПИМЕТЕЙ, ЕПИМЕТЕЙ • ЭРГАНА, ЕРГАНА • ЭРГИН, ЕРГИН •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. ГЛИПТИКА. Египет.
Камея Гонзага: Птолемей II Филадельф и Арсиноя II.
Сардоникс в новой серебряной оправе.
Александрия. III в. до н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Геркулес душит змей на глазах Амфитриона и Алкмены. Фрагмент.
Фреска IV стиля. 60—79 гг.
Помпеи, Археологический парк, Дом Веттиев (VI. 15. 1. n).
3. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Колоссальная голова Юпитера из Отриколи.
Мрамор.
Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 3.
4. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Зевса Отриколийского.
Мрамор.
Римская копия с греческого оригинала IV в. до н. э.
Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Ротонда, 3.
5. ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО. Рим.
Календарь со сменными штырями. (Сатурн, Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера).
С каменной плиты III—IV вв., найденной в Риме.
Рим, Музей Римской культуры.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Зевса.
Мрамор. Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э.
Высота 38 см.
Рим, Капитолийские музеи.
7. УКРАШЕНИЯ. Рим.
Кольцо с бюстом Юпитера.
Золото.
Ок. 50 г. до н. э. — 20 г. н. э.
Берлин, Государственные музеи, Старый музей.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Голова Юпитера.
Бронза, полое литье. Римская работа I в.
Вена, Музей истории искусств.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Миф о Фаэтоне.
Стенка саркофага.
Мрамор. III в.
Верона, Музей-лапидарий Маффеи.
10. СКУЛЬПТУРА. Великая Греция.
Похищение Европы. Т. н. малая метопа из храма Y в Селинунте.
Плотный известняк из Менфи.
560—550 гг. до н. э.
Палермо, Региональный археологический музей Антонио Салинаса.
МОНЕТЫ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. AE, медь
Макрин
Маркианополь, 217—218 гг.
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. ΟΠΕΛ. ϹΕΥ. ΜΑΚΡΕΙΝΟϹ Κ. Μ. ΟΠΕΛ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — лицом к лицу бюсты Макрина, слева, в лавровом венке, и Диадумениана, справа, с обнаженной головой.
РЕВЕРС: ΥΠ. ΠΟΝΤΙΑΝΟΥ ΜΑΡΚΙΑΝΟΠΟΛΕΙΤΩΝ (ΩΝ в обрезе перевернуто по отношению к легенде) — Зевс, с обнаженным торсом, в венке и драпировке, сидит на троне влево, держит патеру в протянутой правой руке и скипетр, вертикально, в левой.
В левом поле: Ε.
2. Тетрадрахма, серебро
Александр III Великий
Пелла, 336—328 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Зевса в лавровом венке вправо.
РЕВЕРС: ΦΙΛΙΠΠΟΥ — юноша на лошади вправо, в руках держит пальмовую ветвь и поводья; внизу — изображение кантара (греческой чаши).
3. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 116—115 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний стоит влево, в руках у него — звезда и скипетр; над головой — полумесяц, слева — две монограммы; все внутри венка.
В обрезе: ΖϘΡ (обозначение даты).
4. Тетрадрахма, серебро
Александр II Забина
Неизвестный монетный двор в Киликии, 128—123 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра II в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ — Зевс сидит на троне влево, в правой руке — Ника с венком, в левой — скипетр с тремя лепестками лотоса на наконечнике; слева — монограмма и буква Η, под троном — монограмма.
5. Тетрадрахма, серебро
Антиох V Эвпатор
Антиохия, 164—162 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха V в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево и в левой руке держит скипетр, на вытянутой правой руке у него стоит Ника, надевающая венок на имя царя; слева — монограмма.
В обрезе: ΕΥΠΑΤΟΡΟΣ
6. Тетрадрахма, серебро
Антиох VIII Эпифан (Грип)
Дамаск, 118—117 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха VIII в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ — Зевс Ураний, стоящий влево, в руках у него звезда и скипетр, над головой — полумесяц; слева — две монограммы.
В обрезе: обозначение даты (ΕϘΡ).
7. Тетрадрахма, серебро
Адриан
Лаодикея, 129—138 гг.
АВЕРС: HADRIANVS AVGVSTVS P. P. — обнаженная голова Адриана вправо.
РЕВЕРС: COS. III — Зевс Лаодикейский стоит влево, держит орла в правой руке, скипетр — в левой.
8. Тетрадрахма, серебро
Антиох X Евсеб Филопатор
Антиохия, 95—94 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Антиоха X в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΝΤΙΟΧΟΥ ΕΥΣΕΒΟΥΣ ΦΙΛΟΠΑΤΟΡΟΣ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево, в левой руке он держит скипетр, на правой стоит Ника с венком; слева — буква Α и монограмма, под троном — еще одна монограмма; все внутри венка.
9. Тетрадрахма, серебро
Александр I Балас
Антиохия, 148—147 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Александра I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΑΛΕΞΑΝΔΡΟΥ ΘΕΟΠΑΤΟΡΟΣ ΕΥΕΡΓΕΤΟΥ — Зевс Никифор, в лавровом венке, сидит на троне влево, держит скипетр в левой руке, на вытянутой правой руке стоит Ника, в руках у которой — венок; слева — монограмма Φ.
В обрезе: обозначение даты (ΕΞΡ).
10. Тетрадрахма, серебро
Филипп I Эпифан Филадельф
Неизвестный монетный двор в Киликии, 88—75 гг. до н.э.
АВЕРС: Голова Филиппа I в диадеме вправо.
РЕВЕРС: ΒΑΣΙΛΕΩΣ ΦΙΛΙΠΠΟΥ ΕΠΙΦΑΝΟΥΣ ΦΙΛΑΔΕΛΦΟΥ — Зевс Никифор в лавровом венке сидит на троне влево; на правой руке стоит Ника с венком, в левой — скипетр; слева — монограмма, под троном — еще одна монограмма; все внутри венка.
В обрезе: монограмма.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА