ЗМЕЯ (греч. ophis, лат. serpens). В раннюю эпоху развития культуры отношение к змеям было различным. У многих первобытных народов змей почитали (змеепоклонство — ophiolatrie). Вавилоняне видели в ней олицетворение зла, египтяне — олицетворение мудрости. В тех местах, где водились ядовитые змеи, образовались с древних времен касты заклинателей змей. Во времена греческой античности змей часто содержали как домашних животных для борьбы с мышами. К змеям не чувствовали отвращения и даже позволяли детям играть с ними. Знатные женщины в жару носили змей вокруг шеи для прохлады. В Эпидавре змеи высоко почитались. Бог врачевания Асклепий (Эскулап) изображался с посохом, обвитым змеей. Жезл Эскулапа до сих пор является символом медицины. В Афинах в специальном храме содержалась священная змея Афины. Почитательницы бога Диониса (вакханки) во время празднеств несли в руках кинжалы, тирсы (жезлы Вакха) и змей. Во время войны во вражескую крепость подбрасывали глиняные сосуды с ядовитыми змеями (изображение Ночи — Nyx Пергамского алтаря). В знак победы в битве под Платеями в 479 до н. э. в Дельфах была воздвигнута бронзовая колонна из трех сплетенных змеиных тел, которые несли золотой треножник. Римские племена марсов и офиогенов вели свой род от змей. Римляне заимствовали у парфян жезл с шелковой змеей, которая на ветру надувалась, как сетка для ловли бабочек. Плиний Старший считал наиболее опасным укус змеи аспида. Отвращение к змеям появилось только во времена поздней античности под влиянием христианства. Змея является также созвездием северного неба.
|
||
1.
Денарий, серебро Луций Плавций Планк Рим, 47 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек. РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCV. Кайма из точек. | ||
2.
Денарий, серебро Луций Плавций Планк Рим, 47 г. до н.э. | ||
АВЕРС: Голова Медузы (RRC, CRI, RCTV) или маска Медузы (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас со свернувшимися змеями по обеим сторонам; ниже L · PLAVTIVS. Кайма из точек. РЕВЕРС: Задрапированная и крылатая Виктория (RRC, CRI, RCTV) или Аврора (MRR, BMCRR, CRR, RSC) анфас с пальмовой ветвью, окруженной венком, в левой руке летит вправо, ведя четырех коней (MRR, BMCRR, CRR, RSC: кони Солнца); ниже PLANCVS. Кайма из точек. | ||
3.
Аурей, золото Клавдий Лугдун, 49—50 гг. | ||
АВЕРС: TI. CLAVD. CAESAR AVG. P. M. TR. P. VIIII IMP. XVIII — голова Клавдия в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: PACI AVGVSTAE — крылатая женская фигура (Немесида), в драпировке, идет вправо, держит в левой руке направленный вниз крылатый кадуцей, перед ней ползет вправо змея; ее правая рука поднята вверх и держит край драпировки внизу шеи. | ||
4.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — драпированный бюст Каракаллы в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Асклепий сидит влево, в правой протянутой руке держит патеру, в левой — обвитый змеей жезл. | ||
5.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡΗ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней. | ||
6.
Денарий, серебро Гальба Рим, 68—69 гг. | ||
АВЕРС: IMP. SER. GALBA CAESAR AVG. — голова Гальбы, в лавровом венке, влево. РЕВЕРС: SALVS GEN. HVMANI — женская фигура (Фортуна?), в драпировке, стоит влево, поставив правую ногу на шар, совершает над горящим алтарем жертвоприношение из патеры в правой руке, держа поднятый корабельный руль в левой руке. | ||
7.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — обнаженный Аполлон, в лавровом венке, стоит фронтально, повернув голову влево, опираясь на посох в правой руке, обвитый змеей. | ||
8.
Сестерций, медь Филипп I Араб Рим, 244 г. | ||
АВЕРС: IMP. M. IVL. PHILIPPVS AVG. — драпированный бюст Филиппа I в доспехах и в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: SALVS AVG. — Салюта (Здоровье), в драпировке, стоит фронтально, повернув голову влево, из патеры в правой руке кормит змею, поднимающуюся от алтаря слева, в левой руке держит корабельный руль (RIC: скипетр). В поле внизу слева и справа: S. C. | ||
9.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в пеплосе и в шлеме с гребнем, стоит фронтально, повернув голову вправо и опираясь правой рукой на перевернутое копье, в левой руке она держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева справа. | ||
10.
AE, медь Каракалла Сердика, 211—217 гг. | ||
АВЕРС: ΑΥΤ. Κ. Μ. ΑΥΡ. ϹΕΒΗ. ΑΝΤΩΝΕΙΝΟϹ — бюст Каракаллы в лавровом венке вправо. РЕВЕРС: ΟΥΛΠΙΑϹ ϹΕΡΔΙΚΗϹ — Афина, в шлеме с гребнем, сидит влево; справа от нее стоит щит, на котором сидит небольшая сова; в протянутой правой руке Афина держит патеру, из которой кормит змея Эрихтония, обвившегося вокруг оливкового дерева перед ней. |