ФЛАМИ́Н (flamen), название любого римского жреца, посвятившего себя служению одному определенному богу («И да будут у разных божеств жрецы разные: у всех богов — понтифики, у отдельных богов — фламины»; «DIVISQUE ALIIS ALII SACERDOTES, OMNIBUS PONTIFICES, SINGULIS FLAMINES SUNTO», Cic. De Leg. II. 8), и получившего отличительный эпитет от божества, которому он служит («Каждый из них (то есть, фламинов) имеет прозвище от того бога, чьи священнодействия совершает»; «Horum, sc. flaminum, singuli cognomina habent ab eo deo quoi sacra faciunt», Varro, De Ling. Lat. V. 84). Наиболее почитались фламины, служившие Юпитеру, Марсу и Квирину, Flamen Dialis, Flamen Martialis и Flamen Quirinalis. Плутарх (Num. c. 7) сообщает, что первые две должности учредил Ромул, но большинство источников единогласно приписывают создание всех трех должностей, как и прочие дела, связанные с государственной религией, Нуме (Liv. I. 20; Dionys. II. 64 &c.). Со временем их число возросло до пятнадцати (Fest. s. v. Maximae dignationis): три первоначальных фламина всегда избирались из патрициев и назывались старшими (Majores; Gaius, I. 112); остальные — из плебеев и имели эпитет «младшие» (Minores; Fest. Majores Flamines). Две грубые строки Энния (Varro, de Ling. Lat. VII. 44) сохранили названия шести из них, назначенных, по словам поэта, Нумой:
Volturnalem, Palatualem, Furinalem, Floralemque, Falacrem et Pomonalem fecit Hic idem… [Фламинов] Вольтурна, Палатуи, Фурины |
к которым можно добавить фламина Вулкана (Flamen Volcanalis, Varro, De Ling. Lat. V. 84) и фламина Карменты (Flamen Carmentalis, Cic. Brut. 14). В книгах, посвященных древностям, встречаются также упоминания о фламинах Вирбия (Virbialis), Ларенции (Laurentialis), Лавинии (Lavinalis) и Лукулла (Lucullaris), которые дополнили бы список, однако ничто не доказывает, что эти четверо были римскими, а не просто провинциальными жрецами.
Обычно утверждается, со ссылкой на Авла Геллия (XV. 27), что фламинов избирали в куриатных комициях, и, несомненно, первоначально так и было, но исследовав данный фрагмент, можно увидеть, что грамматик говорит только об их введении в должность, и заключить отсюда, что после принятия закона Домиция их избирали в трибутных комициях, тем более, что столь многие из них были плебеями. После того, как народ назначал фламинов, их принимал (capti) и официально вводил в должность (inaugurabantur) верховный понтифик (Liv. XXVII. 8, XXIX. 38; Val. Max. VI. 9 § 3), чьей власти они всегда были подчинены (Liv. Epit. XIX, XXXVII. 51; Val. Max. I. 1 § 2).
Эта должность считалась пожизненной, но фламина могли вынудить отказаться от нее (flaminio abire) за неисполнение обязанностей или даже в связи с появлением неблагоприятных знамений во время исполнения обязанностей (Val. Max. I. 1 § 4).
Их отличительной одеждой был апекс [APEX], лена [LAENA] и лавровый венок. Их название, согласно Варрону и Фесту, происходит от белой шерстяной ленты (filum, filamen, flamen), обвивавшей апекс, которую они носили без апекса в сильную жару (Serv. Virg. Aen. VIII. 664). Эта этимология более рациональна, чем превращение pileamines (от pileus, «войлочная шапка») во flamines (Plutarch, Num. 7). Самым выдающимся из фламинов был фламин Юпитера (Dialis), последним по значению — фламин Помоны (Pomonalis; Fest. s. v. Maximae dignationis).
Первому полагалось множество особых почестей. Когда возникала вакансия, комиции назначали трех лиц патрицианского происхождения, родители которых были женаты по обряду конфарреации (confarreatio) [БРАК]; верховный понтифик выбирал (captus) и вводил в должность (inaugurabatur) одного из них (Tacit. Ann. IV. 16; Liv. XXVII. 8). С этого момента он освобождался от отеческой власти и становился лицом своего права (sui juris; Gaius, I. 130; Ulpian, Frag. X. 5; Tac. Ann. IV. 16). Лишь он один из всех жрецов носил белую шапку (albogalerus [APEX]; Varro, ap. Gell. X. 15); он имел право на ликтора (Plut. Q. R. p. 119, ed. Reiske), тогу-претексту, курульное кресло и место в сенате в силу своей должности. После того, как эта привилегия долгое время не употреблялась, о ней заявил Г. Валерий Флакк (209 г. до н. э.); по словам Ливия, это требование было удовлетворено скорее из уважения к его высоким личным качествам, чем из убеждения в справедливости его притязаний (Liv. XXVII. 8; cf. I. 20). Только царь священнодействий имел право возлежать выше фламина Юпитера на пиру; если закованный человек искал убежища в его доме, то цепи немедленно разбивали, через имплювий выносили на крышу и затем выбрасывали на улицу (Aul. Gell. X. 15); если преступник по дороге к наказанию встречал его и с мольбой падал к его ногам, то на этот день он освобождался от наказания (Aul. Gell. X. 15; Plut. Q. R. p. 166); эти обычаи напоминают о праве убежища, связанном с личностями и домами папских кардиналов.
В противовес этим высоким почестям, фламин Юпитера подчинялся множеству ограничений и с.541 лишений, длинный перечень которых составил Авл Геллий (X. 15) на основании работ Фабия Пиктора и Мазурия Сабина, тогда как Плутарх в «Римских вопросах» попытался объяснить их значение. В их числе были следующие.
Фламину Юпитера не дозволялось отсутствовать в городе в течение всей ночи (Liv. V. 52); это правило, по-видимому, изменил Август, разрешив отсутствие в течение двух ночей (Tacit. Ann. III. 58, 71); ему запрещалось спать не в своей постели более трех ночей подряд. Таким образом, он не мог управлять провинцией. Он не имел права садиться на коня и даже прикасаться к нему, смотреть на армию, размещенную вне померия, поэтому его редко избирали в консулы. Поистине, может показаться, что первоначально ему вообще запрещалось добиваться какой-либо гражданской должности или занимать ее (Plut. Q. R. p. 169); но этот запрет определенно не имел силы в более поздние времена. Цель вышеназванных правил явно состояла в том, чтобы сделать его в буквальном смысле «безотлучным жрецом Юпитера» (Jovi adsiduum sacerdotem), добиться от него постоянного внимания к жреческим обязанностям, в значительной степени избавить его от всякого искушения пренебречь ими. Происхождение тех суеверий, которые будут перечислены ниже, не так ясно, но любознательный читатель найдет изобилие догадок у Плутарха (Q. R. pp. 114, 118, 164—
Фламиникой (flaminica) называли супругу фламина Юпитера. Он должен был жениться на девице по обряду конфарреации (confarreatio), что требовалось также от двух других старших фламинов (Serv. ad Virg. Aen. IV. 104, 374; Gaius, I. 112), и не имел права жениться вторично. Так что, поскольку участие фламиники в определенных ритуалах было необходимо, развод не допускался, а если она умирала, то фламин Юпитера обязан был отказаться от должности. На фламинику налагались такие же ограничения, как и на ее супруга (Aul. Gell. X. 15). Ее одеждой было крашеное платье (venenato operitur); волосы укладывались в коническую прическу (tutulus) с помощью пурпурной ленты; она носила маленький квадратный плащ с каймой (rica), к которому был прикреплен побег счастливого дерева (Fest. s. v. Tutulum, Rica; Varro, De Ling. Lat. VII. 44). Трудно определить, что в действительности представляла собой rica: либо это короткий плащ, что более вероятно, либо накидка, набрасываемая на голову. Фламинике запрещено было подниматься по лестнице более чем на три ступени (текст Авла Геллия неясен, но цель запрета, вероятно, в том, чтобы никто не мог увидеть ее лодыжки); и отправляясь в Аргеи [ARGEI], она не расчесывала и не заплетала волосы. В каждые нундины в Регии фламиника приносила в жертву Юпитеру барана (Macrob. I. 16).
После смерти фламина Мерулы, который был избран консулом-суффектом после изгнания Цинны (Vell. Pat. II. 20; Val. Max. IX. 12 § 5), а по возвращении марианцев пролил свою кровь в святилище (87 г. до н. э.), на последнем вздохе призывая проклятия на головы своих врагов (Vell. Pat. II. 22), эта жреческая должность оставалась вакантной до тех пор, пока Август, в то время верховный понтифик, не посвятил в нее Сервия Малугинского (11 г. до н. э.) Впрочем, Юлий Цезарь был назначен на эту должность на семнадцатом году жизни, но так и не вступил в нее, и на протяжении всего этого периода обязанности фламина Юпитера исполнял верховный понтифик (Suet. Jul. c. 1, ср. Vell. Pat. II. 43 и комментаторы. См. также Suet. Octav. 31; Dion Cass. LIV. 36; Tacit. Ann. III. 58. Последний историк, если текст верен, утверждает, что перерыв продолжался только 72 года).
Муниципии тоже имели своих фламинов. Так, знаменитая драка Милона и Клодия произошла в то время, когда первый направлялся в Ланувий, диктатором которого тогда являлся, для объявления выборов фламина (ad flaminem prodendum). После обожествления императоров назначались фламины для руководства их культом в Риме и во всех провинциях, и в надписях часто встречаются такие титулы, как фламин Августа (FLAMEN AUGUSTALIS); фламин Тиберия Цезаря (FLAMEN TIBERII CAESARIS); фламин Божественного Юлия (FLAMEN D. JULII) и т. д., а иногда фламин всех Божественных [императоров] (FLAMEN DIVORUM OMNIUM [imperatorum]).
Согласно Фесту и Авлу Геллию (X. 15) фламинией (flaminia) назывался дом фламина Юпитера, откуда не дозволялось выносить огонь для любых целей, кроме ритуальных.
Согласно Фесту, фламинией (flaminia) называлась также младшая жрица (sacerdotula), помогавшая фламинике в ее обязанностях.
|
||
1.
Квинарий, серебро Марк Юний Брут (Квинт Цепион Брут) Передвижной монетный двор Брута, 43—42 гг. до н.э. | ||
АВЕРС: Квесторское сиденье (BMCRR, CRI: subsellium; RRC: sella), к которому прислонен жезл посыльного (virga viatoris), ниже модий, выше L · SESTI; в поле PRO · Q (Lucius Sestius, proquaestor; «Луций Сестий, проквестор»). Кайма из точек. РЕВЕРС: Треножник; слева ритуальный ковш (simpulum); справа шапка фламина (apex); вокруг по часовой стрелке Q · CAEPIO · BRVTVS · PRO · COS (Quintus Caepio Brutus, proconsul, «Квинт Цепион Брут, проконсул»). Кайма из точек. |