Словарь античности

ИППОЛИТ.

1. Гре­че­ский герой, сын Тесея и ама­зон­ки Антио­пы, или Иппо­ли­ты, моло­дой стре­лок, посвя­тив­ший себя богине Арте­ми­де, из-за это­го Иппо­лит откло­нил любовь сво­ей маче­хи Фед­ры. Дви­жи­мая чув­ст­вом мще­ния, послед­няя обви­ни­ла его перед его отцом в пре­ступ­ном пре­сле­до­ва­нии, покон­чив жизнь само­убий­ст­вом. Про­кля­тый отцом, Иппо­лит сва­лил­ся с колес­ни­цы и был про­та­щен по зем­ле коня­ми. По прось­бе Тесея коней испу­га­ло послан­ное Посей­до­ном мор­ское чудо­ви­ще. Име­ют­ся сведе­ния о куль­то­вом почи­та­нии Иппо­ли­та как героя (культ в Тре­зене). Леген­да об Иппо­ли­те вдох­но­ви­ла созда­те­лей дра­ма­ти­че­ских про­из­веде­ний (Еври­пид, Сене­ка, Расин, Шил­лер, Суин­берн, д’Анун­цио), бале­та (Кокто, Орик).

2. Иппо­лит, род. до 170 в Алек­сан­дрии (?), ум. в 236 на Сар­ди­нии в ссыл­ке во вре­мя пре­сле­до­ва­ний со сто­ро­ны Мак­си­ми­на Фра­кий­ца, при папе Каликсте I (217—222) был объ­яв­лен анти­па­пой. Иппо­лит писал на гре­че­ском язы­ке. Сре­ди его трудов, кро­ме ком­мен­та­ри­ев к Биб­лии, извест­ны про­по­веди и дог­ма­ти­че­ское по харак­те­ру сочи­не­ние «Опро­вер­же­ние всех ере­сей» (вклю­чая гре­че­скую фило­со­фию), все­мир­ная хро­ни­ка и цер­ков­ный устав, пред­став­ля­ю­щий опре­де­лен­ную исто­ри­че­скую цен­ность. Лите­ра­тур­ные труды Иппо­ли­та сохра­ни­лись лишь во фраг­мен­тах, часть из них бла­го­да­ря древним пере­во­дам.

См. также:
ИППОЛИТ (Мифы народов мира)
Сло­варь антич­но­сти. Пер. с нем. — Москва, «Про­гресс», 1989.
См. по теме: КОРЕБ • КЛИМЕНА • КЛЕОСТРАТ • БУТ •
ИЛЛЮСТРАЦИИ
(если картинка не соотв. статье, пожалуйста, выделите ее название и нажмите Ctrl+Enter)
1. МОЗАИКА. Греция.
Федра и Ипполит.
Дом Диониса.
Конец II в. н. э.
Пафос, Археологический парк.
2. ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА. Рим.
Ипполит и Федра.
Фреска из Помпей.
Неаполь, Национальный археологический музей.
3. КЕРАМИКА. Греция.
Гипнос и Танатос переносят труп Сарпедона в присутствии Гермеса.
Краснофигурный кратер-калик (сторона A). Аттика.
Подписан Евксифеем (гончар) и Евфронием (художник).
Терракота.
Ок. 515—510 г. до н. э.
Черветери, Национальный музей Чери им. Клаудии Русполи.
4. ГЛИПТИКА. Рим.
Ипполит, его товарищ по охоте, Федра и кормилица.
Камея. Сардоникс, агат.
Надпись: LAV. R. MED.
Неаполь, Национальный археологический музей.
5. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель.
Мрамор.
Ок. 290 г. н. э.
Париж, Лувр.
6. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель: отправление Ипполита и его друзей на охоту и его встреча с кормилицей Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
7. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель, деталь: кормилица Федры приносит Ипполиту любовное послание от Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
8. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Фронтальная панель, деталь: кормилица Федры приносит Ипполиту любовное послание от Федры.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
9. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Правый угол (деталь).
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
10. СКУЛЬПТУРА. Рим.
Саркофаг со сценами мифа о Федре и Ипполите. Правая торцовая панель: Федра, жена Тесея и мачеха Ипполита, вручает служанке письмо к пасынку с признанием в любви.
Мрамор. Конец II в. н. э.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РИМА